Как бы ни росла в последнее время популярность инженерных профессий, рынку остро требуются не только «технари». Спрос на грамотных экономистов в стране не только не падает — становится еще выше. Как стать незаменимым экспертом, которого бизнес будет переманивать друг у друга гигантскими бонусами и «золотым парашютом»? И есть ли шансы сделать блестящую карьеру на производстве, не сдавая физику и математику? Какие профессии сегодня престижны и востребованы и как бизнес сотрудничает с вузами, рассказал директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ Юнер Капкаев.
— Юнер Шамильевич, может показаться, что рынок сегодня вращается вокруг инженерных кадров. Какие перспективы у тех, кто поступает на экономические специальности?
— Мы готовим не менее востребованных и актуальных специалистов, в том числе по направлениям инженерно-экономического блока — например, по управлению качеством. На предприятиях сейчас огромное внимание уделяют производительности труда, в стране растет тренд на бережливое производство — нужны люди, способные отладить бизнес-процессы, обеспечить контроль качества. Такие специалисты востребованы и в сфере услуг — например, в банковском секторе. Создаются целые службы по работе с клиентами, компании ищут руководителей подразделений, которые будут контролировать качество обслуживания, — потребность в кадрах колоссальная.
— Каким еще востребованным профессиям учат в институте?
— Одна из флагманских специальностей — «Таможенное дело». Только в Челябинской таможне работает 27 выпускников института, а еще на таможенных постах и Уральской электронной таможне. Более того, многие предприятия региона занимаются внешнеэкономической деятельностью, и везде нужны специалисты, которые знают, как отработать новые каналы сбыта, выстроить схемы перевозки, оптимизировать структуру платежей или, скажем, участвовать в тендерах.
Наши студенты понимают аналитические процессы, разбираются в нормативно-правовой базе. В едином таможенном пространстве находится несколько государств, есть своя специфика торговли с ближайшими соседями, с дружественными, а теперь еще и недружественными странами — наши студенты знают все тонкости. Более того, они разбираются и в «гражданских» кейсах, таких как приобретение автомобиля, ввоз и растаможивание, в результате оказание услуг физическим лицам, в том числе и консалтинг в подобных вопросах, для некоторых в дальнейшем становится способом получения дохода.
— Как бы ни менялась ситуация, экономическое образование всегда пригодится?
— Конечно, и «Бизнес-аналитика и маркетинг» — наша ключевая образовательная программа. Выпускники умеют анализировать экономические события, будь то инвестиции или продажи, производственные процессы, управление сырьевыми потоками, распределение ресурсов собственника по видам активов и так далее. Много внимания уделяем маркетингу, ведь маркетологи сейчас управляют рынком.
— Чтобы учиться в экономическом вузе, нужно дружить с математикой?
— В этом году мы подготовили новую образовательную программу — «Проектное управление и бизнес-стратегии». Сдавать математику для поступления необязательно, все-таки управленцы в первую очередь работают с другими людьми (улыбается). Ждем абитуриентов с гуманитарными способностями, готовых вовлечься в управленческие процессы.
— Расскажите подробнее про новую программу, какие перспективы открываются перед студентами?
— Дефицит специалистов в области проектного управления значительный. Мы тесно общаемся с работодателями и часто слышим: «У нас есть сильные айтишники, которые пишут программный код, есть хорошие финансисты — и не хватает грамотных менеджеров, способных координировать их действия, вести проект для конкретного заказчика». Люди, которые могут объединить команду, определить сроки, сформировать последовательность задач, привлечь определенные ресурсы — это то, чего не хватает практически любому бизнесу.
И другая сторона этого направления — бизнес-стратегии. Малый и средний бизнес активно развивается, но у большинства предпринимателей нет стратегического видения. Мы видим, как крупные торговые сети с какими-то баснословными бонусами и огромными зарплатами переманивают топ-менеджеров, способных выстроить рабочую стратегию. Они готовы брать их хотя бы на время, чтобы потом отпустить с «золотым парашютом». Потому что отдача от работы одного специалиста в разы превосходит все затраты. Мы готовим именно таких экспертов.
— Под силу ли вчерашнему школьнику овладеть такими навыками и добиться успеха?
— У ребят есть все шансы быстро вырасти с нуля. Самое сложное, пожалуй, это на первых курсах дать им понять, зачем вообще учиться (улыбается). Мы помогаем взять достаточный разбег, чтобы сравняться с теми, кто уже есть на рынке. Наши выпускники обладают большей энергией, большими знаниями, они разбираются в технологиях, умеют выстраивать коммуникации. Работодатели, кстати, часто с готовностью берут молодежь даже не из-за дефицита кадров, а чтобы «раскачать» систему, привнести новое.
Преимущество молодых — свобода от шаблонов. Пусть люди с опытом и дальше решают те задачи, которые у них хорошо получаются. Многие ведь так и застревают в трясине: хорошо учились, попали на неплохую позицию, им всё понятно, они выполняют свою работу — на них сверху сели и едут. Мы же помогаем разогнаться так, чтобы остановиться было сложно. Даем компетенции для яркого скачка на старте, придаем потенциал.
— Выпускник ИЭОБиА получает не один диплом, а сразу несколько?
— Это наше преимущество. Таможенники, например, параллельно, то есть дополнительно и бесплатно для студента, получают два диплома о дополнительном профессиональном образовании — экономиста и декларанта. Экономисты — диплом финансового директора и специалиста по работе с инвестпроектами. Менеджеры — вообще второй диплом экономиста предприятия. Такой подход дает свои плюсы уже во время учебы: группы разных направлений пересекаются на общих предметах, ребята расширяют круг общения, заводят новые контакты, формируют перспективы.
— Есть ли возможность учиться заочно?
— Да, причем мы можем набрать, например, две очные группы таможенников, и полгруппы в процессе перейдет на заочку, потому что студенты устраиваются на работу. По экономике, менеджменту и управлению качеством государство жестко ограничивает возможность заочной подготовки, по этим направлениям у нас очно-заочная форма. Также очно-заочно мы готовим по государственному муниципальному управлению и юриспруденции. И в этом году запускаем новое направление «Управление персоналом», у которого будет очень интересный профиль — «HR-менеджмент и управление командами».
Важно, что образование максимально клиентоориентированное. Где бы ни находился студент, у него будет возможность учиться с комфортом благодаря дистанционным технологиям. Более того, мы выстроили сеть представительств и центров, наша география простирается от Оренбургской и Курганской областей до Крыма и Сочи (куда подают документы жители Абхазии в том числе).
— Студенческие годы принято считать самыми яркими в жизни. Учеба в институте запомнится не только лекциями?
— Достаточно заглянуть в наши соцсети: сами студенты делятся впечатлениями, рассказывают об учебе и институтской жизни. Многие профессионально занимаются спортом, представляют наш регион и даже страну на различных чемпионатах. Поют, танцуют, играют на сцене, занимаются киберспортом, то есть каждый найдет единомышленников. В ЧелГУ каждый год проходит Кубок ректора: факультеты соревнуются, набирают баллы, сильнейшие команды едут на море или на сплавы. Ребята участвуют во флешмобах вместе с любимыми педагогами, постоянно придумывают какие-то активности. Преподавательский состав у нас достаточно молодой, и даже возрастные профессора полны энергии и молоды душой.
— Расскажите подробнее о преподавателях.
— Мы сформировали сильную команду — все очень разные, оригинальные, обладающие и научными знаниями, и большим практическим опытом. Одни классно читают лекции, другие делятся интересными рабочими кейсами, с третьими здорово порассуждать на философские темы. Мы сами постоянно учимся, участвуем в различных конкурсах и грантах и несем в аудитории все те новшества, которые появляются в науке и реальном бизнесе. Еще один «побочный эффект» такого разнообразного педсостава — у студентов формируется богатый опыт общения. Они знают, как взаимодействовать с разными типами личностей: риски «не сойтись характером» с будущим начальником стремятся к нулю (улыбается).
— Как у студентов обстоят дела с трудоустройством?
— Многие уже в середине своего обучения находят работу — рынок труда поглощает студентов раньше, чем они выпускаются. Студент закрепляется в определенной организации и даже дипломный проект готовит, решая конкретные задачи своего работодателя. Это еще раз подтверждает, что институт готовит адекватных специалистов.
— А реальный бизнес заинтересован в работе с институтом?
— Будущие работодатели активно вовлекаются в учебный процесс. Например, в рамках бизнес-вторника наш партнер — компания «Флексайтс» — провел целую стратегическую сессию по решению реальных кейсов, возникающих перед бизнесом.
Региональный центр компетенций на базе Государственного фонда развития промышленности Челябинской области (оператор национального проекта «Производительность труда») помогает нам выстраивать связи с промышленными предприятиями региона и готовить специалистов. Благодаря принятию участия в практической подготовке на «Фабрике процессов» центр формирует и развивает у студентов способности решать профессиональные задачи, тем самым развивая трудовой потенциал региона.
Представители таможенных органов активно участвуют во множестве наших мероприятий. Компания «Акселот» оборудовала для нас учебный класс для отработки навыков управления цепями поставок и материальными потоками. Соглашение с группой компаний «ЛД» (ООО «ЧелябинскСпецГражданСтрой», ООО «ЛД ПРАЙД», ООО «Челябинский фланцевый завод») предусматривает экскурсии для студентов и прохождение практики. Студенты смогут ознакомиться со структурой службы качества, полным циклом производства и этапами контроля, документацией системы менеджмента качества, а также узнать о совершенствовании системы, основанном на принципах бережливого производства.
— Сразу после школы бывает сложно понять, чем именно ты хочешь заниматься. Как не ошибиться с выбором вуза и специальности?
— У нас в стране поддерживается академическая мобильность: если понимаешь, что поступил не туда, — всегда есть возможность перейти. Так что не нужно сомневаться и уж тем более брать год на раздумье.
Пока приемная кампания в разгаре, успевайте подать заявки в несколько вузов — столичных, региональных. Затем уже решите, что лучше: поехать в Москву и снимать квартиру за бешеные деньги, вырваться от родителей в соседний Екатеринбург или остаться в родном регионе, где потребности в кадрах сегодня широчайшие, где можно работать в комфортных условиях и спокойно получать сотни тысяч рублей.
Лично я в качестве вариантов рекомендую обязательно рассмотреть Челябинский госуниверситет — крупный вуз, на экс-территории которого строится кампус мирового уровня, — и подать заявку на одну из специальностей нашего института. Здесь мы даем широкий спектр компетенций и создаем все условия для дальнейшего роста.
Узнать подробнее о программах Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования можно по адресу:
Челябинск, Молодогвардейцев, 57а (4-й корпус), каб. 216,
а также по телефону горячей линии: (351) 799-71-60
либо задать вопросы в социальных сетях:
«ВКонтакте»,
«Телеграм».
Документы на обучение принимаются по адресу:
Челябинск, Бр. Кашириных, 129, (стенд приемной комиссии института на 2-м этаже), более подробная информация — на сайте.
ФГБОУ ВО «ЧелГУ», vk.com/ieobia