Двери Челябинского института путей сообщения вновь открыты для выпускников школ и колледжей. По школьному аттестату в ЧИПС зачисляют на программы среднего профессионального образования, вступительные экзамены сдавать не нужно. Выпускники техникумов и колледжей, имеющие на руках результаты ЕГЭ, могут получить высшее образование. Сколько сегодня зарабатывают железнодорожники? Будут ли выпускники ЧИПС работать на челябинском метротраме? И что ждет машинистов электропоезда, когда управление локомотивом станет беспилотным? Об условиях обучения в вузе и железных дорогах будущего рассказал директор ЧИПС УрГУПС Константин Рыбалченко.
«Для наших выпускников открыты любые двери»
— Константин Юрьевич, почему учиться в Челябинском институте путей сообщения престижно?
— Мы готовим специалистов для компании «Российские железные дороги». А это, как говорит президент Владимир Владимирович Путин, локомотив экономики. РЖД — стабильная высокотехнологичная организация, одна из самых крупных транспортных компаний в мире, она есть и будет всегда. Ее развитие идет семимильными шагами, инновационными путями.
Профессии, которые получают наши студенты, будут востребованы всегда, перед выпускниками открыты двери любых предприятий. Их с удовольствием берут на работу не только транспортные компании, но и крупные заводы УрФО и России, потому что знают — наши студенты хорошо подготовлены и дисциплинированы. А это главное для работодателя.
82% выпускников выбрали РЖД
— Пару лет назад в вузе было 100% трудоустройство выпускников. Тенденция сохраняется?
— Конечно. Всё благодаря имиджу РЖД и сотрудникам института. Эффективно функционирует центр по трудоустройству выпускников.
Центр не только содействует трудоустройству, но и в течение первых трех лет отслеживает карьеру выпускников, собирает отзывы от работодателей. Обратная связь необходима, чтобы оперативно вносить коррективы в рабочие программы.
Ежегодно в феврале — начале марта в вузе проходит ярмарка вакансий, в которой участвуют потенциальные работодатели. Трудоустройство у нас действительно стопроцентное. Большинство идут работать в РЖД — в прошлом году это 82% выпускников. Остальные устроились на промышленные предприятия региона. Как правило, это крупные компании, имеющие железнодорожные цеха, свои подъездные пути и свой подвижной состав.
«В вузе 100% трудоустройство. В 2022 году 82% выпускников устроились на РЖД, 18% — на промышленные предприятия региона»
Выпускники строят аэродромы
— В какие отрасли уходят работать выпускники, если не выбирают РЖД? В большинстве случаев это логистика?
— Не только. Очень востребована специальность «Электроснабжение». Специалиста в этой области возьмут на работу на электрометаллургический комбинат, трубопрокатный и электровозоремонтный, цинковый и металлургический заводы, в электросети, на предприятия городского транспорта.
Выпускникам специальности «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» под силу строительство автомобильных дорог. Наши выпускники строят даже аэродромы.
Ребята хорошо знают физику и математику, разбираются в управлении техническими системами. Устройства сигнализации, централизации и блокировки автоматики тоже во всех отраслях есть. Взять хотя бы птицефабрику. Заложили яйцо в инкубатор — кто регулирует в нём температуру? Система автоматики. А кто их может обслуживать? В том числе и наши выпускники. Но мы не размениваемся на другие отрасли. Наши выпускники — это уникальные специалисты, своего рода эксклюзив на рынке труда. Мы готовим их под заказ РЖД.
Примерят профессию машиниста метро
— Губернатор Алексей Текслер решил реализовать проект метротрама. Примут ли в нём участие ваши выпускники? Какие перспективы их ждут?
— Думаю, вуз будет привлекаться для подготовки специалистов, а нашим выпускникам предстоит работать в этой отрасли. Ведь к метротраму предъявляются практически те же требования, что и к магистральному железнодорожному транспорту.
У студентов большие перспективы. Сейчас активно строится вторая нитка Байкало-Амурской магистрали. Новая транспортная артерия позволит экономике наших регионов вздохнуть с облегчением, перед нами открывается огромный азиатский рынок. А с дружественными государствами сейчас важно развивать взаимодействие. Часть наших выпускников трудится на этой великой стройке.
Кроме того, в декабре прошлого года вуз подписал соглашение с ЮУЖД о создании бизнес-инкубатора и бизнес-акселератора на площадке ЧИПС УрГУПС. Сегодня наши студенты уже ведут работу над двумя интереснейшими проектами совместно с преподавателями института и консультантами ЮУЖД.
— До железных дорог уже добралась цифровизация? Как это отразится на ваших студентах?
— Как известно, Челябинск-главный — одна из самых крупных и современных железнодорожных станций России. Неудивительно, что именно здесь сегодня реализуется пилотный проект «Цифровая железнодорожная станция». На станции внедрят умные системы, позволяющие производить ряд операций с грузовыми поездами и вагонами в автоматическом режиме без участия человека. Уже сегодня некоторые виды станционных работ выполняются под управлением компьютера по показаниям датчиков.
За последние годы здесь автоматизировали ряд производственных операций, что позволило передать компьютерным системам часть повседневной работы персонала по формированию грузовых поездов. Следующий шаг — автоматизация процессов, которые, как раньше считалось, могут выполняться исключительно человеком.
«Квалифицированный специалист всегда останется востребованным — умными системами должны управлять умные люди»
Но это не говорит о том, что человеческий ресурс будет исключён. В первую очередь автоматика выведет работников из опасных зон, из рутинного режима труда. Квалифицированный специалист всегда останется востребованным — умными системами должны управлять умные люди.
«Мы сосредоточились на главном»
— Какое внимание в вузе уделяется качеству подготовки кадров?
— Железнодорожные перевозки — ответственная работа. Когда диспетчер, наш выпускник, управляет каким-то участком Южно-Уральской железной дороги, в его руках тысячи жизней. Совсем недавно в Индии произошла крупная железнодорожная катастрофа с 300 погибшими. Вот чтобы этого избежать, мы уделяем огромное внимание качеству подготовки специалистов.
Обучаем студентов исключительно железнодорожным специальностям. Мы сосредоточились на главном. Один из руководителей Министерства путей сообщения однажды сказал: «Для того чтобы учебное заведение эффективно функционировало, оно должно реализовывать не больше 5–6 специальностей. В противном случае падает качество подготовки».
Качество подготовки специалистов и развитие материальной базы института контролирует особый орган — Попечительский совет Челябинского института путей сообщения. Возглавляет совет начальник ЮУЖД Игорь Владимирович Рязанов.
«В руках наших выпускников тысячи жизней. Это очень ответственная работа»
К учебному процессу и итоговой аттестации привлекаем руководителей и ведущих специалистов предприятий железнодорожной отрасли — будущих потенциальных работодателей выпускников. Это позволяет обеспечивать высокое качество подготовки специалистов, в том числе к реальным условиям работы по выбранной специальности, формировать необходимые компетенции непосредственно в процессе обучения. Наши студенты регулярно занимают призовые места в конкурсах профессионального мастерства как регионального, так и всероссийского уровней.
РЖД — высокотехнологичная компания, а техника сегодня меняется стремительно. Поэтому студенты и преподаватели — частые гости на предприятиях ЮУЖД, знакомятся с новинками производства. С ЮУЖД у нас заключён сетевой договор, в рамках которого студенты проходят практические занятия в учебном центре профессиональной квалификации.
— Расскажите про преподавательский состав вуза.
— Студентов обучают высококвалифицированные педагоги. Все преподаватели профильных дисциплин имеют стаж работы на предприятиях железнодорожной отрасли. Согласно ФГОС, не менее 5% преподавательского состава должны составлять производственники, поэтому к преподавательской деятельности привлекаются ведущие специалисты, инженеры и руководители предприятий ЮУЖД.
Руководство ЮУЖД идет с институтом рука об руку. 1 сентября по традиции лекцию для первокурсников читает начальник ЮУЖД Игорь Владимирович Рязанов.
В течение года тематические лекции по специальностям проводят заместители начальника ЮУЖД, начальники служб, главные специалисты. Они знакомят студентов с новшествами, делятся перспективными планами.
В вузе читают не только профильные, но и общепрофессиональные дисциплины — физику, математику, русский язык, историю, правоведение, обществознание, химию. Со студентами работают доктора и кандидаты наук, преподаватели высшей и первой категории. Постоянное совершенствование, следование трендам в области образования, тесное сотрудничество с ЮУЖД позволяет ЧИПС УрГУПС готовить высококвалифицированных специалистов
Глубокая модернизация до 2025 года
— Пару лет назад в вузе планировали запустить масштабную модернизацию учебно-лабораторной базы. Как она продвигается?
— Компания РЖД уже обеспечила нас двумя современными тренажерными классами. К 1 сентября была оформлена брендированная аудитория, ее оснастили современной техникой, появилась комфортная коворкинг-зона для студентов. Глубокая модернизация вуза по программе РЖД продолжится до 2025 года.
Руководство ОАО «РЖД» поддержало участие ЧИПС УрГУПС в конкурсе Федерального проекта «Профессионалитет». Выиграв конкурс, мы получим средства из федерального бюджета, и от ОАО «РЖД» на приобретение оборудования, мебели, технических средств обучения, программного обеспечения.
«Техника сегодня меняется стремительно. Но мы не можем позволить себе учить студентов на старом оборудовании»
— Устраивают ли работодателей вчерашние студенты ЧИПС УрГУПС, которые приходят к ним на работу?
— Нареканий от работодателей к нашим выпускникам нет. Их не надо переучивать, потому что студенты проходят производственную практику на реальных рабочих местах. В 70% случаев она оплачивается.
Как правило, при получении документа об образовании выпускники возвращаются на те же рабочие места, где были на производственной практике. И сразу включаются в рабочий процесс. На предприятии новичка ждет стажировка, она длится от 2 до 14 смен. Нужно сдать практические экзамены, прослушать инструктаж, пройти первичную проверку знаний — только после этого работодатель допускает сотрудника до самостоятельной работы. Далее он трудится наравне с другими специалистами.
— Какую зарплату в среднем зарабатывают железнодорожники? Можно ли рассчитывать на достойный стабильный заработок?
— Сегодня средняя зарплата по ЮУЖД составляет 65 000 рублей. В первое время выпускник будет зарабатывать меньше. Даже специалиста с высшим образованием поначалу трудоустроят на рабочую профессию — например, составитель поездов, монтер пути, электромонтер, слесарь по ремонту тягового подвижного состава, проводник пассажирского вагона. Этот период занимает, как правило, 3–6 месяцев и нужен для того, чтобы новичок показал все свои навыки и умения.
«Наших выпускников не надо переучивать, потому что они проходят производственную практику на реальных рабочих местах»
Выстроенная в компании ступенчатая карьерограмма позволяет выпускнику осваивать всю глубину профессии и наращивать уровень заработнойой платы. Поначалу выпускник в зависимости от специальности будет зарабатывать порядка 40 000 рублей. При трудоустройстве выпускнику присваивают статус молодого специалиста и выплачивают подъемные, чтобы он организовал свой быт — снял квартиру, купил что-то. Ведь первую зарплату он получит только через месяц.
— Работа на железной дороге — это всегда дополнительные социальные программы и гарантии. Расскажите об этом подробнее.
— Покидая вуз, наш выпускник чувствует себя защищенным. Его поддерживают мощный коллективный договор, разработанный в компании РЖД. Сотрудник компании может рассчитывать на льготную ипотеку, бесплатный проезд железнодорожным транспортом, дополнительные выплаты при рождении первого и второго ребенка и множество других льгот и компенсаций. Еще во время учебы студенты вступают в профсоюз работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ). Профсоюзный стаж позволяет им воспользоваться всеми льготами в полном объеме в начале карьеры, а это санатории, дома отдыха, спортивные сооружения и т. д.
60% студентов на спорте, остальные «танцуют»
— Чем занимаете студентов после пар? Раскрываются ли ребята в спорте, творчестве?
— Для студентов созданы все условия для самореализации. Конечная цель — воспитать для нашего государства всесторонне развитую личность.
В спорт вовлечены порядка 60% студентов. При вузе открыты более 10 бесплатных секций, есть спортивный и тренажерный залы. Для занятий активно используем инфраструктуру ЮУЖД — благо стадион «Локомотив» совсем рядом. Создан свой студенческий спортивный клуб, ребята участвуют во внутривузовских, районных, городских, областных и межрегиональных соревнованиях, регулярно занимают призовые места.
Для творческих, увлеченных студентов открыты театральная мастерская, вокальная и танцевальная студии. Студенты играют в КВН, поют и танцуют. В вузе регулярно организуют фестивали студенческого творчества «Весна студенческая», «ЧИПС, зажигай». Все знаковые мероприятия проводим на площадке Дворца культуры железнодорожников. 4 июля на сцене будем торжественно вручать дипломы нашим выпускникам. Праздничные концерты с участием талантов ЧИПС УрГУПС также проходят во Дворце железнодорожников. На концерт 9 Мая, в общенародный праздник, пригласили жителей Советского района, 1,5 часа пели песни и читали стихи про войну.
Пройти на бюджет по среднему баллу аттестата
— Каких абитуриентов ждете? Расскажите о вступительных испытаниях, которые для них приготовили.
— Будем рады умным абитуриентам с высоким потенциалом. Ждем ребят с линии — иногородних, таких студентов у нас около 50%. В Челябинске четыре общежития, относящихся к ЧИПС УрГУПС. Всем без исключения предоставим место для проживания.
В конце августа заканчивается прием документов на очную, а в конце сентября — на заочную форму обучения. На программы среднего профессионального образования вступительных экзаменов не проводится, сдавать ЕГЭ тоже необязательно — принимаем на базе 9-х и 11-х классов по среднему баллу аттестата. Можно пройти на бюджет, если балл недостаточный, но не ниже минимального порога — на коммерческую основу.
«Покидая вуз, выпускник чувствует себя защищенным. Его поддерживают мощный коллективный договор и профсоюз»
Чем выше средний балл аттестата на СПО, тем выше будет конкурс. В 2022 году на специальность «организация перевозок и управление на транспорте» средний балл был 4,55. Это пополам четверок и пятерок в аттестате.
Что касается высшего образования, обязательными предметами являются профильная математика и русский язык. Третий предмет — физика или информатика на выбор. Проходной минимальный балл в наш вуз равен установленому Министерством образования и науки РФ: математика — 27 баллов, физика и русский язык — 36 баллов, информатика — 40 баллов.
Для получения высшего образования для выпускников школ обязательное условие ЕГЭ. В 2022 году минимальный проходной балл на бюджет был 190. Выпускники техникумов и колледжей поступают по результатам внутренних вступительных испытаний в форме компьютерного тестирования.
— Когда состоится День открытых дверей?
— Запомните дату — 18 июня. Для абитуриентов, поступающих на программы СПО, День открытых дверей пройдет на Цвиллинга, 56. Для тех, кто пришел за высшим образованием, — во втором учебном конкурсе на Свободы, 106б. Ждем всех. Проведем для гостей экскурсии по институту, познакомим с материальной базой, сотрудники подробно расскажут о правилах приема. Абитуриенты должны получить исчерпывающую информацию о сроках подачи документов, специальностях, которые представлены в институте, и даже дальнейшем трудоустройстве.
ЧИПС УрГУПС реализует программы высшего и среднего профессионального образования. По программам высшего образования институт готовит специалистов по четырем направлениям: «подвижной состав железных дорог», «эксплуатация железных дорог», «системы обеспечения движения поездов», «строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». По программам среднего профессионального образования ЧИПС УрГУПС готовит специалистов по пяти специальностям: «электроснабжение», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «автоматика и телемеханика на транспорте», «организация перевозок и управление на транспорте».
Узнать подробнее о специальностях и правилах приема в Челябинский институт путей сообщения можно на сайте вуза в разделе «Абитуриенту» или по телефонам приемной комиссии: (351) 219-07-07, 219–07–71.
ЧИПС УрГУПС;
ул. Цвиллинга, 56;
телефоны приемной комиссии: 219-07-07, 219-07-71.
ФГБОУ ВО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ», Chirt.usurt.ru.