В сказке Андерсена «Огниво» были три собаки. У самой маленькой из них – глаза с чайную чашку. Посмотрите на фотографию: я уверен – ваши глаза увеличились до размеров тарелки! Это Султан – самая большая собака в России. А вырастил ее депутат Челябинской городской думы, предприниматель Сергей Григорьев.
– Сергей Кузьмич, у многих, наверное, сразу возникнет вопрос: «Сколько же это чудовище ест?». Я не буду об этом спрашивать. Скажите, сколько Султан весит?
– 112 килограммов.
– А можно было «поднять» вес еще больше?
– Можно, но зачем? Собака – не поросенок, которого выращивают на сало. Султан – сторожевой пес, боевая машина из костей и мускулов. Волкодав, при всей своей мощи, должен быть подвижным, легким в движениях. Откормить собаку до 120 килограммов – не проблема, но кому такой пес нужен?
– Некоторые говорят, что Григорьев вывел свою породу собак…
– Неправда. Этих собак называют по-разному – кавказская овчарка, алабай, киргизский или туркменский волкодав. На самом деле это собаки одной породы – среднеазиатская овчарка.
– Как вам удалось вырастить такого гиганта?
Среднеазиатская овчарка – древняя порода пастушьих собак, очень близкая по своему происхождению и использованию к кавказской овчарке, распространена в республиках Средней Азии и смежных с ними областях. Причем, это единственная порода, еще не до конца испорченная человеком, а в местах своего традиционного обитания и сохранившаяся в первозданном виде. Являясь характерной представительницей переходной породы, среднеазиатская овчарка очень неоднородна в различных районах своего распространения. Это зависит от условий кормления, содержания, значения собаки для хозяйственной деятельности и уровня зоотехнической работы с нею. Лучшие и наиболее однотипные среднеазиатские овчарки сосредоточены в Туркмении. В священной для древних туркмен «Авесте» говорится об этой собаке как отражении всех трех сословий того времени, ибо она «...пищу ест, как священник, неприхотлива, как священник, незлобива, как священник, довольна и малой долей, как священник; держится впереди, как воин, сражается за скот благодатный, как воин, она – позади и перед домом, как воин; бдительная, спящая чутко, как скотовод, она перед и позади дома, позади и перед домом, как скотовод».
– Я занимаюсь разведением собак более 10 лет. (Сразу оговорюсь – это не бизнес, это хобби). Не раз ездил на Северный Кавказ, в Среднюю Азию, подбирал щенков. Стоят они недешево – от 1,5 до 5 тысяч долларов. На Кавказе и в Средней Азии летом стоит жара, собаки мало двигаются, теряют интерес к пище. Уральский климат пошел им на пользу. Я занимался селекцией, отбирал крупных собак – и вот результат. Я думаю, что вопроса о том, сколько ест Султан, все же не избежать…
– И сколько же?
– За день – 1,5 килограмма сухого корма, ночью – 9-12 литров смеси.
– Понятно, он, как японский борец сумо, ест на ночь, поэтому таким и вырос. Шучу, конечно. Султана, я надеюсь, не только за вес ценят?
– Султан был двукратным чемпионом Урала по тестам на рабочие качества…
– Почему был? Что с ним случилось?
– А я его продал.
– Надо же! Я слышал, что на одном из турниров в Казахстане тебе предлагали за него новый джип, но ты отказался.
– Да, хозяин автосалона предлагал новенький, как говорится, в целлофане, Land Cruiser 100. Но тогда у Султана не было потомства. После того как он стал отцом десятков щенков, я отдал его в хорошие руки. Новый хозяин возит его по выставкам. За вязку с Султаном он берет 2 тысячи долларов. Так что сейчас Султан не только хороший боец, но и известный кобель-производитель.
– Он участвует в собачьих боях?
– Собачьи бои – это когда, например, выставляют двух питбультерьеров, и они рвут друг друга насмерть. У нас это называется тесты собак на рабочие качества.
– В чем отличие?
– Во-первых, у нас нет тотализатора. Во-вторых, более гуманные правила. Судьи строго следят, чтобы собаки не получали серьезных травм.
– А как определяют победителя, если собаки не бьются насмерть?
– Поражение присуждается собаке, если она испугалась соперника и покинула ринг. Заскулила, завизжала в схватке – тоже проигрыш. Опустила хвост, стала по-волчьи щериться, щелкать зубами – значит, боится. Три щелчка – все, бой закончен. Волкодавы, как и спортсмены-боксеры, разделяются на весовые категории. Правда, у собак таких категорий всего две: средний вес – до 65 килограммов, и тяжелый – от 66 и выше.
– Сколько весили соперники Султана?
– 80-90 килограммов.
– Защитники животных наверняка скажут: ваши так называемые тесты на рабочие качества – это негуманно!
– Охотничьих собак притравливают на барсуков, кабанов, медведей. И ни у кого это протестов не вызывает. Собака должна работать в «боевой» обстановке. Кстати, на одном из турниров волкодавов притравливали на волка. Волк был привязан к дереву цепью, держался бодро, и на собак внимания не обращал. Более половина псов на волка не пошла! Мощные с виду собаки трусливо поджимали купированные хвосты.
– А Султан?
– Султан волков не боится. Завидные бойцовские качества проявил один из его сыновей. Я как-то подарил молодую собаку фермеру, который держал на подворье медведя. Двухгодовалый мишка, увидев, что на его территории появился новичок, перелез через вольер и пошел «знакомиться». Знакомство началось с того, что Потапыч встал на задние лапы и нанес собаке удар лапой по голове, но был опрокинут на землю. Несколько раз медведь вскакивал, но молодой пес бросал его на лопатки. Драка закончилась тем, что медведь трусливо бежал с поля боя и укрылся в «берлоге» – специально выстроенном для него срубе…
– Сколько сейчас у тебя собак?
– Точно не знаю. Несколько десятков. Держу их в пригороде Челябинска, в Фершампенуазе, в Остроленке.
– Родственники у тебя никаких зверушек не держат?
– Зверушек? Я вот купил отцу десяток быков-герерфордов, вот тебе и «зверушки». Отцу, правда, тяжело уже с ними управляться, осенью, наверное, придется забить.
– Чем собаки отличаются от людей?
– Ничем. Все мы живем по одним правилам. Есть люди, которые похожи на собак, и собаки – как люди.