Белый пуховик, узкие джинсы, ковбойские сапоги и старый чехол для гитары, полностью обклеенный наклейками из разных городов и стран, – так Кен Хенсли скромно появился на саундчеке. Неизвестно, принимал ли бар «Пьяный Страус» зарубежную звезду такого масштаба раньше, как в пятницу, 5 декабря. А британец вел себя как ни в чем не бывало. Осматривая аппаратуру, он напевал только ему известную мелодию. Хенсли отыграл парочку песен и удалился в специальную комнату, а в зале постепенно стали появляться первые поклонники.
«С британским рок-н-роллом я знаком с пяти лет: Uriah Heep, Deep Purple, Led Zeppelin – на всем этом я вырос благодаря родителям, − рассказывает Михаил. − Но Кена Хенсли я, к сожалению, узнал достаточно поздно. Впервые обратил на него внимание во время фестиваля «Рок над Волгой» − его пригласили как рок-мэтра. Оказалось, что он клавишник, гитарист и даже автор песен. Я отношусь к нему с уважением и почтением, но только сейчас начинаю знакомиться с его сольным творчеством. Оказалось, что у него столько альбомов! Кен Хенсли − это отчасти и фирменный вокал Uriah Heep и звук, так что я уверен − услышу сегодня настоящий британский рок».
Пока все занимали свои места, музыкант вместе с переводчицей спокойно прошелся по залу. Удивлению некоторых посетителей не было предела: «Вот это встреча!». Когда же он взошел на сцену со своей акустической гитарой, то аплодисменты несколько минут не давали ему начать говорить. Оставив одну стойку с микрофоном себе, а другую – переводчице, он взял вступительное слово: «Я рад видеть вас всех. Здесь только я, клавиши, гитара и песни в моей голове. И я выберу некоторые песни, чтобы сыграть их сегодня. Надеюсь, что ваши любимые. Но я приехал не просто для того, чтобы сыграть вам песни, а чтобы мы узнали друг друга. В определенные моменты концерта я буду приглашать вас задавать мне вопросы. Можете спрашивать о чем только захотите: о сексе, наркотиках и рок-н-ролле. Если вы будете задавать вопросы, то так вы лучше узнаете меня и мои песни. Готовы к музыкальному приключению? Нам нужно будет перемещаться во времени». После этого прозвучали гитарные аккорды, и легенда представил композицию под названием Free Me.
Концерт напоминал творческий вечер, который собрал только тех людей, в жизни которых песни Uriah Heep оставили неизгладимый след. Сначала они стеснялись подходить к микрофону, но затем осмелели и подбадриваемые музыкантом начали импровизированное интервью. Он отвечал на каждый вопрос развернуто и не увиливал от тем. Кен рассказал о рамках, которые накладывают рекординговые компании на группу и как здорово быть свободным от них в сольном творчестве. Несколько человек выразили ему благодарность за то, сколько всего хорошего в их жизнь привнесли песни Хенсли. А некоторые специально привели с собой своих отцов в этот вечер.
«Кена Хенсли мы привозим во второй раз, это приятный человек, хороший артист, в конце концов, легенда для русского слушателя, и мы испытываем определенный пиетет перед группой Uriah Heep, − говорит организатор концерта Александр Паули. – Поэтому мы всегда рады видеть Кена в гостях в нашем городе. Понимаете, мы все равно делаем концерт не для совсем молодых людей, а больше для тех, кто хочет поностальгировать, вспомнить свою молодость, прийти и посмотреть на того артиста, чьи песни они слушали. На таком концерте сложно ожидать большого количества молодежи, но даже сегодня мы видим ее в большом объеме. Чем запомнился Кен Хенсли? У него очень трепетное отношение к своей шевелюре. (Улыбается.) В столь почтенном возрасте иметь столь длинные и густые волосы это тоже подвиг».
Перейдя от гитары к клавишным, Кен произнес: «Эта песня о том времени, когда я был маленьким. Мы живем той замечательной жизнью, которая наполнена потрясающими добрыми вещами, и когда мы вырастаем и становимся взрослыми людьми, то узнаем, что жизнь не совсем такая». И легкая, грустная мелодия возвестила о песне Through The Eyes Of A Child. О личной жизни он рассказывал не только посредством музыки. Кен живет на ферме в Испании со своей женой. Их дом находится в долине и окружен горами. Там есть овцы, козы и куры, дело в том, что чета Хенсли занимается спасением животных, которые заменяют им детей. Поэтому у них одиннадцать собак и двенадцать кошек. «У нас много дел. Мой обычный день дома начинается в 6:30 утра. Мое первое задание – покормить куриц и кошек. Второе задание – сделать то, что скажет моя жена. (Женский крик из зала: «Вандефул мэн!»). Это не простая, но счастливая жизнь, а моя работа – это делиться музыкой с моими друзьями».
На некоторых композициях Кен останавливался отдельно, заставляя зрителей переместиться в то время, когда он создавал их. Он говорил: «А теперь вы – Uriah Heep» и вспоминал, как во время записи альбома после вида открытой двери что-то заставило его уединиться от всех в баре и, перебирая по клавишам пианино, сочинить песню о любви, вдохновленную дождливой английской погодой. Конечно же, речь о знаменитой Rain.
Затем музыкант объявил, что специально соединил три песни в одну, чтобы прикоснуться к разным временам. И все услышали Illusion, Sweet Freedom и Cirlcle Of Hands, скрепленные вместе. Пусть никто и не пустился в пляс, кроме одной пары, но частые реплики из зала и всеобщее одобрение не допускали мысли, что Кен Хенсли играет не для тех людей. Несколько мужчин солидного возраст точно дети прыгали около сцены, пытаясь сделать селфи на «мыльницы». Еще британец признался, что знает только шесть русских слов, но юмор понимал прекрасно. Так, на утверждение о том, что он является кардиналом мелодичного рока, музыкант ответил: «Я – кардинал? Подождите, а кто же тогда понтифик?».
Сет-лист:
1. Free Me
2. Slippin’ Away (The Lover’s Curse)
3. Tales
4. Wise Man
5. Through The Eyes Of A Child
6. Rain
7. Illusion
8. Sweet Freedom
9. Circle Of Hands
10. September Magic
11. July Morning
12. The Wizard
13. Lady In Black
И пусть Кен Хенсли выступал один и даже представил свою новую песню September Magic, но про Uriah Heep этим вечером никто не забыл. Как оказалось, сам музыкант всегда живет с ними, держа в своем сердце. Когда его просили, кого бы он взял вокалистом в группу, если бы время повернулось вспять, Кен произнес: «Только Дэвид (Байрон. − Прим. авт.). Он был замечательным вокалистом и фронтменом, лидером группы. Наверное, не все знают, что я, как автор песен, специально писал их для Дэвида. Я знал слова, которые ему нравилось петь, знал ноты, фразы, и когда мы его потеряли, то я потерял парня, который давал жизнь моим песням. И сегодня я тоже пою песни, которые изначально исполнялись Дэвидом. Конечно, я стараюсь, но не могу петь так, как он».
Знаменитые хиты July Morning, The Wizard и Lady In Black пронеслись настолько быстро, что никто и не заметил, как концерт закончился. Человека с роскошной черной шевелюрой, напоминающего мудрого индейца, проводили в гримерку оглушительными аплодисментами. Но никто не спешил уходить – легенда обещал выйти на автограф-сессию. Некоторые обсуждали Uriah Heep и то далекое время, а кто-то уже готовил на подпись фотографии. Кстати, многие принесли фото с прошлых концертов британца. Через двадцать минут он вышел к поджидающий его толпе и принялся раздавать автографы, попутно фотографируясь со всеми желающими. Чего только не сделаешь для новых друзей, ради которых только и колесишь по всему свету, делясь своей неповторимой музыкой.
Одним из самых запоминающихся вопросов из зала был о том, почему именно поколение Хенсли дало миру столько легендарных групп. На что музыкант с улыбкой ответил: «Группы в конце 70-х были такими, потому что было такое время. Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Uriah Heep – это молодое поколение, которому хотелось чего-то нового. Мы пришли, взяли все правила, сломали их и устроили все по-своему. Больше не было коротких волос, галстуков, да и усилитель увеличили до десяти. Музыки того времени уже не будет, потому что именно тогда молодые люди, то поколение, жаждали чего-то такого. И я счастлив этому».
Перед тем, как выступить для челябинской публики, Кен Хенсли пригласил нас в маленькую комнату и за чашкой кофе ответил на несколько вопросов.
− Кен, в чем заключается таинственность вашего путешествия (отсылка к названию тура The Mysterious Journey. – Прим. авт.)?
− Поскольку я уже очень давно профессионально занимаюсь музыкой – 51 год, если быть точным – тайна для меня состоит в том, что мое желание заниматься этим такое же сильное, как и прежде, все еще есть спрос, и я все еще создаю новую музыку, продолжая это путешествие. Все это очень загадочно, и я обычно не знаю, чего ожидать. Например, сегодня, когда я поднимусь на сцену: у меня был саундчек, и я знаю, что все работает, но не знаю, какой будет публика, и как они будут реагировать на песни или другие элементы концерта, потому что мои концерты особенные, они очень интерактивны. Так что многое остается неизвестным, отсюда и тайна.
− У вас есть своя страница в нашей социальной сети «ВКонтакте», в которой вы оставляете послания, а пишут ли вам сами фанаты? Из недавних сообщений что-нибудь запомнилось?
− Да, пишут. Каждый день. Все сообщения интересны. Особенно те, которые приходят отсюда, из России, или из стран бывшего Советского Союза, потому что английский в них очень интересный. Поклонники очень стараются говорить по-английски и иногда получается очень забавно. Но я всегда стараюсь установить диалог, потому что он нужен мне, я хочу узнать, что люди могут сказать относительно моих выступлений, чтобы понять, какие их элементы работают, а какие нет. Не могу припомнить конкретных сообщений, разве что от одной девушки – она приютила кошку, и я помог ей, купил еды для кошки и все такое. Подобное часто происходит. Это весело. Понимаете, я ведь просто человек, и мои поклонники люди, и я хочу относиться к ним как человек, а не как какая-нибудь там большая звезда, потому что я ею не являюсь.
− А откуда вы берете образы для своих песен, например волшебник из The Wizard или цыган из The Last Dance?
− Эти вещи в основном плоды моего воображения. Печальный старый цыган, которого я встретил, на самом деле вовсе не был цыганом. Я ехал на поезде из Санкт-Петербурга в Москву и оказался в одном купе с незнакомцем, и он показался мне очень похожим на цыгана, и вся история пришла ко мне прямо тут же – так обычно и бывает.
− Как вы относитесь к сегодняшнему рок-н-роллу? Слушаете какие-нибудь молодежные группы?
− Я бы так не сказал, нет. Я не очень много знаю о нем, но мне кажется, что современный рок-н-ролл – уже совсем не то, что мы делали раньше, он какой-то слишком прилизанный, и, как я уже говорил, музыка сейчас завязана на деньгах больше, чем на чем-либо другом. Многое выливается из телевизионных шоу талантов, что, на мой взгляд, вообще имеет мало общего с музыкой. Такое впечатление, что все делают одно и то же.
− На данном этапе жизни какие у вас главные цели, чего вы хотели бы еще добиться?
− Я хотел бы выступить с оркестром. В следующем году хочу записать новый альбом, над песнями для которого сейчас работаю. И хочу закатить самую большую в мире вечеринку на мой семидесятый день рождения в следующем августе! Так что да, у меня есть цели.
− И последний вопрос. Раскройте секрет, Кен, как оставаться позитивным человеком при любых жизненных обстоятельствах?
− Моя вера. Я христианин, и Бог ведет меня по жизни, поэтому у меня нет причин быть негативным. Вот так просто. Не хочу пустословить, но моя вера – центр всего, что я делаю, и прежде чем приняться за что-то, я всегда стараюсь заручиться божественной поддержкой, так что я постоянно молюсь, 24 часа в сутки, иногда даже во сне. И это мой стержень, то, что мотивирует меня, дает мне силы и энергию, радость и счастье в жизни, то, что помогает мне заботиться о других людях, а не только о себе.
Фото: Фото Григория СОТНИКОВА, видео пользователя 74.ru