Человечность, терпение, отзывчивость, чуткость, теплота. Эти слова снова и снова звучат со сцены на торжественном приеме. Повод для благодарностей и эмоциональных речей весомый: ровно 30 лет назад на Южном Урале впервые заговорили об инклюзивном образовании — сегодня же почти 500 выпускников с нарушениями здоровья окончили Челябинский госуниверситет, еще полторы сотни прямо сейчас получают высшее образование. Что стоит за всеми этими цифрами? И почему даже современной доступной среды еще недостаточно для полноценной инклюзии?
Преграды — не только в отсутствии пандусов
На торжество в честь 30-летия инклюзивного образования съехались гости со всей области и из соседних регионов. В большом зале Заксобрания Челябинской области — представители областного парламента, руководители региональных министерств, ректоры и проректоры вузов из Челябинской, Свердловской и Курганской областей, руководители колледжей и школ, а также общественных организаций инвалидов. Героями торжественного приема стали специалисты, ветераны, студенты и выпускники ЧелГУ.
— Челябинский государственный университет одним из первых вузов в стране обратился к проблеме обучения лиц с инвалидностью на базе университетов. И проблему эту решил. Флагманские позиции в этой нише мы сохраняем до сих пор, — подчеркнул ректор ЧелГУ Сергей Таскаев.
Только за шесть последних лет число студентов-инвалидов в Челябинском госуниверситете выросло на 80 процентов. Почти половина ребят учится на хорошо и отлично, а каждый десятый оканчивает вуз с красным дипломом. А ведь еще в начале 90-х большинство южноуральских школьников с инвалидностью и мечтать не могли о студенческой жизни. Обучали их максимум в интернатах либо на дому. О том, чтобы посещать пары, обедать в столовой или собираться после занятий с одногруппниками, даже речи не шло. И дело не только в пресловутых пандусах или кнопках вызова помощи, которых на тот момент не было в вузовских корпусах. Самые главные барьеры — в головах: тогда многим казалось, что учить на общем потоке людей маломобильных или, допустим, слабовидящих, попросту невозможно.
— Всякая истина, как сказал Эрнест Резерфорд, проходит через три стадии: первая — «это абсурд», вторая — «в этом что-то есть», третья — «это общеизвестно». Это то, с чем столкнулось инклюзивное образование буквально на наших глазах, — отметила начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Дарья Романенкова.
Сегодня студенты с инвалидностью посещают лекции и семинары, участвуют в профессиональных конкурсах и олимпиадах, кто-то уже во время обучения находит работу. Сотрудники РУМЦ ЧелГУ помогают создавать специальные условия инклюзивного образования 29 вузам-партнерам из Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Делятся опытом, составляют методические рекомендации, консультируют, готовят преподавателей и сотрудников сферы профобразования к работе с инвалидами. Рассказывают, как помочь студентам с особенностями здоровья на всех этапах, от выбора будущей специальности до трудоустройства. И как сделать так, чтобы они адаптировались и максимально включились во все сферы университетской жизни.
А началось всё 30 лет назад с экспериментальных групп. В 1992 году два десятка абитуриентов из Челябинска и пяти южноуральских городов поступили в ЧелГУ на экономический, юридический и филологический факультет. Каждый месяц они приезжали в университет на лекции — пока что отдельно от общего потока студентов, собирались микрогруппами по месту жительства, индивидуально занимались с преподавателями. Через два года в вуз зачислили еще 11 человек, а уже в 1995-м в ЧелГУ создали отделение для студентов-инвалидов. Здесь впервые стали переводить таких студентов на интегрированное обучение.
По области начали открываться учебно-консультационные пункты. Южноуральские профессора, преподаватели и методисты разработали целый ряд документов — от методических рекомендаций до нормативных актов — которыми до сих пор пользуются по всей стране. Подтягивалось и техническое оснащение: в корпусах университета появились навигация, пандусы и подъемники, в кабинетах и лабораториях — специальное оборудование, в том числе аппаратура для слабослышащих и слабовидящих студентов.
Создавать открытые возможности для тех, кто в этом особенно нуждается
За 30 лет в вузе сформировалась по-настоящему безбарьерная среда. Сотрудникам удалось подготовить научную, учебно-методическую, информационно-технологическую, кадровую базу, и день за днем они продолжают консультировать работников образования, занимаются довузовской подготовкой и комплексным сопровождением ребят с нарушениями здоровья — словом, делают всё возможное, чтобы интегрировать их во внешний мир.
— Благодаря этому у студентов появляются возможности для реализации талантов, а также понимание того, что они нужны обществу. Более того, полученная профессия поможет обрести независимость, которая так важна для людей с ограничениями по здоровью, — отметил в поздравительном адресе председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.
Кстати, согласно данным Росстата, общее число трудоустроенных инвалидов в России сейчас составляет всего около 30%. При этом среди выпускников ЧелГУ трудоустраивается более 60 процентов.
— Это настоящая инклюзия — жизненная, всесторонняя, — поделился первый вице-президент Всероссийского общества глухих Евгений Безруков и отметил, как важно и дальше делать всё возможное, чтобы высшее образование становилось доступнее для детей с инвалидностью: — Выпускникам специализированных школ — например, с нарушениями слуха — бывает сложно поступить в университет, потому что есть большой разрыв между школьной программой и уровнем требований к первокурсникам. И если мы добьемся того, чтобы выпускники школ имели хорошие знания, то и студентов станет больше. Важно сделать так, чтобы университет, школа и общество были в одной связке. И мы как общественная организация готовы содействовать этому.
— Мы стремимся выстроить систему индивидуального непрерывного сопровождения ребят. Тесно работаем со специальными коррекционными школами, где учатся дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Идеально было бы вести ребят с самого начала, еще с младших классов. Работаем с колледжами — всеми профессиональными образовательными организациями в трех регионах. Также в планах — дальнейшее развитие индивидуальной профориентации и трудоустройства наших студентов и выпускников, — рассказала Дарья Романенкова.
На ближайшие годы запланировано создание регионального учебного научно-методического центра по профессиональной ориентации молодежи с инвалидностью, стажировочной площадки для педагогов профессионального образования, разработка онлайн-курсов для расширения возможностей трудоустройства для студентов и выпускников.
Участники торжественного приема подвели итоги и наметили планы на будущее. И красной нитью во всех обсуждениях, поздравлениях, торжественных речах и благодарностях проходила мысль: инклюзия — это не только безбарьерная архитектурная среда или возможность получить диплом. В первую очередь — это отношение на равных, принимающее и уважительное.
— Давайте постараемся приложить максимум усилий и донести одну мысль до максимального количества людей, работающих в образовательных организациях, в детских садах, школах, в университетах, которые сегодня в эту программу образования инвалидов настолько плотно не включены, — обратился к залу выпускник ЧелГУ Николай Ольховский. — До максимального числа людей давайте донесем мысль о том, что важно в первую очередь относиться друг к другу как к людям. И тогда в Челябинской области, на Урале, в России на несколько сотен тысяч полноценных, самостоятельных граждан станет больше и мы все станем сильнее.
ФГБОУ ВО ЧелГУ, www.csu.ru