Каждый, кто попадает в инклюзивный клуб для молодежи «Наше место», становится #равныйравному. Это уникальное пространство, объединившее ребят с ограниченными возможностями и здоровых молодых людей, родителей особенных детей, десятки наставников и партнеров, готовых делиться своим талантом и опытом. В октябре челябинской молодежной организации исполняется пять лет. О том, с чего все начиналось и во что выросла идея о клубе, — в интервью с руководителем и идейным вдохновителем проекта Марией Дусмухаметовой.
— Все началось ровно пять лет назад. Давайте отмотаем время на осень 2013 года и вспомним о самых истоках проекта.
— В тот год, на исходе лета, я приехала в Челябинск с идеей создать место, где молодые люди с разной инвалидностью могли бы встречаться и общаться. Не было представления о формате, но я понимала, что встречи должны происходить регулярно, что должно быть место, куда будут приходить ребята для общения. Тогда и родилось название «клуб». А чтобы о нас узнали, нужно было провести масштабное мероприятие. Команды не было, поэтому я просто начала рассказывать о своей идее давним знакомым. Так меня поддержала моя школьная подруга Алена Альчикова, потом присоединилась Арина Плотникова, которая тогда занималась детишками с аутизмом. А благодаря моему знакомому, фанату «Трактора», нам удалось найти подходящую площадку для праздника — холл ледовой арены. И вот осенью 2013 года там состоялось открытие нашего клуба. С тех пор все так и происходит: мы рассказываем о проектах, иногда сами не до конца веря в их возможность, а люди нас поддерживают. Все, чего мы добились, — это только благодаря безумным задумкам и помощи сотен людей. Так же, как ребята, мы хотим снять ограничения в жизни, так и в своих мечтах стираем всякие границы.
— Кто-то приходит к подобным проектам через собственную боль, кто-то заражается добротой на примере своих знакомых. Откуда корни у вашей идеи?
— Я не вымучивала и не взращивала в себе эту мысль. Меня словно осенило — как будто сама идея нашла человека, через которого реализоваться. Да, у меня в семье есть история молодежной инвалидности, но это не ключевая причина.
Моя деятельная натура, стечение жизненных обстоятельств, воспитание родителей, люди рядом — все это вылилось сначала в задумку, а она — в большой проект.
— Наверняка на первых порах было непросто стучаться в двери, и не все были готовы поддержать ваше дело. С какими проблемами столкнулись?
— Кто-то на моем месте сказал бы, что не было денег, не нашли поддержки в людях. У нас идея молниеносно обросла единомышленниками. Изначально не верили сами люди с инвалидностью и те, кто ими занимался в Челябинске. Многим казалось странным, что человек приезжает из Москвы, вдруг начинает проводить не совсем стандартные мероприятия для инвалидов — зачем ему это надо? Например, когда мы снимали видеоприглашение на открытие клуба, меня спрашивали: от какой я партии, откуда у меня деньги, кто я вообще такая. Мне было непонятно это недоверие, переживала, нервничала, пыталась объяснить, доказать. И оно долго преследовало. Потом я поняла, что невозможно убедить всех в чистоте намерений.
— В чем принципиальное отличие «Нашего места» от других общественных организаций для инвалидов?
— Разумеется, людьми с инвалидностью в Челябинске занимались и до нас, но мы смогли объединить в клубе молодежь с ограничениями и без. Мы создаем инклюзивное пространство, в котором особенные ребята оказываются рядом со здоровыми сверстниками, а не варятся в собственном соку. У них появляются большие амбиции, новые ориентиры. А от этого и результаты заметнее. Сами ребята с инвалидностью сказали: «Маш, нам не нужна резервация, мы хотим быть рядом со здоровыми». Тогда и стало очевидно, что нужны волонтеры, и не только в роли помощника, а в качестве равноправных участников клуба, товарищей. А порой случаются истории, когда волонтеры приходят помочь с какими-то организационными моментами, в итоге встречают свою любовь.
— Как ребята с инвалидностью вливаются в насыщенную жизнь клуба? Сложно ли адаптироваться?
— Главная сложность — сделать первый шаг и прийти к нам, ведь многие из них привыкли быть одинокими. Но те, кто попадает сюда, меняют свою жизнь. Например, наша Вера, у которой есть проблемы со слухом и опорно-двигательным аппаратом, еще два года назад постоянно сидела дома, без друзей. Но девушка очень хорошо рисовала и мечтала танцевать. Сейчас она руководитель нашей изостудии и любимица всех ребят, выступает в коллективе «ТанцДем», играет в спектаклях. Еще есть молодой человек Олег, круглый сирота — он пришел записаться к нам в вокальный коллектив, но в итоге попал в КВН, стал участвовать в спектаклях и сейчас танцует в «Парадоксе». Для него «Наше место» стало семьей. Кто-то из ребят уходит в спорт. Одна из наших девушек, Азалия, сейчас постоянно ездит на всероссийские соревнования. Еще один яркий пример — Максим Пихуля, который начал терять зрение уже во взрослом возрасте. Однажды он пришел к нам на кастинг в КВН — у него действительно отличное чувство юмора. На отборе работали наставники из Москвы — актеры шоу «Однажды в России». Его взяли в команду, и через какое-то время Максим попал в «Открытый микрофон» на ТНТ. Такие глобальные повороты случаются, конечно, не у всех, но у каждого в жизни происходят яркие изменения.
— А как чувствуют себя ребята-волонтеры, когда попадают в особенную среду?
— Они учатся жить не только для себя, но и в мыслях о тех, кто рядом. Причем не только о больном ребенке или пожилом человеке, которым очевидно нужна помощь. А о таком же, как ты, только не слышащем или не видящем. Меняются ориентиры, мировоззрение. Мы стараемся создавать точки соприкосновения, чтобы здоровым и особенным ребятам вместе было здорово.
— Проекты клуба всегда масштабные и создаются на уровне хорошего шоу. Расскажите о самых ярких событиях за эти пять лет.
— Конечно, это «Необыкновенные елки», которые проходят с 2013 года. Во время праздника холл арены «Трактор» превращается в интерактивные площадки с учетом особенностей детей. Здесь проходят небольшие театрализованные представления, концертная программа, мастер-классы, все ребята бесплатно получают сладкие подарки. Все это создается усилиями большого количества людей, без господдержки. Гостями «Елок» каждый год становятся 5–6 тысяч человек.
Еще один наш масштабный проект — «Равный равному», который проходил в 2016 и 2017 годах. В нем было очень много направлений, участвовало по 500 человек, работали десятки наставников. И это при том, что мы не получили спонсорскую поддержку — проект оказался полностью волонтерским. Ребята соревновались в разных категориях: социальная реклама, психология, спорт, краеведение и туризм, КВН, танцы, театральные постановки, интеллектуальные игры, английский и русский на языке жестов. Они получали уникальный опыт. Буквально на прошлых выходных у нас состоялся танцевальный финал «Равный равному — 2017», куда приехали хореографы шоу «Танцы».
Из проекта выросла наша театральная студия, где ребята под руководством профессиональных режиссеров готовят спектакли и различные постановки для праздников. Сейчас у нас три танцевальных команды, вокальный ансамбль, коллектив жестового пения, где слышащие ребята поют на языке глухих. Оказалось, это настолько популярное направление, что мы организовали курсы по русскому жестовому языку, и ведет их молодой человек с ограничением слуха.
— А если кто-то не открыл в себе талант — он тоже может стать частью клуба?
— Конечно. У нас проходят камерные встречи, где ребята рисуют, играют в настольные игры, занимаются спортом — просто общаются. Несколько раз в месяц они ходят в кино, театры, на концерты. Сейчас мы открыли студию свободного танца, туда мы приглашаем всех желающих, но очень рекомендуем для людей с тотальной слепотой и с психофизическими нарушениями. Здесь с помощью музыки и хореографии они могут социализироваться. Ниши есть для всех. Даже для тех, кто особых талантов в себе не видит, обязательно найдется интересное направление.
— Родители особенных детей — тоже часть клуба?
— У нас есть клуб для мам, который вырос из проекта «Равный равному». Он называется «Мамы в деле!» Родители собираются отдельно от детей, встречаются в группах поддержки с психологами, участвуют в мастер-классах и тренингах. И такие встречи дают хорошие результаты. Мамы постоянно делятся изменениями, которые происходят в их жизни.
— Наверняка у родителей встает вопрос, сколько все это стоит?
Мы постоянно об этом говорим, но подчеркну еще раз — все мероприятия нашего клуба бесплатные.
— Уже определились с планами на следующие пять лет?
— Мы стремимся делать мероприятия, интересные для молодежи, и не можем позволить себе проводить их на уровне «и так сойдет». Мы стараемся, чтобы каждый молодой человек, попав к нам, сказал: «О, я хочу в этом участвовать!» И главная задача сейчас — сохранить этот уровень. А вообще мы идем по наитию: чувствуем, чем ребятам хочется заниматься, что мы упустили, и решаем, как это восполнить. Конечно, мы всегда рады новым ребятам — набор в коллективы постоянно открыт.
— Как стать вашим партнером и попасть в ряды волонтеров?
— Сейчас, в преддверии наших традиционных «Необыкновенных Елок», мы рады любому человеку, организации, кто может с нами поделиться результатом своих трудов и талантом. Помочь задекорировать холл, провести мастер-классы или испечь пряники для него, выступить перед детьми, загримировать актеров. В прошлые года кто-то привозил нам ящики мандаринов на подарки детям, кто-то отдавал остатки тканей, из которых мы потом шили костюмы и делали декорации для постановок. На «Елках» особенно виден эффект от стараний каждого человека: вроде бы вложил немного усилий, а столько людей стали счастливее.
— Чем клуб стал для вас за эти пять лет?
— Это как ребенок... Меня часто спрашивают: вроде бы все отлажено, есть команда, готова ли я отпустить все эти организационные вопросы. Пробовала, но не смогла. И дело не в том, что я не доверяю команде. У меня физиологическая потребность быть в ежедневном процессе: у людей жизнь от этого меняется, и моя собственная жизнь тоже. Каждый день проживается со смыслом, в переживаниях и радостях, в ощущении, что у людей рядом сердце бьется в ритм с моим. Не задумываясь, скажу: да, я счастливый человек, и мне круто повезло!
Если вы хотите поддержать «Необыкновенны Елки» для необыкновенных детей, звоните по телефону: 8-932-304-50-60.
Подробнее о мероприятиях клуба «Наше место» — Vk.com и
Nashemesto.org.