На Южном Урале 252 горные вершины выше тысячи метров. У лидера по восхождениям 190 посещенных вершин. На такое количество гор он восходил не один десяток лет. Покоритель Эльбруса, магнитогорец Кирилл Фронюк задумался: а возможно ли взойти на все вершины Южного Урала выше 1000 метров за один сезон? А чтобы было еще интереснее, Кирилл решил ограничиться количеством дней, отсылающим к известному роману Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». Дневник проекта Кирилл вел на своей страничке «ВКонтакте».
Мы публикуем дневник в сокращении. И хотя всё закончилось не совсем так, как хотелось бы, считаем, что это удивительная история, которая способна впечатлить многих.
Одному или с командой?
– В походах по горам Урала есть одна особенность – необходимость команды из нескольких человек. Риск травм высок, и в экстренной ситуации очень трудно решать проблему в одиночку. К тому же благодаря распределению общего снаряжения уменьшается вес рюкзака. Но есть и минус: невозможно рассчитывать дистанцию и темп, исходя только из своих физических возможностей. Когда подбираешь команду, не все понимают, что в походах нет посиделок у костра под песню «Милая моя, солнышко лесное», нет долгих привалов с чаепитием, а есть ад из грязи, бутербродов на ходу и вечно мокрые ноги.
«А нафига?»
– Когда все организационные работы были закончены, я разместил пост «ВКонтакте» о начале нового приключения. Реакция туристического сообщества оказалась весьма неожиданной. Большинство комментаторов почему-то решило, что я недостаточно подготовился к восхождениям. Часть людей начала обсуждать возможность проезда маршрутов на велосипеде и байдарке, хотя я ни разу не упоминал о использовании вспомогательных средств передвижения. Но самое интересное началось при репосте записи идейным вдохновителем путешествия Борисом Прохоровым. Казалось бы, опытные туристы, возможно, друзья Прохорова, писали «а нафига?», «а смысл?». По их логике, Борис, создатель клуба «Исилган», многие годы ходил по «непримечательным пупырям» и с таким же успехом мог ходить «по автобусным остановкам города».
Первый выезд – Масим, Шатак
Первый выезд представлялся Кириллу относительно простым. Он решил, что в такой поход можно сходить одному.
– На первые две вершины я восходил с восточной стороны, изображая скалолаза и размышляя, сколько времени уйдет на выползание из леса, если я сорвусь и переломаю ноги. И вот, взобравшись по скале, я смотрел по сторонам и выяснял, что соседнее перо на несколько метров выше. Приходилось спускаться и повторять все заново. На это развлечение ушло очень много времени. Хотя на остальные вершины я уже поднимался с запада, начинало темнеть, и поднялся сильный ветер, что вынудило встать на ночевку.
Утром выяснил, что забыл переложить продукты в большой рюкзак, и на почти пятьдесят километров пути у меня есть одна булочка и половина шоколадки. Через семь часов ходьбы появилось желание поймать змею, которых в районе Шатака очень много, и пожарить на костре. Но дойти до машины было быстрее, чем проявлять навыки выживальщика.
Лоси, клещ и вершина Рассыпная
– В горах Южного Урала находится закрытый город Межгорье, вокруг которого расположено много интересных вершин. И хотя расположенная в нем военная часть уже давно в упадке и вероятность встретить военных в лесу примерно равна вероятности встретить единорога, до сих пор в туристическом сообществе бытует мнение о необходимости ниндзя-похода. Соблюдал эту старую традицию, и подготовка маршрута проходила в строгой секретности.
До заката мы успели подняться на две вершины и встали на ночевку. Места в этом районе глухие, практически без лесных дорог. Лес часто переходит в бурелом, и часто встречаются болота. И поэтому меня сильно удивило, когда, зайдя в палатку, я обнаружил, что она стоит на металлическом уголке.
Весь следующий день шли в прогулочном темпе, останавливались фотографировать и перекусить. Дважды встречали лосей. Ночевать я поехал в деревню Шушпу, находящуюся в 20 километрах от Белорецка. Рядом с Шушпой находится вершина Рассыпная. Я воспользовался возможностью и прогулялся туда. Клещ с Рассыпной тоже воспользовался возможностью и впился мне в ногу. Через три дня результаты анализов показали, что клещ абсолютно здоров.
Хребет Нургуш: уже 43 вершины из 252
Очередной поход оказался для Кирилла поводом задуматься о том, что «все события, происходящие вокруг нас, сами по себе не имеют совершенно никакого значения. Они просто происходят, а люди сами придают им смысловую нагрузку». На своей страничке «ВКонтакте» он опубликовал две версии отчета о походе – оптимистическую и пессимистическую. Мы приводим в сокращении первую, но вы знайте, что вторая тоже есть и заканчивается она словами «теперь я не уверен в реальности осуществления задуманного».
– По дороге до первой вершины немного огорчало большое количество клещей, зато порадовало, что было мало мошкары. На вершине открывался великолепный вид на хребет Нургуш, а наличие долины между Нургушом и хребтом Уренга производило впечатление особого величия гор.
В первый день удалось пройти весь хребет Уренга, а так как еще оставалось время, по пути взошли еще на две вершины хребта Ягодный. К вечеру дошли до реки, где планировалось второе место под ночлег. На берегу оказалась облагороженная стоянка с запасом дров. Этот приятный бонус позволил не только поужинать, но и посушить вещи у костра.
На следующий день лесные вершины предыдущего дня сменились скальным царством. Первый же пик оказался скальным жандармом, для подъема на который понадобились навыки альпинизма и на котором получились лучшие фотографии за весь поход.
В дальнейшем расстояние между вершинами составляло два-три километра по лесотундре с редкими участками леса. Подойдя к вершине, оставляли рюкзаки у подножия и быстро забегали по куруму наверх. Собрав 13 пиков, я решил начать возвращение к машине. В долине между хребтов мы словно попали в фильм National Geographic. Каскадные запруды бобров, громадное количество лосей, быстро меняющийся ландшафт – такой дикой природы я не видел за все года хождений в походы.
Что-то пошло не так
К середине июня выносливые напарники Кирилла закончились быстрее, чем горы. От приключений устала и машина, процесс ремонта растянулся на неделю. Кирилл все же нашел время и силы и поднялся еще на несколько вершин, но, признается он, мотивация стала умирать: «После поездки на Нургуш во мне что-то сломалось. Я все еще пытался завершить задуманное, опираясь на физическую выносливость, но настрой – это 70 процентов успеха, и без него цель недостижима».
Он прошел половину хребта Сухих гор, и настроение стало улучшаться, но произошло событие, забившее последний гвоздь в крышку гроба проекта.
– Остановился завязать шнурки, прошел 50 метров и обнаружил, что у меня нет телефона. Немного занервничал и вместо того, чтобы попытаться найти собственные следы, просто прошел вниз. Двадцать минут поисков не дали результата. Спустился к ручью и попробовал пройти по пути подъема, но через 200 метров потерял свой след.
Наступила апатия. На телефоне хранились фотографии вершин. С помощью него я писал трек, без которого 95 процентов людей не поверит, что я был на всех вершинах. Достал аварийную навигацию (компас, карта) и начал эвакуацию. Вышел на дорогу и встретил машину лесников. Так закончилась история одного амбициозного проекта. Но жизнь состоит из взлетов и падений. И, возможно, в следующий раз мне повезет.
Фото: Фото Кирилла Фронюка