Челябинские общественники забили тревогу в связи с распространением на Южном Урале сектанства. По предварительным подсчетам, в области проживает более 30 тысяч адептов различных объединений. Эти данные были приведены 13 декабря на встрече представителей общественных организаций с журналистами. В последнее время секты заманивают в свои сети все больше детей и подростков. Однако в Челябинской области пока не было возбуждено ни одного уголовного дела по статье 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан».
В этом году Тракторозаводский районный суд рассмотрел «необычное» дело: из-за вступления жены в религиозную секту «Свидетели Иеговы» челябинцу Дмитрию Шевцову пришлось защищать сына от супруги. Три года жена посещала организацию, ходила на все встречи, пачками приносила домой религиозную литературу. Уговоры Дмитрия бросить занятия не действовали, отбирать литературу тоже было бесполезно: не находя своих книг, жена просто билась в истерике. Последней каплей стало то, что супруга начала водить на лекции 10-летнего сына. Дмитрий считает, что не обратись он тогда в суд, ребенка вернуть к нормальной жизни было бы уже невозможно.
Таких сломанных судеб в Челябинске оказалось с избытком. В этом убедилась общественный деятель Марина Волкова. Впервые с проблемой сектантства она столкнулась, когда ее партнер по бизнесу увлекся идеями Рона Хаббарда. Затем Марина создала сайт www.antisekt.74tv.ru, на котором публикуются истории тех, чьи близкие попали в сети религиозных идеологов. По словам Марины Волковой, деятельность сектантов делится на два направления. Первое – для обеспеченных людей, занимающихся бизнесом. Таких людей организации заманивают под видом курсов эффективного управления. Стоимость одного такого семинара составляет от 10 до 35 тысяч рублей. Сейчас в Челябинске этим занимаются 2 фирмы. Это «Консультант бизнеса» и «Офис-трейдинг». Второе направление – для широких слоев населения.
По словам члена организации «Общественное сознание» Владимира Сырова, сейчас в Челябинской области действуют четыре крупных секты: «Новая жизнь» и «Свидетели Иеговы», головные центры которых находятся за рубежом, а также российские «Звенящие кедры России» (имеет несколько названий) и «Радастея», базирующаяся в Миассе. Все они вербуют людей с помощью раздаточной литературы и бесплатных семинаров. Представители «Свидетелей Иеговы» разносят брошюры по квартирам, что, по словам Сырова, является нарушением Конституции и Жилищного кодекса и может расцениваться как вторжение в частную собственность.
Распространение сектантства вызывает опасение и у психиатров. Члены религиозных организаций используют в привлечении адептов запрещенные приемы кодировки, в том числе нейролингвистическое программирование, элементы гипноза. Большинство сект регистрируются не как религиозные объединения, а как некоммерческие организации. Это серьезно затрудняет проверку соблюдения уставных принципов деятельности сект. Сейчас появилась новая тенденция: религиозные организации предлагают избавиться от наркотической и алкогольной зависимости, курения. Секта «Новая жизнь» даже имеет собственный реабилитационный центр. Но, по словам психиатра Евгения Смолькина, к лечению это не имеет никакого отношения. «Одна зависимость заменяется другой. Даже не знаешь, какая из них страшнее», – подчеркнул специалист.
Свою деятельность религиозные организации развернули и среди подрастающего поколения. Адептов, раздающих литературу, можно встретить в школах и даже детских садах. Редактор издания «Православная Россия» Евгений Романов рассказал, как 1 сентября видел молодых людей в балахонах и со свечами, выходивших из класса, где учились первоклашки. А в школе № 107 на должность учителя ОБЖ приняли члена секты Бога, ранее судимого за убийство. Директора некоторых образовательных учреждений сдают помещения для вечерних занятий, даже не задумываясь, что под фирмой может скрываться религиозная секта. Подобный случай произошел в Копейске. Одна из организации предложила руководителю школы провести полезную профилактическую акцию против наркотиков. Только потом директор узнала, что под видом акции шла вербовка молодежи в секту.
В организации «Свидетели Иеговы» запрещаются празднования дней рождения и Нового года. Члены секты забирают своих детей из школы раньше на несколько дней, чтобы те не видели подготовки к празднованию, не разрешают им брать подарки. «Можно только представить, какой психологический удар получают дети», – подчеркнул Владимир Сыров.
По мнению викария Челябинской области Феофилакта, главным способом борьбы с псевдорелигией является преподавание основ православия в школах: «Эта проблема сейчас очень актуальна. Даже если один человек находится на грани трагедии, ему нужно оказать помощь. Не говоря уже о массовой беде. Конечно, в такой ситуации церковь не может оставаться равнодушной. И просвещение нужно начинать с детей».
В Европе разработана целая система противодействия сектантству. В школах ведутся специальных уроки, на которых школьников учат не доверять красочным брошюрам и сообщать о фактах миссионерства родителям. Кстати, в Москве приняли закон, по которому навязывание религиозной литературы приравнивается к хулиганству. В других регионах России подобных документов пока нет. В ГУВД Челябинской области создана группа по взаимодействию с органами государственной власти и общественными объединениями. Как отметил ее руководитель Валерий Русин, милиционеры ведут только мониторинг социально-политической обстановки в регионе.
«Перед ГУВД области и ФСБ стоят другие задачи, – подчеркнул он. – Не в наших полномочиях вести борьбу с сектантством, мы можем только констатировать факт. Недавно нам пришел запрос от первого вице-губернатора Андрея Косилова на информацию о случаях вербовки в секты. К сожалению, люди, которым предлагают религиозную литературу, не обращаются в милицию, как это принято на Западе. Кроме того, в регионе нет достаточного количества специалистов по этой теме, которые обеспечили бы юридическую поддержку пострадавшим от сектантства».
В ГУВД области уверены, что главным инструментом в борьбе с сектантством должны стать общественные организации, которые занимались бы приемом граждан, оказывали консультационные услуги, инициировали принятие необходимых нормативных актов.