Вчера в Челябинской области выпало до 14 сантиметров снега. Спортсмены меняют лонгборды на сноуборды, достают лыжи и уносят велосипеды на балкон. Но настоящие веломаньяки не убирают велик на зиму и даже выезжают на нем за город. MyChel.ru поговорил с Игорем Лепешкиным, который уже лет пять пользуется велосипедом круглый год, о том, как выживает велосипедист зимой в городе, почему круто ехать на велике на Таганай, и на что придется потратиться (а на что вовсе не обязательно).
Ехать по гололеду проще, чем идти
Катаюсь я уже 11 лет, у меня два рабочих велика. Спортом не занимаюсь, марафоны не катаю, езжу для удовольствия и не больше 100 км в день. Раньше катался только летом, потому что зимой холодно, мокро и скользко. Но как-то решил попробовать, и уже лет пять-шесть не слезаю с велосипеда круглый год. Велосипед специальный не покупал, он и не нужен. Нужны шипованные покрышки. Качественные стоят немало, сравнимо с зимними автомобильными шинами. Свою резину я заказал в Германии, это обошлось примерно в пять тысяч рублей за колесо. Сегодня можно найти зимнюю резину от 1000 руб, но в таких эконом-вариантах мало шипов, шипы ржавеют и стачиваются, сами покрышки тяжелые. Работают не очень. Сейчас цены на нормальные покрышки начинаются от 3000 руб.
Все равно зимой катаюсь меньше, чем летом. В городе зимой есть определенная проблема: обочины, где обычно и катаются велосипедисты, занесены снегом, остаются проезжая часть с машинами и тротуар. По проезжей части лучше не ездить, там скользко и есть риск попасть колесом в колею, создать опасную ситуацию на дороге. А тротуары чистят не всегда, и если прошел снегопад, то проехать трудно. Велодорожек у нас нет.
Если резина без шипов, то падаешь каждый день и не по разу. Колеса легко уходят в сторону, и балансировать на скользкой поверхности очень сложно. А если резина шипованная, то ехать по гололеду становится проще, чем идти!
Еще одна сложность – может замерзнуть велосипедная смазка, тогда руль и педали будут проворачиваться с трудом. Но эта проблема известна всем, кто хоть раз выезжал зимой, и она легко решается покупкой зимней смазки.
Не простудиться поможет экипировка
Для зимней езды очень важен вопрос экипировки. На скорости запросто может продуть, а незащищенные участки кожи – обычно это шея, запястья – мгновенно леденеют до нечувствительности и обмораживаются. Поэтому если всерьез вознамерились катать зимой, стоит обзавестись специальной одеждой. Стоит она не сильно дороже обычной, зато отлично сохраняет тепло, не продувается, отводит пот. Я, кстати, уже давно не покупаю обычную одежду, только спортивную. Старайтесь одеваться многослойно, ищите одежду с длинными рукавами, термобелье. Одежда из обычной хлопчатобумажной ткани не подходит, легко продувается, намокает от пота и не сохнет, можно заболеть простудой в два счета.
В городе некритично иметь термос. На каждом углу есть кафе и другие места, где можно согреться. А вот в походе он будет нелишним, обычно зимой в рюкзаке велотуриста термос или специальная двухслойная фляжка, запасные шапка, перчатки, питательная еда, ремкомплект.
Самая низкая температура, при которой я катался, это минус 20 градусов. Чтобы не обморозить лицо, в такую погоду стоит надевать плотную маску-балаклаву. Велоочки зимой запотевают, поэтому ищите такой вариант, при котором нос открыт. Зимой велосипедисты часто отказываются от шлема, потому что он не налезает поверх шапки. Но это очень опасно, поскольку больше риск упасть и можно сильно удариться головой.
Нужно ли заносить велосипед в тепло?
В Челябинске есть люди, которые каждый день в любой мороз ездят на велосипеде на работу. Я раньше тоже так делал, сейчас нет, просто потому, что работаю близко от дома. Каких-то принципиальных отличий от летнего катания нет, единственное, почему-то некоторые стараются на рабочее время занести велосипед в тепло, в помещение. Если это вызвано не соображениями безопасности, а именно для того, чтобы велик стоял в «тепле», то лучше оставьте его на улице. Из-за перепада температур резина потеряет эластичность и начнет трескаться. По этой же причине, если зимой вы не катаетесь, то хранить велосипед стоит не на балконе, а дома. В течение зимы погода будет меняться и резина испортится.
Мода последних лет – фэтбайки. Это такие велосипеды на толстых колесах, в Челябинске их всего штук десять. Если кто-то ищет велосипед специально для зимнего катания, то это хороший вариант. Благодаря толстым колесам фэтбайк проедет там, где обычный велосипед провалится в снег. Кроме того, фэтбайк значительно лучше держится на льду.
На Таганае накатывают «тротуары»
Зимой я катался и за городом, выезжал в горы на Таганай. На праздники туда приезжают туристы на снегоходах, накатывают широкие тропинки, ровные, как тротуары. Я выезжал и один, но в компании веселее и безопасней. Главный риск – съехать с дорожки, упасть и увязнуть в снегу. И здесь опасна даже не травма, а переохлаждение. На Урале каждый год люди замерзают насмерть. А если вы не один, вам помогут выбраться, а в случае чего будет кому позвать за помощью. Не стоит пренебрегать прогнозом погоды и штормовыми предупреждениями, хорошая погода для зимнего велотуризма – это когда солнечно и безветренно. А вообще на Таганае сегодня много приютов по всем маршрутам, есть где обогреться, попить горячего чаю, а в случае чего и переночевать. Зимой в лесу очень красиво, тихо и безлюдно, много следов зайцев, лосей. Людей пугает нагрузка, но по сложности зимняя велопрогулка сравнима с прогулкой на обычных беговых лыжах. А в остальном это море позитива, отличное настроение и хорошая физическая форма круглый год.
Фото: Фото предоставлены Игорем Лепешкиным и Филиппом Яровым, видео пользователя Igor Dip / Youtube.com