Дмитрий Маликов на сцене уже двадцать с лишним лет. Иногда кажется, что время не властно над ним: все тот же романтичный образ, тот же нежный голос и та же скромная улыбка. Он не изменяет себе точно так же, как не меняются его движения во время выступлений.
– Дмитрий, вы всегда в форме, такой подтянутый и в свои 40 выглядите на 20… Как вам это удается? Спортом занимаетесь?
– Насчет «молодо выглядите»: я просто рано начал! (Cмеется.) На спорт, времени, к сожалению, не хватает. Но каждый день я пробегаю пять километров. Это обязательно. Для этого у меня дома есть беговая дорожка. Летом вытаскиваю ее на улицу, потому что заниматься дома душновато. А вообще для того, чтобы всегда быть в форме, нужно усвоить одно простое правило: лучше недоесть, чем переесть.
– Поклонницы вашего творчества не мешают вам жить спокойно?
– Нет, не мешают. Они довольно-таки миролюбивые. Были молодыми девчонками – писали письма, сегодня стали взрослыми женщинами, мамами, но продолжают писать.
– Жена Елена не ревнует?
– Нет. Если бы она ревновала все эти годы, то, пожалуй, сошла бы с ума. По крайней мере, Лена говорит, что не ревнует, потому что ревность – это зависть и признание себя побежденной.
– А как давно вы вместе?
– Давно уже, больше пятнадцати лет. Я иногда шучу, что если б убил ее тогда, то уже бы отсидел и вышел. (Cмеется.)
– Никак не ожидала от вас услышать такой шутки, Дмитрий! Уж вы-то среди прочих современных звезд отечественной эстрады – образец добродетели!
– Тогда не пишите, что я так пошутил! (Cнова смеется.)
– Поздно! Предлагаю реабилитироваться и раскрыть нашим читателям секрет семейного счастья.
– Секрета нет, это взаимопонимание. В каждой семье свои сложности и наша не исключение. Но мы дружны и ориентируемся на своих родителей, которые живут в счастье и любви многие годы. Мои папа и мама вот уже более 40 лет не могут и дня прожить друг без друга. По-моему, это достойно уважения.
– Как Лену приняли ваши родители?
– Я уже плохо помню, кажется, сразу и безоговорочно, потому что к тому моменту очень устали от моих беспорядочных отношений в прошлом.
– Как складывались отношения с ребенком Елены от первого брака?
– С Олей? Отлично. Я, конечно, не стал ей папой, но стал наставником.
– Кажется, вы с Еленой расписались уже после рождения общей дочери Стефании?
– Да, так и есть. Стеша родилась, мы пошли ее регистрировать, и женщина в ЗАГСе спросила, мол, девочка будет безотцовщиной? Мы переглянулись с Леной: конечно, нам этого не хотелось. Поэтому и расписались тут же. Играть шикарную свадьбу нам просто было некогда. Именно поэтому Лена до сих пор надеется, что мы ее все-таки когда-нибудь сыграем.
– Имя Стефания для дочери кто выбирал?
– Хм, да как-то на семейном совете все случилось… Две недели Стеша жила без имени, потому что мы перебирали имена. А потом кому-то в голову пришло имя «Стефания» и всем понравилось. Можно сказать, что мы ввели в моду на это имя в России.
– Дмитрий, раз уж затронули семенную тему, расскажите, каким вы были ребенком? Чем ваше детство отличалось от детства ваших сверстников?
– Я рос как все, разве что родителей видел редко. Папа со мной за все мое детство один раз только погулял и то в санках уронил. А увидел, что меня нет только метров через 100. Вернулся, подобрал… Я лежал в снегу и ревел. Потом меня отдали в сад, я там влюбился, подрался и меня забрали. В детстве играл в теннис, в хоккей, настольные игры разные обожал. У меня было много грамот по настольному теннису.
– А родители воспитывали вас в строгости? Заставляли ходить в музыкальную школу?
– Родители у меня не самые строгие. В музыкалку ходить заставляли, но поскольку постольку, их ведь практически постоянно не было дома, они ребята гастрольные. Меня воспитывала бабушка, с ней мы как-то договаривались, чем я сегодня занимаюсь – играю в футбол или иду в музыкальную школу. Надо отдать бабуле должное, ей как-то исподволь удалось привить мне мысль о том, что музыка мне действительно нужна, что она – мое будущее.
– Успех папы отразился на вашей карьере? Помогла вам фамилия Маликовых?
– Пожалуй, на начальном этапе помогла. Но я начинал в конце 80-х, когда «Самоцветы» находились в сложном кризисном положении, поскольку были практически невостребованы. Мне кажется, что тогда мое появление на сцене моего отца воодушевило, он помогал мне советами, за которые я ему всегда буду благодарен.
– Дмитрий, вы такой мягкий человек, совершенно неконфликтный, по крайней мере, на первый взгляд. Как же вам удается столько лет держать свои позиции в жестких условиях современного шоу-бизнеса?
– Безусловно, шоу-бизнес – концентрированное место всяческой агрессии. Но я изначально взял за правило не отвечать злом на зло и агрессией на агрессию, стараюсь обходить острые углы, доброжелательно отношение к другим людям возвращается ко мне. Поэтому и весь шоу-бизнес в целом я воспринимаю как любой другой бизнес, который дает мне возможность зарабатывать деньги. Конечно, это деньги это не колоссальные, но зато стабильные. Кроме того, имея свой музыкальный бренд, я могу хоть немного приобщить наш народ к классической музыке.
– Итак, вы бизнесмен. Какова же формула бизнес-успеха?
– А в бизнесе не существует общей схемы успеха. У всех свое ноу-хау и своя судьба. Главное – наличие предпринимательской жилки. В шоу-бизнесе те же бизнес-технологии, как и в любом другом бизнесе, за исключением того, что тут еще присутствует эмоциональный момент. Нужно все время чем-то удивлять, нужно быть свежим и актуальным… Просчитать все невозможно.
– Кто вам помогает все просчитывать?
– С 1989 года, когда мне было 19 лет и когда я начал свою деятельность как поп-исполнитель, я сам веду свои дела. Я сам себе хозяин, у меня ИП, я плачу налоги. У меня даже продюсера нет.
– А кто вообще входит в команду Дмитрия Маликова? У вас большой штат?
– Порядка 20-30 человек. Из них 7-8 музыкантов, 4-5 человек из балета, водитель и прочий обслуживающий персонал.
– Значит, продвиженца нет. Кто же вас пиарит?
– Я стараюсь быть активным в соцсетях, я активный твиттер-пользователь, у меня свой канал на Ютубе. Периодически я снимаю недорогие клипы на инструментальную музыку, которую играю, и выкладываю ролики в Интернет. Именно так, через Интернет, в свое время «раскрутились» Джастин Бибер и Вася Обломов. Это, кстати, отличный выход для пиара, потому в нынешний ТВ-формат попасть очень трудно.
– Это точно! А что сегодня является форматом, по вашим наблюдениям?
– Шансон. Все однобоко. Мне кажется, должен быть представлен и джаз, рока стало мало.
– Вы сами себе пишете и музыку и тексты?
– Нет, тексты я сам не пишу, я пишу музыку, делаю аранжировки.
– А где артисты деньги зарабатывают? Ведь не только же на больших концертах?
– Понимаю, к чему клоните. На корпоративах артисты тоже неплохо зарабатывают. Я такого заработка не гнушаюсь, с удовольствием езжу по разным городам и не разделяю публику на столичную и провинциальную. Не брезгую и рекламой, за нее тоже платят нормальные деньги.
– Дмитрий, давайте чуть сменим тему. В одной телепередаче показывали дом, в котором живет ваша семья. Он похож на галерею искусств!
– Да, возможно. Просто я сам очень люблю искусство. Поэтому в доме полно различных скульптур и картин. У нас, кстати, даже туалет музыкальный! Когда включаешь свет, в нем начинает играть фортепианная музыка. Некоторые гости жалуются, что им из-за этого неудобно туда заходить.
– Сколько комнат в вашем доме?
– Нам хватает. Моя самая любимая комната – мой кабинет. Одновременно он представляет собой мини-библиотеку: здесь много книг, портретов, подаренных друзьями и поклонниками творчества безделушек, два компьютера. Два, потому что на одном вся необходимая информация уже не умещается.
– А где вы храните графины, которые, по слухам, вы коллекционируете?
– Ах да, графины! Знаете, как-то неожиданно для себя увлекся и собрал уже более ста штук! Все эти графины нашли свое место на полочках в кухне. Они разные – в виде животных, людей, один даже в виде музыкального инструмента – мандолины.
– Говорят, у вас дома есть хрустальный рояль. Он вам больше нужен для творчества или для понтов?
– А перед кем дома-то понтоваться? Не перед собакой же! Этот рояль я получил в подарок от поклонников своего творчества. Он очень красивый, я играл на нем концерты в Москве, а потом привез домой и теперь у меня дома два рояля. Кстати, хрустальный чрезвычайно удобен тем, что редко расстраивается. На другой рояль я уже и увлажняющую систему поставил, и ухаживаю за ним как за младенцем, а он все равно требует постоянного обслуживания и ремонта.
– Вы отлично играете на рояле…
– Отлично играют гении. Я а играю так себе.
– Кого же вы считаете гениями?
– Я занимаюсь классической и эстрадной музыкой. Среди классических музыкантов для меня гений Святослав Рихтер, в эстраде считаю непревзойденным авторитетом Джорджа Майкла.
– Дмитрий, задам-таки вопрос, который собиралась задать: вы отлично играете на рояле и со своей «Пианоманией» неизменно собираете аншлаги по всему свету. В чем секрет вашей популярности за рубежом?
– Хм… Ну, я русский мужчина, внешне молод, симпатичен, играю русскую музыку... Иностранцы таких любят, они всегда с большим вниманием относятся к русской культуре. Кроме того, «Пианомания» – это ведь интернациональный проект. В одной только Франции я дал 40 концертов, люди приходили, набивались полные залы, так что принимали и в самом деле потрясающе!
– Вы выходите на сцену с удовольствием или как на работу?
– Конечно, с удовольствием. Для меня вообще самая большая радость – наблюдать обратную реакцию. Люблю, когда люди радуются оттого, что видят и слышат меня. Самая лучшая награда для меня – это признание моей музыки. Оно есть, и мне его вполне хватает. И даже если перспективы моей фортепианной деятельности выйти за границы бывшего Советского Союза окажутся туманными, я не сильно огорчусь. У меня нет глобальных амбиций, я спокойно делаю свое дело без нервозного ожидания больших результатов.
– Теперь вашим делом стало еще и ежевечернее пожелание «Спокойной ночи» всем малышам нашей необъятной страны!
– Да, роль ведущего «Спокойной ночи, малыши!» для меня стала новым сценическим амплуа. Когда руководство канала «Россия» сделало мне предложение стать телеведущим, я очень удивился: «Я? «Спокойной ночи»?!» А, подумав, согласился. Мы даже решили, что теперь участие в «Спокойной ночи, малыши!» для меня будет приоритетным и свой гастрольный график я буду подгонять под съемки. Могу сказать, что работа телеведущего – тяжелая и напряженная, но здесь потрясающий коллектив, который поддерживает меня и помогает мне. Ведь пока у меня не так много опыта, и к тому же это своего рода и актерская работа. Меня переполняет позитивное чувство, что я могу чему-то научить детей!
– Вы будете единственным ведущим?
– Нет, конечно, Анна Михалкова и Оксана Федорова останутся в передаче. Просто руководство передачи пришло к выводу, что ведущий мужского пола необходим: в России очень много детей, которых воспитывают только мамы. Давно не было какого-то мужского образа, который был бы понятен и приятен детям. Я хотел бы больше рассказывать детям об истории, литературе, музыке, архитектуре.
– Дмитрий, пару лет назад вы отпраздновали свой юбилей. Обычно к 40-летию представители сильного пола подходят с мистической опаской, говорят, на это время у мужчин приходится кризис среднего возраста…
– Внутренние противоречия в моей душе возникают периодически и они не связаны с возрастом. Когда человек взрослеет и пытается двигаться вперед, обязательно будут случаться кризисные моменты. Лучшее средство от кризиса – это работа. Когда голове не получается занять себя мыслями, ум начинает беспокоиться. По-моему, об этом еще Тарковский сказал.
– Хм, я думала, что лучшее средство от кризиса – это отдых! Вот вы как отдыхаете?
– Раз в год выбираюсь с компанией друзей в какие-то экзотические страны. Мы путешествуем на машинах, у нас есть рации. Все это, естественно, в чисто мужской компании: без женщин меньше контроля, можно вести себя чуть развязнее, чем обычно. Супруга к этому относится нормально, поскольку считает, что людям надо отдыхать друг от друга и не бояться друг друга куда-то отпускать. В этом вопросе мы солидарны.
– Кого же вы берете в свою компанию?
– В нашей компания есть личности известные, если вы об этом, а есть и менее известные. Из тех, кого вы можете знать, – это Игорь Угольников, Валера Сюткин, Александр Вайнштейн. Ездим мы уже лет шесть. Путешествие может длиться от пяти дней до двух недель в зависимости от маршрута.
– Работа – это хорошо. Отдых – еще лучше. Но Сенека сказал, что большая часть жизни тратится на дурные дела…
– Не совсем согласен: большая часть жизни, а именно треть, уходит у человека на сон, это доказано научно!
– Но все же, Дмитрий, вы большую часть жизни тратите на что?
– Как и все, на безделие. Я страшный лентяй! Но каждый день с утра, например, играю на рояле. Посвящаю этому занятию час, а то и два.
– Пожалуй, на такое способен только человек, которого кто-то или что-то вдохновляет…
– Естественно! Когда человек влюблен, он способен свернуть горы, он может творить, у него подъем чувств… Для меня состояние влюбленности значит многое.
– Как же долго длится влюбленность?
– Вопрос сложный. Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви. Я искренне желаю вам и вашим читателям, чтобы вы нашли свою любовь, и чтоб она была очень-очень долгой!
Фото: Фото с официального сайта Дмитрия Маликова и из личного архива