RU74
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Челябинске
Погода-2°

переменная облачность, небольшой снег

ощущается как -8

6 м/c,

ю-з.

729мм 86%
Подробнее
5 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Развлечения Право на любовь

Право на любовь

Вряд ли найдется человек, готовый добровольно отказаться от любви. Откуда же в нас эта жестокость – отказать в любви и даже в праве на любовь? Две премьеры в челябинских театрах посвящены одному и том же чувству. Но какие это разные истории.

Почему женщины боготворили Казанову?

Народный артист России Борис Петров сыграл на малой сцене челябинского театра драмы роль великого любовника XVIII века Джакомо Казановы. Неимоверно трудную роль, потому что сама драматургия непростая – поэтическая пьеса Марины Цветаевой «Конец Казановы». При жизни Марины Ивановны этот шедевр так никто и не поставил на сцене. И сама она говорила: «Это не пьеса, это поэма – просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса».

Но у мэтра нашей сцены Бориса Петрова, его юной партнерши Екатерины Девятовой (роль Франчески) и молодого режиссера Дмитрия Писарева театр получился. Умный, человечный театр. Получился разговор о любви всерьез, которым напитано это произведение.

Свою романтическую пьесу Марина Цветаева написала, основываясь на исторических фактах, а также на мемуарах князя де Линя, знавшего Казанову и бывшего свидетелем последних лет его жизни, которые тот провел в одном из замков Богемии, где исполнял должность библиотекаря огромной коллекции книг владельца замка.

Казанове 70 лет, его уже никто не любит, над ним смеются, он страдает от сплетен и зависти... Но его речи по-прежнему прямолинейны, остры и даже беспощадны. Не может он смириться с участью нахлебника и вновь собирается в дорогу, в последний путь, практически в никуда. Но перед этим разбирает письма – ворох любовных посланий, которые берег всю жизнь.

С этого монолога, с любовных воспоминаний и признаний женщин, которые боготворили нашего героя, начинается спектакль. И можно все испортить актерским чтением стихов, но тон режиссером и актером найден верный. Зритель не просто проникается миром этих посланий, он даже перестает замечать, что это стихотворный текст. И готов вместе с Казановой зарыдать, когда голос заслуженной артистки России Татьяны Скорокосовой звучит за сценой, произнося строки самого проникновенного послания из всего этого собрания признаний. Незабвенная Генриетта напоминает Казанове о его былом величии, что лишь подчеркивает абсурдность последних дней дряхлого библиотекаря...

Но небо посылает еще одну милость искателю любовных приключений, и начинается новый лирический поединок между возникшей словно из воздуха тринадцатилетней служанкой замка – Франческой – и семидесятилетним Казановой. Зрители становятся свидетелями самой гармонии.

«До сих пор у меня двойственное чувство к моему герою, – рассказал после спектакля Борис Петров. – Мне не близко его желание коллекционировать возлюбленных, но меня покоряет его честность, открытость, его необъятная мера любви. Плюс множество его талантов: писательский, актерский, его невероятная интуиция, чувство юмора, страсть рассказчика, за что и боготворили женщины Казанову. Он мог четыре часа развлекать женщину, прежде чем заняться с нею любовью. Да она просто не могла не влюбиться в него! Он признает, что был авантюристом и всегда искал наслаждения. Но если бы не был наделен умом и чувством тонкой иронии, он никогда не стал бы для женщин божеством».

«Я к вам пришла сказать, что вас люблю, я к вам пришла, чтоб быть счастливой», – произносит тринадцатилетняя Франческа (Екатерина Девятова) с такой хрустальной восторженностью, что зритель понимает: Казанова имеет право на эту любовь.

Спектакль «Конец Казановы» на малой сцене драмы можно увидеть 2 ноября (17:00), 9 ноября (17:00), 20 ноября (18:30), 26 ноября (18:30), 12 декабря (18:30), 13 декабря (18:30), 14 декабря (17:00).

Веронский миф: театр и мир

Одноактный балет «Веронский миф: Шекспирименты», поставленный в челябинском театре оперы и балета известным современным хореографом Раду Поклитару (Киев), – от начала и до конца одна непрерывная история любви, которая начинается в нашем привычном мире, потом переходит в мир театральный и снова возвращается в день сегодняшний.

«Я – Ромео», «Нет, я – Ромео», «Я – Джульетта», «Нет, я!» – зачем эти препирательства актеров на сцене? Затем, что все мы – Ромео и Джульетты.

Классика любви – история Ромео и Джульетты – в основе балетного действа. История печальная. Но в балете Раду Поклитару есть еще история Меркуцио и Тибальда. Не менее печальная. И это тоже о любви, которой посвящены нетленные сонеты Шекспира. Но любви, на которую есть запрет. Где-то негласный, на уровне человеческих взаимоотношений. Где-то вполне себе громкий.

Во втором одноактном балете Раду Поклитару – «Болеро» – также прочитывается история любви или нелюбви: толпы к личности. Личность так устроена, что не может «не высовываться», не противостоять большинству. Чем отвечает толпа, все мы прекрасно знаем.

Но о балетах Раду Поклитару следует говорить еще и как о новой странице в истории челябинского театра. Это современная хореография, которая сегодня занимает большое место в репертуаре балетных театров Европы и мира.

«Есть страны, например Нидерланды, где современная хореография – гордость страны, – говорит Раду Поклитару. – Хореограф Иржи Килиан вознес хореографию до таких высот, что современный балет стал популярен даже среди простых людей. В Нидерландах даже выпускали сорт пива в честь хореографа. В числе лидеров по постановкам современных балетов также Франция и Германия. Осознание того, что сегодня одним из китов, на которых держится балетное искусство, становится современная хореография, медленно, но приходит во все постсоветские страны».

Челябинская публика видела балет Иржи Килиана в исполнении труппы Театра имени Станиславского и не осталась равнодушной. Сегодня современные балеты есть также в афише Большого театра и Мариинки. Замечательно, что современный балет появился и на челябинской сцене. Хочется думать, что это только начало.

С особым восторгом приняла премьеру балетов «Веронский миф: Шекспирименты» и «Болеро» молодая часть челябинской публики. Вечная классика великого Шекспира прочитана Раду Поклитару с невероятной точностью, при этом шекспировские сонеты звучат очень современно на языке хореографии. Не зря создателя «Киев модерн-балета» Раду Поклитару называют мастером движения. Созданные им любовные сцены, сцены дуэли и маскарада, пожалуй, затмили все те же страсти в прочтении хореографов-классиков.

«Я создаю шоу, – говорит Раду Поклитару. – Любой спектакль, независимо от жанра, – это шоу. Зрителям не должно быть скучно. И мне захотелось, чтобы артисты не только танцевали, но и читали сонеты Шекспира, потому что это потрясающая поэзия и это ложится на тот замысел, который я пытаюсь реализовать в "Шекспириментах"».

Автор балетов уверен: «Если зритель пришел в театр с открытым сердцем, если спектакль сделан с любовью и талантом, человек уйдет из театра счастливым». Так и происходит в Челябинске.

Огромную роль в этих спектаклях играет сценография (художники Андрей Злобин и Анна Ипатьева) и свет (художник Елена Антохина).

«Я совершенно счастлив в творческом браке с замечательной парой художников – Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой, – признает Раду Поклитару. – Нас свели в творческий тандем в Киеве, когда, будучи еще свободным художником, я приехал ставить «Картинки с выставки» и «Весну священную» в национальной опере Украины. С тех пор наше трио крепко и нерушимо, балет «Палата №6» в Большом театре мы тоже ставили вместе».

Что касается света, он становится важной составляющей современного спектакля. По словам Раду Поклитару, в современном балете свет намного сложнее, чем в классическом: «Грубо говоря, «Лебединое озеро» можно провести, используя 10 световых положений; если говорить про «Шекспирименты» и «Болеро» – это более 60-70 положений. Свет становится одним из главных действующих лиц».

В октябре на сцене оперного театра состоялось сразу четыре премьерных показа балетов Раду ПоклитаруЮ и можно сказать, что они набирают силу. В ноябре, к сожалению, это всего один спектакль – 27 ноября. Так что спешите видеть.

Фото: Фото предоставлено челябинскими театрами

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления