Профессии становятся популярными и так же стремительно выходят из моды. Но в Челябинске уже 80 лет готовят специалистов, которые стабильно востребованы у работодателей — и в последние годы спрос бьет все рекорды. За выпускниками института путей сообщения «охотятся» предприятия по всей области — и за ее пределами. Как скоро на Южный Урал придут квантовые технологии и что будет, если машинистов заменит искусственный интеллект, рассказал директор ЧИПС УрГУПС Константин Рыбалченко.
Работодатели выстраиваются в очередь
— Константин Юрьевич, на рынке труда сейчас огромный спрос на инженерные специальности. Студенты и выпускники УрГУПС, наверное, нарасхват у работодателей?
— За 80 лет институт ни разу не выпускал специалистов «на улицу»: каждый наш выпускник — штучный экземпляр. Студенты не успевают защитить диплом, а уже имеют не одно предложение по трудоустройству. Когда на всероссийском конкурсе профмастерства наш студент завоевал первое место — то получил сразу десятка два предложений от работодателей со всей страны. И такие примеры не редкость.
Не только железная дорога сегодня остро нуждается в кадрах, но и все крупные промышленные предприятия, которые имеют подъездные железнодорожные пути. Наши ребята идут и в городской электротранспорт. В 2026 году завершится строительство метротрама — кто будет там работать? Конечно же, наши выпускники. От Челябинска до Екатеринбурга планируют проложить высокоскоростную железнодорожную трассу — и тоже понадобятся специалисты. В перспективе потребность будет только расти.
— Здорово, когда молодой специалист может выбирать, куда пойти, и везде его ждут…
— Да, причем к выпуску студенты, как правило, уже работают: трудоустраиваются во время производственной практики на предприятия ОАО «РЖД» и в дочерние компании, на промышленное производство — и получают зарплату как полноценные сотрудники. Местами обеспечиваем всех: руководство института заключило более 80 договоров с предприятиями-базами практик для дальнейшего трудоустройства студентов.
И романтика, и хороший заработок
— Раньше на Урале было много железнодорожных династий — работа в отрасли всегда считалась престижной, а сейчас?
— Среди наших студентов немало «потомственных» железнодорожников. Более того, к нам нередко приходят учиться люди из совершенно других сфер: педагоги, юристы, врачи. Недаром говорят, что первое образование мы получаем для родителей, а второе — уже для себя. Всем запомнился случай, когда в институт приходил поступать танцор балета: он завершил творческую карьеру и решил исполнить давнюю мечту — стать машинистом поезда! Профессия машиниста, кстати, сегодня очень популярна у молодежи.
— Всех привлекает романтика дальних дорог?
— И комфортные условия труда. Управлять современной техникой — одно удовольствие. И заработная плата достойная. Не секрет, что работа на железной дороге — это стабильный заработок и всегда великолепные социальные программы и гарантии. Доход индексируется ежеквартально, есть различные выплаты, льготная ипотека, плюс инфраструктура: детские сады, школы для детей сотрудников. Специалисты, особенно молодые, активно пользуются услугами тренажерных залов, ДМС, отдыхают в профилакториях — все возможности для этого есть.
Развиваться, опережая тренды
— При выборе профессии многие переживают, не заменят ли их завтра роботы или нейросети. Какие перспективы у будущих железнодорожников?
— Действительно, транспортная инфраструктура становится всё более сложной, растут грузопотоки и пассажиропотоки, требования к качеству и скорости становятся выше. Человеку регулировать такой объем задач всё труднее. На смену приходят автоматизированные системы управления, интеллектуальные системы.
На станции Челябинск-Главный сейчас внедряется пилотный проект, пока единственный в России — цифровая железнодорожная станция. Управление локомотивами, роспуск и формирование поездов, сцепка-расцепка вагонов — всё это перейдет на «безлюдное» управление. Например, состояние подвижного состава будет проверять уже не осмотрщик с молоточком, а роботизированная система. Значит, в ближайшем будущем потребуются квалифицированные специалисты по модернизации, по контролю и обслуживанию новых систем — и наши студенты изучают всё это уже сегодня.
— И без работы точно не останутся?
— Конечно. Технологии отодвигают человека в безопасную зону, но человек продолжает управлять процессами. Так что если, скажем, через 15-20 лет профессия машиниста изживет себя, будет беспилотное управление локомотивом, поездом — мы к тому моменту уже разработаем соответствующие образовательные программы. Вуз дает актуальные знания и компетенции — готовим кадры под текущий момент.
Сейчас наступает новая эра квантовых технологий, квантовых коммуникаций. Это инновационная защищенная система передачи данных, которую невозможно взломать. Квантовые телефоны, компьютеры, сети — за ними будущее. На ЮУЖД в этом году планируется проложить две линии магистральной квантовой сети. Следовательно, появляется огромный спрос на обслуживание современных технологий. По поручению руководства ЮУЖД мы первыми из железнодорожных вузов начали подготовку документов для лицензирования по специальности СПО 11.02.19 «Квантовые коммуникации».
Учиться на практике у «локомотивов» профессии
— Учебный процесс не ограничивается лекциями, книгами и конспектами?
— Технические специальности требуют много практики. У нас есть модернизированный полигон, где полностью воссоздана вся железнодорожная инфраструктура: путь, вагоны, тележки, колесные пары, настоящая контактная сеть, стрелочный перевод, светофоры. В рамках взаимодействия РЖД с университетскими комплексами уже поставлено два новых класса по эксплуатации железных дорог, в этом году ждем современный тренажерный комплекс по автоматике и телемеханике. Также в учебном корпусе оборудованы две брендированные зоны: коворкинг и лекционная аудитория.
Примечательно, что читают лекции не только наши преподаватели, но и первые лица ЮУЖД. Начальник железной дороги, главный ревизор и другие эксперты специально выделяют время и ведут занятия для наших студентов. Мотивируют, рассказывают обо всех инновациях, с которыми предстоит иметь дело выпускникам. Говорят, вот вы через два года получите диплом, к нам придут новые локомотивы — и вы на этой технике будете работать.
При поддержке дороги на базе института создали бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор, где все наши идеи сейчас воплощаются в жизнь. В сентябре откроем центр технического творчества и инноваций для студентов. Ребята смогут проводить научные исследования, создавать лабораторное оборудование для наших учебных нужд, а также выполнять проекты по цифровой железнодорожной станции. Наши студенты, кстати, ежегодно участвуют в научных конференциях различного уровня, включая международный.
Взять от студенческой жизни максимум
— Легко ли вчерашним школьникам влиться в студенческую жизнь? Многие ведь приезжают из области, оказываются вдали от дома.
— Все иногородние студенты на 100% обеспечены общежитиями, которые находятся в непосредственной близости от вуза. Всё рядом: парки, театры, музеи, скоро вдоль улицы Свободы отстроят новый сквер для прогулок. Ребята и учатся, и живут в самом центре Челябинска, в комфортных и безопасных условиях.
— Родители могут быть спокойны?
— Абсолютно. Наш заместитель директора по воспитательной работе Наталья Вячеславовна Аверенкова заменит и маму, и папу. (Улыбается.) Для новеньких действуют адаптационные программы. Старшекурсники в неформальной обстановке помогают познакомиться с вузом, традициями, проводят командообразующие тренинги и игры. У нас очень сильная профсоюзная студенческая организация, все активно туда вливаются. Новичкам всегда напоминаем, что мы — будущее железных дорог. И что студенчество — самое яркое время в жизни.
— И эти годы наверняка запомнятся не только учебой?
— Со звонком с последней пары для студентов начинается содержательная, насыщенная, разнообразная внеучебная жизнь. Ребята занимаются в различных спортивных секциях, их у нас десять, участвуют в творческих мероприятиях — от КВН до художественной самодеятельности. Работает вокальная, хореографическая, театральная студия. В течение года студенты результативно участвуют в спортивных соревнованиях и конкурсах различного масштаба. Также у нас действует волонтерский корпус, мероприятия проходят круглый год.
Самые активные во время учебы успевают еще и работать. Ежегодно в институте организуют сезонные студенческие отряды проводников и вожатых. Это романтика, хорошие друзья — и неплохой заработок. Есть и стройотряды, учащиеся и выпускники этим летом поедут на легендарную стройку БАМ.
Ежегодно наши студенты номинируются на именные стипендии, успешных ребят нередко поощряют турпоездками. Есть и обычная государственная стипендия, и социальная, и целевая. Мастера спорта, кандидаты, разрядники получают спортивные стипендии. Если студент успешен в учебе, в спорте, в науке и творчестве, то в месяц может получать до 30 тысяч рублей, а потом и на оплачиваемую практику устроиться.
Начать дорогу в успешную и самостоятельную жизнь
— Стипендии, оплачиваемая практика, летние отряды… Выходит, затраты на образование могут окупиться еще во время учебы?
— Большинство наших студентов и так учатся на бюджете. В последние годы в России идет тренд на увеличение количества бюджетных мест на технические специальности. На предприятиях области высока потребность в кадрах железнодорожного профиля, и мы второй год подряд выигрываем дополнительные, региональные бюджетные места. Практически возвращаемся во времена, когда высшее и среднее профессиональное образование было за счет государства. Возможности созданы все — ты только приходи, поступай, учись.
— Легко ли поступить в вуз, что важно знать абитуриентам?
— 16 июня в ЧИПС УрГУПС состоится День открытых дверей. Это прекрасная возможность познакомиться с нашим вузом поближе, узнать подробную информацию о поступлении и специальностях, посетить учебные лаборатории, поучаствовать в мастер-классах, задать интересующие вопросы деканам, пообщаться со студентами. Ждем всех желающих!
Узнать подробнее о специальностях и правилах приема в Челябинский институт путей сообщения можно на сайте в разделе «Абитуриенту» — и при личной встрече 16 июня на дне открытых дверей.
ЧИПС УрГУПС,
ул. Цвиллинга, 56;
телефоны приемной комиссии: 219-07-07, 219-07-71.
ФГБОУВО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ», chirt.usurt.ru.