Оказывается, до того как родился Александр Масляков, всех мужчин по линии его отца звали Васями. Оказывается, он мечтал стать артистом. Оказывается, он не следит за тем, как живут и где работают кавээнщики после ухода из проекта. Об этом и многом другом Александр Васильевич рассказал в интервью нашему изданию.
— Почему вы редко соглашаетесь на интервью, Александр Васильевич?
— Чтобы это не выглядело кокетством, скажу просто: я не люблю эту сторону своей профессии. Мне кажется, что должно быть совершенно неважно для зрителя, на ком женат артист, на которого он смотрит. Точно так же не должно волновать, сколько у него денег и т. п. Это всё какая-то суета. Казалось бы, если ты никого не предал, не продал, ни у кого ничего не отнял, то окружающие должны к тебе нормально относиться. Но каждый раз я утыкаюсь в то, что чем успешнее ты в своей профессии, тем больше омерзительной агрессии это вызывает у некоторых.
— Для КВН важно, какие на дворе времена — лихие или застойные?
— Для КВН всё равно, какие времена на дворе. Главное, от этих времён не оторваться и существовать в этом времени.
— На какие шутки в КВНе табу?
— В разное время разное табу. Сложнее всего в этом плане было в советское время: слишком много было запретов. Однажды запретили шутки про полотенца, потому что в советских магазинах полотенец не было. Шутки кавээнщиков рождаются в муках, а потом безжалостно режутся редакторами. Есть шутки для большой сцены, а есть для кавээновской кухни. Бывает, шутки долго ждут своего часа, а потом выстреливают на злобу дня. Не раз к нам приходили президенты. Шутили в их адрес достаточно остро, глядя в глаза. И после этого мне никто не звонил и не вызывал на ковёр. Сегодня цензуры у нас никакой нет.
— Вы радуетесь, когда видите огромное количество бывших кавээнщиков, заполонивших всё телевизионное пространство?
— Я перестал пристально следить за посткавээновской жизнью ребят. Хотя знаю, что, слава богу, многие из них продолжают появляться на телеэкране и зарабатывают немалые деньги. Всё прекрасно, но если бы то, что они говорят, через голову всё пропускали, через собственную строгую оценку и цензуру. А так — как-то всё очень на потребу.
— У вас нет ощущения, что на нашем ТВ серьёзный перекос в развлекательную сторону?
— Есть такое ощущение. Перебор с этим делом, мы очень бухнулись в эту стихию. Наверное, это удобно и выгодно. Но это неправильно.
— Александр Васильевич, а ведь изначально ведущим КВН были не вы?
— Не я, а Альберт Аксельрод (врач по специальности). Я сменил его в 1964 году и был тогда не актёром, не выпускником творческого вуза и даже не капитаном команды КВН, а всего лишь студентом четвёртого курса Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Родители гордились мною: инженер-путеец в те годы был уважаемой профессией. Но я мечтал о втором образовании, об образовании артиста. Пробоваться на роль телеведущего меня уговорил приятель Павел Кантор. Мне казалось, что я опростоволосился и меня больше не позовут, но меня взяли. И мой визит на телевидение затянулся на всю жизнь.
— От кого вы унаследовали ваше чувство юмора?
— Мой отец был очень скрытным человеком, а мама — более эмоциональным. Я похож на обоих: я эмоциональный человек, но стараюсь не выплескивать эмоции, которые меня иной раз переполняют.
— Александр Васильевич, правда, что до вас всех мужчин в роду Масляковых звали Васями?
— Правда, Василий — имя моего отца, деда и прадеда. Уж не знаю, как моя мама осмелилась нарушить эту традицию масляковского рода, но меня вдруг назвали Александром. Светлана решила, что и сына мы назовём Сашей. Помню, когда он был маленьким, мы втроём плюс собака жили в крохотной квартире. И когда жена громким голосом произносила «Саша!», шёл к ней я, шёл наш маленький сын, и на всякий случай шла собака, которую звали Тимка.
— Раз уж заговорили о сыне, спрошу: Масляков-старший и Масляков-младший похожи характером?
— Вы знаете, нет. Саша самостоятельнее. Когда он был маленьким, мы его называли «Сан Саныч». Даже когда мы хотели ему помочь, он всегда отвечал: «Не надо, я сам!» Я с трудом женился в 30 лет, а он женился в 22 года. Причём на очень хорошей и умной девочке. Общаясь с сыном, я получаю огромное удовольствие.
— Как думаете, почему он пошёл по вашим стопам?
— А почему ему было не пойти? Ведь существовали же в старые добрые времена династии ткачей, сталеваров и т. д. Почему этого не может быть на телевидении? Саша ведь рос за кулисами КВН. Однажды мы приехали на съёмки фестиваля в Сочи, и серьёзно заболела моя мама. Я улетел в больницу, а Саше пришлось выступить в роли ведущего. И вот уже несколько лет он ведёт игры Премьер-лиги КВН.
— Вы бы хотели, чтобы и внучка продолжала ваше дело?
— Пусть она сама выбирает свою дорогу!
— Александр Васильевич, вы считаете себя счастливым человеком?
— Да. Мне несколько раз в жизни везло. В том числе мне повезло с моей женой. Мы женаты уже сорок лет. А до этого ещё пять лет дружили! 24 часа мы находимся вместе, в одном доме, под одной крышей, в одной профессии. Самый надёжный человек во всей съёмочной группе — это моя супруга. После любой съёмки мы можем не сойтись во мнениях и можем посвятить дома некоторое количество времени обсуждению того, кто прав, а кто нет. Но всё равно это очень здорово.
— Как вы предпочитаете проводить семейный отдых?
— Свободного времени в нашей семье мало. Когда удается его выкроить, едем на дачу за город. Пышные мероприятия я не люблю. Люблю картошку, пельмени, нормальную человеческую еду. Мне не чуждо и увлечение японской кухней. Я не курю уже лет пятнадцать, не пью лет тринадцать. На вечеринках, которые случаются после финальных игр КВН, в моём стакане уже много лет обычная вода. Возраст, знаете ли…
— Ну, про возраст это вы зря: вы выглядите гораздо моложе, чем вы есть!
— Выгляжу я хорошо благодаря папе, маме и той молодости, которая меня окружает!
Александр Васильевич Масляков родился 24 ноября 1941 года в Свердловске. В 1964 году окончил Московский институт инженеров транспорта, в 1968-м — высшие курсы работников телевидения. Он является постоянным ведущим, руководителем и режиссёром популярной телепрограммы КВН (Клуб весёлых и находчивых), президентом Международного союза КВН и телевизионного творческого объединения «АМиК», а также председателем жюри телешоу «Минута славы». Лауреат премии «Овация» (1994). В 2002 Александр Масляков был удостоен высшей награды Академии российского телевидения — ТЭФИ «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».
Фото: Фото Международного союза КВН с сайта Kvn.ru