«Выступление задерживают, все столики забронированы, может, найдем местечко», – говорит Фокин. «Волнуетесь?» – спрашиваю я. «Нет, все как обычно», – продолжает он. Садимся в дальний угол бара, к нам тут же подбегает фотограф. Что поделать, звезда в кадре! Хотя Сан Саныч себя таковым не считает. Харизматичный преподаватель утром и философ стендапа по вечерам. Его шутки уже оценили участники открытых микрофонов на Урале, пришло время штурмом брать Москву.
– Как прошло ваше выступление на «Comedy Баттл» в Москве. Что было самым сложным?
– Самое сложное – это даже не выступление, а подготовка к нему. Неделю назад ТНТ выпустил фильм «Comedy Баттл. Суперсезон», там достаточно достоверно показано закулисье шоу. Не бывает так, что люди приезжают, и их сразу выпускают на сцену. До выступления участники живут в гостинице и готовятся. Почти каждый день ты лежишь на кровати в гостиничном номере и придумываешь шутки.
– Со своим подготовленным списком выступать нельзя?
– Можно, но его нужно показать редактору, затем креативным продюсерам и, в конце концов, генеральному продюсеру, который утверждает окончательный вариант выступления. Целый день сидеть и придумывать реально сложно. И ты понимаешь, что не можешь поехать куда-нибудь потусить в Москве, потому что завтра нужно принести три или четыре шутки. Причем нужно, чтобы они были смешными.
– Но ведь это обидно, когда шутки, которые утвердили продюсеры, не оценило жюри.
– На самом деле да. Это очень рискованно. Я был там белой вороной, а вообще, 70-80% выступающих не первый год занимаются юмором. Они это все знают и прошли, и приезжают уже с номером, с которым, к примеру, выиграли региональную лигу КВН, и все в городе п... с него от смеха. Они его показывают на шоу, а в зале – ноль реакции. Судьи тоже не смеются и нажимают рычаги. Это все на самом деле, подставы здесь нет.
– Как же придумать шутку, которая на 100% понравится всем?
– Ты никогда не будешь уверен до конца. Потому что это, может быть, понравится Светлакову, и он из-за одной шутки возьмет тебя дальше. А может, не понравится никому, или понравится залу, но не судьям. Есть определенная лотерея, но редакторы и продюсеры все-таки ориентируются на то, чтобы это было интересно зрителю. У них главная цель – сделать шоу. А у жюри уже свой взгляд на юмор, людей и разные вещи.
– Сан Саныч, а в чем главное отличие происходящего на сцене от того, что мы затем видим на экране телевизора?
– Монтаж. Судьи большинству дают шанс досказать до конца. В передаче это монтируют, потому что хронометраж рассчитан на определенное количество участников. Из пятиминутного выступления оставят самые лучшие шутки. Из-за этого может создаться впечатление, что человек рассказывает смешную шутку, а его сбрасывают. А на самом деле за пять минут выступления только эти три смешные шутки и прозвучали. Кстати, если зал не смеется, то значит людям и правда не смешно, а не потому, что продюсер нажал на кнопку «не аплодировать». Если зал скачет и хлопает, то это тоже искренне. Никто не руководит и не обманывает.
– Ваше выступление понравилось всем членам жюри?
– Я честно скажу – немного ориентировался на Семена Слепакова. Потому что, на мой взгляд, он самый интеллигентный член жюри, и ему этот юмор больше понравится. Я даже некоторые «завязочки» специально для него подготовил. Мы нашли с ним некий общий язык. Светлаков, несмотря на то, что мы оба с Урала, предпочитает более простой юмор. Он сказал, что некоторые мои шутки были не смешными. .
– А вы считаете себя смешным?
– Я не считаю себя смешным. Мое выступление не смешное, а, скорее, ироничное и забавное. Этого, на мой взгляд, не хватает российскому юмору, Comedy Club и «Comedy Баттл». Потому это можно назвать игрой на контрасте. После стендапа многие подходили и говорили, что это было очень взрослое выступление. Большинство там – молодежь, им по 20-25 лет. Подача моего юмора, может быть, не заставляет хвататься за животики, но, я надеюсь на это, заставляет включать голову. Наверное, члены жюри это оценили.
– Сан Саныч, что самое страшное перед выходом на сцену?
– Ожидание. Когда ты выходишь, врубается адреналин, и на нем ты делаешь шоу. А когда стоишь перед сценой, то думаешь, как пройдет, что скажут. Есть такая проблема, как «интерактив». Судьи что-нибудь спросят, ты перенервничаешь, в ступор впадешь. Даже я, с десятилетним опытом чтения лекций, одну шутку во время выступления забыл. Это все нервы, решается твоя судьба. Как на экзамене.
– Вы бы бросили карьеру преподавателя в пользу карьеры профессионального стендапера?
– Я всем говорю, и не лукавлю на этот счет, – нет. Все это – интересный опыт, возможность самопиара, но профессионально этим заниматься желания нет. Может быть, если бы когда-нибудь пригласили выступить в стендапе на ТНТ один разок, я бы съездил. Я видел людей, которые очень хорошо впишутся в профессиональный юмор, и желаю им победы. Но на данный момент я не готов все бросить. У преподавания есть куча минусов, главный, конечно, заработная плата, но я не мечтаю уехать в Москву и засыпать в куче кокаина в обнимку с мулатками. (Смеется.) Нет, я не знаю, конечно, как живут резиденты Comedy Club, но такого желания нет. Я знаю, что есть много людей, которые хорошо шутят, но при этом знаю, что очень мало людей хорошо учат студентов в Челябинске. Поэтому лучше я буду этим заниматься.
– Кстати, об этом. А каждый ли преподаватель может стать стендапером?
– К сожалению, наверное, нет. Я считаю, что стендап – это проявление остроумия. Остроумие – острый ум. Можно выйти и шутить просто. Есть смешные слова типа ж..., условно говоря. Если ты скажешь ж... в нужном контексте, можно вызвать смех. Но вызвать смех какой-то идеей, мыслью сложнее, здесь нужен ум. Ты должен думать как зритель и как автор. Поэтому хороший преподаватель, как хороший стендапер, должен заинтересовать аудиторию. Если ты плохой преподаватель, то у тебя на лекции люди смотрят в телефон, во «ВКонтакте» или «Инстаграме». Ты им не интересен. Я вижу условную цель как преподаватель и стендапер – победить «ВКонтакте». Если ты его победил, привлек внимание к своей персоне, то ты хороший преподаватель и стендапер.
– За вашей внеучебной деятельностью из университета никто не следит?
– Я думаю, что нет. По крайней мере, мне из руководства никто ничего не запрещал. У меня есть, конечно, пограничные шутки, но я все-таки считаю, что они интеллигентные. Нет откровенной похабщины или жести. Формально не к чему прицепиться. На ковер никто не вызывал.
– Стендап как-то изменил вас лично – внутренне и внешне?
– Внешне, наверное, нет. Я не стал закрашивать седину или отбеливать анус. (Улыбается.) А внутренне – да, я пересматривал свои первые выступления и заметил, что стал себя раскованнее чувствовать, появилась некая внутренняя свобода, это и другой опыт восприятия себя и зрителей. На лекциях я по-другому себя веду, использую опыт, который получил в ходе стендапа.
– Как ваша жена относится к публичным выступлениям?
– Очень негативно. И, отчасти, я ее понимаю. Она говорит: «Эта чушь не приносит денег, зачем ты этим занимаешься?» С другой стороны, она меня вдохновляет. Теперь можно сказать: «Я не такой плохой муж, как тебе кажется. Посмотри, какой у тебя хороший муж, можешь гордиться!» Она говорит: «Ну что это за слава? Когда тебя позовут вести свадьбу, вот тогда поговорим». И участие в «Comedy Баттл» – глупая идея, но если вдруг я выиграю эти пять миллионов, то я приду и скажу: «Вот видишь! Не зря я этим занимался!»
– Нельзя просто так взять, и не задать этот вопрос. Почему именно сейчас вы решились стать стендапером?
– Это двусторонний процесс. С одной стороны, я любил пошутить на лекциях и вроде бы это всегда разряжало обстановку и было интересно. Но потом мы с другом стали смотреть британский стендап, участвовать в «Открытых микрофонах». Он в Москве, я – в Челябинске. В первый раз меня не выпустили на сцену: там были технические накладки. А во второй раз я выступил, получилось вроде бы хорошо, все посмеялись. И с тех пор я регулярно совмещаю это со своей профессиональной деятельностью.
– Как студенты отреагировали на выступления?
– Студенты отнеслись хорошо. На моем первом выступлении было много первокурсников, которые довольно живо реагировали. Для них это стало неожиданностью – препод шутит. Такое не каждый день встретишь. Я думаю, их реакцию можно понять, потому что если бы я шутил плохо, то просто не смеялись бы. Хотя честно скажу – не все студенты положительно реагируют…
– Даже больше, не все люди вообще на это положительно реагируют. Некоторые считают это самопиаром. И вы об этом, кстати, уже упоминали. Развейте миф, так это или нет?
– Нет! Я алчный гений, я хочу славы и внимания! Любите меня все! (Улыбается.) Понятное дело, что любое публичное выступление можно рассматривать как самопиар. Певец, танцор, юморист, музыкант, не важно – он выходит и показывает свой талант. Глупо скрываться. Если бы это было что-то из серии «под любым предлогом покажите меня в телевизоре: я готов есть землю, спать с кем угодно, ругаться матом», то это можно было бы рассматривать, как самопиар. В силу разных причин я часто мелькаю в СМИ Челябинска, и многие говорят: «Фокин достал! Открываешь газету, а там Фокин, включаешь телевизор, а там Фокин». Они думают, что я лично бегаю на телеканалы и в сайты долблюсь, плачу деньги, чтобы про меня написали. Здесь я просто заложник медийного пространства. А тем людям я могу сказать: «Ну, не смотрите на меня, переключите канал или выключите радио». На самом деле я очень иронично к этому отношусь и не считаю себя звездой или кем-то подобным. Это просто так получается!
– Шуточный вопрос сейчас вам зададим. Как бы вы отнеслись к тому, если бы вам, как некоторым исследователям, дали смотреть более 100 часов порно, чтобы выявить в нем закономерности гендерного неравенства?
– Я бы спросил: «А почему так мало?» (Все смеются.) Если говорить серьезно, то порнография – это важная часть современной действительности. И то, что ее обходят вниманием – большая проблема. Ее нужно изучать и относиться как к сфере человеческой деятельности. Есть некий парадокс – если встречаются, допустим, на площади 100 людей, то все они будут хаять порнографию, но как только каждый окажется у себя дома, то они начнут ее искать и смотреть.
– Последний вопрос. Какая бабочка лучше всего подойдет для человека с хорошим чувством юмора? (Известно, что А. Фокин является давним коллекционером мужских бабочек. – Прим. авт.)
– Любая, кроме ночной.
«Comedy Баттл. Последний сезон», каждую пятницу в 22:00 на ТНТ.
Выступление челябинца в юмористическом телешоу смотрите на телеканале 74.ru.
Фото: Фото Григория Сотникова, видео с Youtube.com пользователя Channel BroadcastsTV