Сложно представить холодильник обычной уральской семьи без молока, сметаны или творога. Казалось бы, такие продукты в магазине всегда нарасхват, но конкуренция на молочном рынке зашкаливает. Завоевать и удержать доверие потребителей сложно, особенно на фоне роста цен. Как сегодня обстоят дела с молочной продукцией, которая входит в основную потребительскую корзину? Можно ли доверять ее качеству? И удается ли вообще как-то развиваться молокозаводам в нынешних условиях? Эти и другие популярные, острые и даже неудобные вопросы мы задали Юрию Окуневу, директору Талицкого молочного завода.
— Почему на полках супермаркетов столько молочной продукции при очевидном дефиците коров?
— Раньше и я думал, что в Свердловской области нет коров: когда едешь по дорогам, не видишь их. На самом деле, коров много, но они стойлового содержания, постоянно живут на фермах, поэтому мы не видим их и самих ферм, находящихся, как правило, вдалеке от крупных трасс. Наш регион занимает шестое или седьмое место в России по произведенному объему молока. Каждый день Свердловская область получала почти 2000 тонн сырого молока. В прошлом году из-за засухи не удалось подготовить нужный объем кормов, поэтому сейчас нет такого количества молока, как раньше. Производители сильно задирают цены, нам как переработчикам это не нравится, но мы ничего не можем с этим поделать.
— Откуда берет сырье ваш завод?
— Так как мы находимся на востоке Свердловской области, 70% молока — из Талицкого района. Еще на фермах Ирбитского и Камышловского районов берем.
— Почему цены на продукцию из Талицы выше, чем на молочку от других производителей?
— У нас цена выше именно на молоко, и покупатель судит именно по одному этому товару, это такой маркетмейкер. Если взять другие категории — творог, йогурты, сметану, кефир, у нас цены примерно как у всех. Мы работаем с Пермским краем, Тюменской, Челябинской, Курганской областями, ХМАО и ЯНАО, логистика очень дорогая, и везти молоко на большие расстояния невыгодно. К тому же мы стараемся, чтобы качество нашей продукции было одним из самых высоких на рынке. А как известно, чем дороже, тем лучше.
— За счет чего вообще растет цена на молоко и масло?
— Подождите, она скоро еще вырастет на 10%. В первую очередь это связано с тем, что в прошлом году сильно выросли цены на упаковку — на 30–40%. Второе — это стоимость сырья. В начале прошлого года я покупал сырое молоко по 24–25 рублей за килограмм, сейчас — по 29. Если добавить НДС и доставку, получится 36–37 рублей за килограмм. На молоко сейчас цены выше, чем в Европе. Плюс с 1 декабря 2021 года на всю молочную продукцию ввели QR-коды — это такой квазиналог, который идет в карман частных лиц. Коды внедрили для борьбы с фальсификатом, чтобы никто не подделывал бренды. Для нашего завода только установка оборудования для нанесения кодов вышла в 15–20 миллионов. Еще каждый месяц мы платим по пять миллионов рублей за сами QR-коды — наклейки теперь на каждой упаковке.
— Раньше срок годности молока составлял пять дней, сметаны — семь. Сейчас эти цифры выросли. За счет чего?
— В 2020 году мы запустили новый производственный комплекс, и сейчас вся продукция разливается на закрытых линиях, то есть без контакта с внешней средой. Так благодаря более современному оборудованию сроки годности продуктов увеличились на 2–3 дня.
— Почему талицкий термостатный кефир такой густой? Не добавляете ли крахмал, загуститель?
— Раньше как бабушки делали сметану? Брали сливки или молоко, добавляли закваску и ставили в печку. Так получался термостат. Это было испокон веков, мы просто вернулись в прошлое. Как мы делаем наш кефир сегодня: в молоко добавляем живые кефирные грибки, помещаем продукт в термостатную камеру, где поддерживается определенная температура, и ждем, пока он заквашивается. За счет того, что кефир созревает в той же бутылке, в которой позже едет в магазин, удается сохранить максимальную густоту. Никакого сухого молока, растительных жиров, сои и прочего мы, конечно, не добавляем.
— Как вы получаете крупнозерновой творог? В чем специфика его производства?
— Я первые восемь лет не ел свой творог, он мне не нравился, был сухой, «кислотный». Творог должен быть крупнозерновым, упругим, вкусным даже без сметаны и варенья. Чтобы добиться такого продукта, мы построили новый цех, долго искали закваску и нужную температуру — это же целое искусство. По сути, это как варка сыра — ты должен учитывать много нюансов, чтобы получить вкусный продукт. Сейчас многие заводы охотятся за нашей технологией. А всё это благодаря рукам и упорству людей, которые знают, как варить такой вкусный творог.
— Почему бутилированное молоко и кефир из линейки «Облака» имеют непрозрачную упаковку, сквозь которую невозможно рассмотреть консистенцию и цвет продукта?
— У нас две линейки: одна — фермерская в прозрачной бутылке с простой этикеткой, вторая — «Облака» с яркой красивой упаковкой. В первой представлены продукты более высокой жирности. А в линейке «Облака» — более легкие, воздушные продукты. Ну а этикетка просто для красоты — выделяется на полке среди остальных продуктов.
— Как вам удается удержать своего покупателя?
— Для нас на первом месте стоит вкус. Это же просто: делай хорошо — и потребитель скажет тебе спасибо. Не надо ничего выдумывать. Например, мы сейчас дорабатываем вкус наших творожных сырков. Они очень вкусные, но еще не настолько, как мы хотим.
— Удается ли наращивать объемы сбыта?
— Мы ограничены своими производственными мощностями. Сейчас строим новый склад, ремонтируем старые цеха. Возможно, через год-полтора мы выйдем на объем больше раза в два. Пока наша продукция не так представлена на полках, как могла бы быть.
— Какие молочные новинки из Талицы ждать потребителю в 2022 году?
— Сладкие творожные десерты хотим сделать. А еще, может быть, выпустим айран к лету. Хороший найти на рынке почти невозможно, для нас это вызов.
Сегодня с 10:00 до 17:00 вы можете оставить комментарий о продукции или задать вопрос. И директор Талицкого завода лично на него ответит.