Скорее всего, конца света сегодня не будет. Будет всего лишь пятница с традиционным ускоренным шагом в направлении дома, бутылкой пива и какой-нибудь спортивной трансляцией. Или встречей с друзьями «на старом месте» с байками про начальство, отчеты и минувший корпоратив. Паниковать, впрочем, и правда ни к чему: ну какие астероиды в 21 веке? Тема апокалипсиса настолько обсосана кинематографом, что случись он на самом деле, встречать событие было бы не столь интересно. Гораздо интереснее – предаться безумию, чтобы было, что вспомнить наутро.
Редакция сайта выбрала пять картин, в которой герои забрасывают в дальний ящик надоевшую рутину и устраивают себе праздник – пусть не массовый, зато какой…
Выходной день Ферриса Бьюлера (1986)
Культовая комедия Джона Хьюза (впрочем, у него почти всё культовое), который любил экспериментировать с молодежным жанром в конце 80-х – начале 90-х годов. В «Выходном дней Ферриса Бьюлера» Хьюз сделал настоящей звездой молодого Мэттью Бродерика, который впоследствии порадует зрителя своим особым талантом комедии. Его герой – школьный заводила, самый изобретательный ученик по части прогуливания. В тот день Феррису элементарно не захотелось в школу, и он, сказавшись страшно больным, со своими друзьями отбывает в Нью-Йорк – побездельничать, покататься на автомобиле, побродить по Манхэттену и просто поболтать о планах на дальнейшую жизнь. Пока школьные товарищи Ферриса собирают для него деньги на новую почку, а родная сестра, подозревая подвох, отмахивается от сочувствующих, главный антагонист – директор школы Руни – делает всё, чтобы разоблачить молодого кутилу и вернуть его в школьные стены. Однако Феррис предусмотрел всё, ведь этот день свободы – всё, что у него есть перед поступлением в университет.
Многие усмотрят в картине пропаганду раздолбайства – так оно и есть, с одной стороны. Но кому не было 16 лет, когда в школе – экзамены, а на улице прекрасная погода? Сейчас уже, само собой, с работодателем такое не прокатит, однако чем черт не шутит – сама мысль о романтическом побеге от будней может вдохновить на подвиги кого угодно.
В отрыв! (1999)
Герои безумной и достаточно спорной для рекомендации картины Джастина Керригана «В отрыв!» (оригинальное ‘Human Traffic’) давно уже не школьники. Пятеро друзей из Кардиффа – обычные ребята, живущие от пятницы до пятницы. Примерно 20 минут уходит у создателей на краткий рассказ о каждом, чтобы зритель получил представление о том, что он имеет дело не с какими-нибудь выдающимися личностями; оставшийся час уходит на ночь рейва – способ отодвинуть реальность подальше и оказаться в водовороте смешных и драматических ситуаций.
«В отрыв!» по праву можно считать последней картиной 90-х, в которой рейв, как его понимают «основоположники», еще жив. Со всеми вытекающими: случайными связями, наркотиками и загородными вечеринками «для избранных». И если тот же «На игле» чуть ли не пропагандирует альтернативу здоровой жизни, «В отрыв» можно считать альтернативой такой пропаганде: ничего противозаконного – всего горстка веществ из гипотетических запасов Рауля Дюка, и недружелюбный мир останется за горизонтом. Впрочем, ненадолго, но кого это волнует?
Всё из-за Пита Тонга (2004)
В прокате картина шла под названием «Глухой пролет», при этом ни это, ни оригинальное название с событиями ленты никак не соотносится. В центре повествования – звезда вечеринок на Ибице Фрэнки Уайлд, резидент лучших клубов и величайший ди-джей в истории. «Благодаря» своему незамысловатому образу жизни в обнимку с горкой кокаина и неверной женой Фрэнки начинает глохнуть, да так, что примерно к середине ленты слышит только белый шум. Что делать глухому ди-джею в мире музыки? Слушать её так, как никто другой.
Псевдодокументалка «Всё из-за Пита Тонга» разводит зрителя в основном за счет убедительных интервью с реальными звездами электронной сцены, такими как Fatboy Slim, Paul Van Dyk и даже самим Питом Тонгом, который в отличие от главного героя – вполне реальный персонаж, который по сей день продюсирует успешные британские проекты.
Побег из Вегаса (2010)
Аарон Гринберг и не подозревал, что добыть стоящую тему для своего работодателя окажется так трудно: для того, чтобы затащить на юбилейный концерт забытую рок-звезду Альдоса Сноу, потребуется самому стать рок-звездой и пережить перелет Лондон–Нью-Йорк–Лас-Вегас–Лос-Анджелес так, как подобает людям такого масштаба. Задание доставить Альдоса в пункт назначения в сохранности и адекватном состоянии перестает быть скучным, когда обнаруживается, что Альдос переполнен ностальгией по Америке, ее выпивке и наркотикам, а еще усиленно стремится не столько на концерт, сколько к бывшей жене и «бывшему» отцу.
На протяжении всей картины полуживому герою Джоны Хилла приходится таскаться за тем, у кого иммунитет ко всем видам психотропных веществ, и делать вид, что он свой парень. А это значит – гладить волосатые стены, убегать от собственного босса, хлестать виски бутылками, изменять подруге, разбавлять наркотики абсентом… В конце концов, всё будет хорошо – хоть роль рок-звезды подходит не всем, а уж образ жизни и подавно, однако примерить на себя этот образ стоит хоть раз в жизни.
Проект Х: Дорвались (2012)
Самая сумасшедшая картина уходящего года, три номинации на премию канала MTV: трое друзей, один из которых постоянно находится по ту сторону камеры, дом, тонны алкоголя и толпы незнакомых людей, которых подвозят автобусами на протяжении всей вечеринки. Недооценив мощь «Фейсбука», школьные аутсайдеры решают закатить скромную birthday-вечеринку, на которую приглашают столь же скромное количество гостей. Однако гости приводят своих друзей, те – своих, и вот наступает момент, когда флаги мероприятия уже не остановить, дом не спасти, имущество в нем подлежит сожжению, а гости потихоньку перебираются на улицы, над которыми на всякий случай начинают кружить вертолеты представителей СМИ и полиции.
«Проект Х» обязателен к просмотру хотя бы потому, что создатели не прогадали с плотностью событий на квадратный метр. Здесь вам и отряд супермоделей, и прыжки с крыши, и садовая скульптура, начиненная экстази, и карлик в духовке, и много еще такого, чего повторять не следует.
Но так ли уж плох тигр в гостиной или автомобиль на дней бассейна? В конце концов, по утверждениям некоторых, живем последний день – так может, пора уйти в отрыв с головой? Только без фанатизма – в кино еще и не такое показывают, а этот вид искусства если и отражает реальность, то далеко не повседневную.