Народ, костер, блины и чучело – примерно так можно описать Масленицу в центре любого города. Однако существует более исторически верная версия праздника под названием Комоедица. Ради нее многие челябинцы готовы отправиться в мини-тур за город. Чтобы вернуться в прошлое, почувствовать себя настоящим славянином, много усилий не требуется.
Живет на свете Медведь-государь, как земля бур, как огонь яр, он всему лесу хозяин. Славяне должны поднять из спячки медведя. Без его разрешения ничего делать нельзя. Надо его будить. Кто разбудил, с тем или дружба навек, или голова с плеч. Ему бросают вызов девушки и парни. Одни – храбростью, а другие – пением. Он поднимается из берлоги, хватает самую красивую девушку, предлагая откуп от замужества. Выход один – спеть ему песню и угостить блином. После этого медведь добреет и помогает всем путникам.
Несколько километров по трассе, неявный поворот в сторону сугробов, и перед глазами возникают лесные трущобы – за ними скрывается маленький уголок древней Руси. Деревянные домики и полуземлянки, лай собак и засохшие ягоды на ветках создают диковинную атмосферу. «Язычники», или просто экскурсоводы музея-поселения заняты как никогда – сегодня у них гостят школьники. Пока двое экскурсоводов-славян заняты перетягиванием каната и битвой на мешках, детишки пытаются громить стену «Снежной крепости». До этого они не отставали от масленичного медведя, которого собственноручно и разбудили.
Долгое время Русская православная церковь пыталась запретить Масленицу – тщетно. Она всегда собирала и продолжает собирать множество людей. По мнению челябинцев, человеку сложно жить без позитива, который несет за собой любой праздник. Но какое отношение у духовных людей сейчас к этому событию?
«Русская православная церковь готовится к покаянному периоду Великого Поста в период масленых гуляний. Конечно, она не вмешивается в кухню воцерковленных и невоцерковленных христиан, – рассказывает ответственный по работе с молодежью в миасском храме во имя иконы Божией Матери «Достойно есть» Кирилл Белоусов. – Народная традиция вкушать блины в этот период давно потеряла свой языческий окрас. Сжигание чучела зимы также ничего не значит для людей, которые собираются на эти гуляния. Это уже не язычество, а лишь его отголосок. Да и люди там, как правило, невоцерковленные собираются. Церковь не запрещает Масленицу. Ведь и сам Христос кротко стучится в наши души. Но в последнее воскресенье перед Постом мы просим друг у друга прощения, готовимся к особой соборной молитве и борьбе со своими страстями».
Конечно, не бывает ни одной Масленицы без традиционного сжигания большого чучела. В музее-поселении дети собственноручно набивают куклу и прикрепляют к ней тряпочки – должно сгореть все плохое. А потом уже можно и хороводы водить да через костёр прыгать. Словом, пир горой, а зиме − упокой!
Юные любители Масленицы ворошат костер, с охотой берутся за длинный топор для того, чтобы разрубить чурбан. Тем не менее все эти старорусские забавы придуманы не только для тех, кому меньше четырнадцати.
Перед праздником темные силы посылают разряженное и разукрашенное подобие Масленицы славянам, как обманку. Люди полагали, что это сама весна пожаловала, а на деле – хитрое существо. Они должны ее распознать и проводить на небо, сжигая и приговаривая: «Уходи, зима, ко дну и присылай весну!». После этого начинаются прыжки через костер для «очищения» и веселые гуляния с различными забавами.
«Один раз у нас была большая группа взрослых. Я им говорю: «возьмитесь за руки в хороводе». Так они одной рукой пробуют держаться, а из другой телефон не выпускают. Но хоровод же не должен разрываться, круг ведь общий! Я одной женщине так и сказал, что она может быть либо участником праздника, либо свидетелем, я же не буду отбирать камеры и мобильники, все свободные люди. Или тот же костер фотографируют, он же так необычно горит, а иной раз – просто кошку», – вспоминает один из экскурсоводов Кирилл Ребянский.
Главное отличие взрослых от детей в манере их поведения и раскованности. Сложно представить пятерых мужчин, прыгающих по крыше землянки. Природа влияет на человека, обеспечивая его энергией и свободой. Станиславу Белоусову в древнерусском костюме с красующимся на кожаном ремне клинком удалось убедиться в этом лично: «Вчера у нас были иранцы. Половина без шапок и варежек прибыли, а на улице -18°. И все ходили и улыбались. По-русски и по-английски не понимают, гуляют в кроссовках и без варежек. Замерзли, но заметно оживились при захвате крепости. Море эмоций! У них мужчины шли отбивать ее, а я должен был выходить на поединок. Они все орут, и один подбегает сбоку и пытается меня палкой побить по-настоящему, пришлось ее разрубить саблей пополам».
Самая известная фишка любой Масленицы – блин. Мало кто знает, что то самое сожженное чучело называют «масленицей-блиноедкой». Сам блин – символ солнца (культа плодородия. – Прим. авт.), таким образом чучело-обманка поглощает его и пакостит людям, но не животным. Наверное, поэтому здоровый черный кот без всякой опаски старается урвать заветный блин, а после вдоволь понежиться у печки. Однако это ему не удается. Усатого хитрюгу тут же провожают на улицу – нечего блинами лакомиться. Ну а что – не все же коту Масленица!
Усталые после маленьких городских гостей хозяева славянской земли доедают последние блины и с интересом рассказывают о своем деле. Оказывается, в их уголке есть и рабочая кузница, а в планах – гончарная мастерская. Все предметы изготовлены в традициях тех далеких веков. Но на вопрос о язычестве Александр Белоусов лишь с улыбкой отвечает: «Мы восточные славяне, позиционируем себя как новогородцы времен Святослава! Люди часто путают этнографию с язычеством. Весь фольклор у нас из академических изданий Рыбакова и Лихачева. В городской Масленице наполнение программы большое, но она там на втором плане, алкоголизм впереди. А нам интересно, и можем даже сами дом построить. Никто не пьет и не курит принципиально – страна в опасности, кто-то должен бороться! Поэтому детям, да и взрослым, стараемся что-то объяснять. Наши предки же особо не пакостили, и результат их деятельности есть. До Тихого океана не просто так дошли. Сейчас все стараются это стереть, якобы жили славяне в звериных ямах, разговаривать и писать не умели, а пришли люди с Византии, научили всему, и стали мы людьми. Сейчас тоже пытаются европейцы свои ценности нам донести Кончитой Вурст и прочими. Не нужны они. Поэтому и ненавидят наших – пытаемся отбиваться».
С наступлением сумерек масленичная долина погружалась в режим ожидания новых гостей. На улице медленно затухали последние угли, а по тропинкам носились осмелевшие собаки. Вскоре настанет пора подбросить полено в печку полуземлянки и радоваться тому, что благодаря Комоедице ночь стала короче, а весна ближе.
Комоедица (Масленица) – языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия. По современному календарю – 20 или 21 марта. Начало весны. День начинает становиться длиннее ночи – светлые силы одолели темные.
Фото: Фото Григория СОТНИКОВА, Марии МЯСОЕДОВОЙ