Бывший преподаватель Челябинского института путей сообщения Владимир Караблин получит 2,5 миллиона рублей за незаконное уголовное преследование. Его обвиняли в мошенничестве при проведении экзаменов, но в результате оправдали. После этого Владимир Караблин заявил, что пережил тяжелую депрессию и приобрел гипертоническую болезнь. Он запросил в качестве моральной компенсации 4,3 миллиона рублей, суд эту сумму снизил. Но в вузе с таким исходом разбирательств всё равно не согласились.
Из порядочной преподавательской семьи
Иск о взыскании компенсации рассматривал Ленинский районный суд Челябинска. Как отметила в беседе с корреспондентом 74.RU помощник председателя суда Мария Бабенкова, Владимир Караблин из порядочной преподавательской семьи. По ее словам, он еще молодым человеком пришел работать в институт и преподавал там много лет.
— Когда стало распространяться дистанционное образование, Караблин по поручению института стал осваивать и практиковать дистанционные образовательные технологии, — пересказала слова Караблина Мария Бабенкова. — В 2016 году руководство вуза посчитало, что, принимая дистанционно экзамен, истец не осуществлял непосредственного участия в приеме экзамена, а деньги за это получил. В отношении него возбудили уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения). Эта статья предполагает лишение свободы до 6 лет.
В иске с требованием компенсации за незаконное уголовное преследование Владимир Караблин указал, что его обвиняли во внесении ложных сведений в заявление на оплату труда. Эту зарплату начисляли за аттестацию студентов пяти групп в мае 2014 года. В вузе тогда посчитали, что таким образом преподаватель нанес ущерб в сумме 8 тысяч 719 рублей.
— Следствие полагало, что в этом случае всю работу по проведению аттестации в форме компьютерного тестирования и оценке компетенций студентов выполняет не преподаватель, который разработал тесты, провел их со студентами и оценил результаты тестирования, зафиксировав их в экзаменационной ведомости и заверив своей подписью, а сам компьютер. Компьютер должен получить оплату за проведение тестирования, а не преподаватель, — отметил в своем иске Владимир Караблин.
Уголовное преследование Караблина длилось более трех лет и было прекращено в конце декабря 2019 года — в связи с отсутствием события преступления. Всё это время преподаватель находился под подпиской о невыезде.
Караблин утверждает, что в связи с этим он понес тяжкие моральные и материальные потери (во время следствия не имел права вести преподавательскую деятельность). А также, по его словам, подорвал здоровье — «пережил тяжелую депрессию и приобрел гипертоническую болезнь».
— Владимир Караблин заявлял требование о взыскании — 4 миллионов 308 тысяч 650 рублей, — уточнила помощник председателя Ленинского районного суда. — 17 мая 2023 года суд удовлетворил иск частично, взыскав 2 миллиона 500 тысяч рублей компенсации морального вреда, причиненного уголовным преследованием.
Позиция института
Мы обратились за комментарием в Челябинский институт путей сообщения.
— У нас работал этот сотрудник, — ответил корреспонденту 74.RU представитель вуза, попросивший не называть в статье его имя и должность. — Он осуществлял свою деятельность в центре дополнительного профессионального образования. И осуществлял ее, в общем-то, в своих целях, что и привело к этой ситуации.
В институте считают, что правоохранительные органы заинтересовались деятельностью Караблина после обращения студентов.
— Вы знаете, там процедура у всех одинаковая. Там проводилась какая-то проверка, а мы о ней даже и не знали. Первичная информация дошла до полиции не из института, а, видимо, от слушателей допобразовательных курсов. Естественно, после проведения проверки они пришли к потерпевшему — в этом деле пострадавшей стороной был наш институт. Отсюда и возникло заявление директора. Инициатором уголовного дела институт не выступал, — заверил представитель вуза. — Мы, как потерпевшие, не согласны с решением суда, наши интересы остались не защищены.