На аэродроме Устиново, в 130 километрах от Челябинска, можно прыгнуть с парашютом с высоты 4000 метров и парить в воздухе целую минуту. Это возможно, благодаря полётам единственного для Урала высотного самолёта — Л-410. Раньше спортсмены и любители экстрима ограничивались 2,5 км. Почему скайдайверы ликуют и как попасть на аэродром обычным людям — читайте у нас на сайте.
Ради неба — за рулём по 33 тысячи километров в год
Аэродром Устиново — DZ Ustinovo (DZ — англ. drop zone, «дропзона» — советский термин «зона выброски». — Прим. редакции) работал и раньше, но в 2013 году владельцы закрыли его на реконструкцию. Для спортсменов-парашютистов Челябинской области и ближайших регионов это стало настоящей трагедией.
— Когда Устиново закрыли, вариантов у местных парашютистов осталось немного, — рассказывает парашютист из Миасса Екатерина Межуткова. — Это два аэродрома ДОСААФ в Екатеринбурге и Челябинске, где максимальная высота выброски — 2,5 км. На них особо не попрыгаешь: падать очень мало, не успеваешь сделать всё, что хочется, а стоит это удовольствие очень дорого (работают на старом самолете АН-2 на 95-м бензине). И аэродром «Мензелинск» с классной высотой и хорошими ценами, но за 700 км.
Чтобы поддерживать форму, надо прыгать с парашютом хотя бы раз 10 в месяц. Особенно важно это для тех, кто тренируется в российской сборной.
— 700 км за выходные, 2800 км в месяц, больше 33 тысяч км в год — для кого-то эти цифры наверняка покажутся дикими, — продолжает Екатерина Межуткова. — А мы ездили каждые выходные. Каждые, когда погода позволяла. Вот представьте: в пятницу уставший после работы не домой идёшь или с друзьями в бар, а садишься с вещами в тачку и едешь по 9–10 часов в Татарстан. Через час-другой сна под утро идёшь прыгать. К вечеру вообще «никакущий». А в воскресенье прыгать можно было только до обеда, ведь в понедельник на работу, начальник не поймёт, если начнёшь «слюни по клавиатуре пускать».
А ещё много раз приходилось разворачиваться на полдороги и ехать обратно домой, потому что прогноз погоды мог поменяться в любой момент.
— В общем, «Мензелинск» все любили, но как-то обидно было: два миллионника рядом, а своего аэродрома нет, — поясняет Екатерина. — И это при том, что парашютистов у нас — валом, и прыгают они, ставя рекорды России и мира.
Хотели по-быстрому, но документы оформляются «как всегда»
— При закрытии аэродрома планов у владельцев было — море, — рассказал представитель аэродрома Устиново Максим Сиразетдинов. — Хотелось поднять уровень работы со спортсменами — привезти новый, высотный самолёт, который поднимает до 4 км, обучить персонал у крутых инструкторов, безопасность повысить. Планировалось закупить новые парашюты типа «крыло», которые полностью управляемые, меньше зависят от погоды и в целом на порядок безопаснее старых круглых десантных куполов. И, главное, рассчитывали сделать это очень быстро.
Реальность планы подкорректировала.
— Под новый самолёт пришлось готовить принципиально иную взлётно-посадочную полосу, — продолжает Максим Сиразетдинов. — Пока над ней работали и оформляли кипу нужных документов и разрешений, пролетело почти пять лет. Но это того стоило! Теперь в Устиново летает уникальный для Урала высотный самолёт — Л-410. И он прям наш, устиновский, не в аренде. За выходные на нём можно «откидать» в тандеме десятки человек, а спортсмены могут совершить десятки прыжков. Если, конечно, наш лучший «друг и маркетолог» — погода позволит.
«Мы ждали крутой самолёт пять лет!»
— Это великая радость, удача и благодать — то, что в Устиново появился наконец высотный борт! — заявила «от лица всех скайдайверов Екатеринбурга и Свердловской области» Елизавета Золотарёва. — Я, как и многие мои земляки, увлекаюсь FreeFly (свободное падение на высоких скоростях) — дисциплиной парашютного спорта, для которой крайне важна высота выброски. Невозможно полноценно прыгать FreeFly с АН-2 — слишком низко они летают. Теперь мчать за 700 км от Екатеринбурга ради каждого прыжка больше не нужно — высотная дропзона появилась за 300 км, и это очень круто!
Парашютисты пояснили, что на аэродром в Мензелинск многие ехали не просто потренироваться или попробовать прыгнуть в тандеме. Туда спешили на учёбу по программе AFF — это ускоренный курс свободному падению или как стать спортсменом-парашютистом. Учёба идёт исключительно на высоте 4000 метров.
— На Урале такой возможности не было — максимум, что можно выжать из «кукурузника» — 3500 м. Но каких трудов ему это стоит! — рассказывает челябинец Владимир Ефанов. — Ну и да, топлива он при этом сожрёт немало… И вот наконец к нам прилетел самый высотный борт Урала — великолепный Л-410! Всего каких-то 130 км от Челябинска — и мы попадаем в небесную сказку, где можем окунуться в синее небо на высоте 4000 м, попрыгать в одиночку, с друзьями, полетать в костюме белки-летяги «вингсьюте» (wingsuit), поплавать в облачках и попарить над бескрайними полями... Это неописуемое чувство свободы теперь так рядом!
Кстати, уроженка Челябинска Наталья Белоусова уже несколько лет занимается артистическими видами парашютного спорта в Москве. Суть соревнований заключается в том, что во время свободного падения с большой высоты спортсмены выполняют различные движения, опираясь только на набегающий поток воздуха. Всё это снимается на видео, после чего оценивается сложность и красота движений. Наталья Белоусова — победителем чемпионата Москвы — 2016 в дисциплинах freefly и freestyle.
Напомним, в Челябинске много любителей экстрима. К примеру, в мае парашютист обошёл охрану, забрался на 25-й этаж строящегося дома в жилом комплексе «Западный луч» и спрыгнул с высоты 85 метров. В феврале в сети появилось видео, как бейсджампер спрыгнул с балкона многоэтажки в Челябинске. Ранее любители острых ощущений прыгали со стрелы башенного крана на стройплощадке по улице Труда в микрорайоне «Западный луч», а также с 25-этажного дома-долгостроя в микрорайоне «Академ Riverside». Может быть этим героям начать выплескивать адреналин на аэродроме?
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Есть новость? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».
Фото: Елизавета Золотарёва