21 сентября в Челябинском областном суде обвинительным приговором завершилось дело в отношении экс-мэра Снежинска Анатолия Опланчука, которому пришлось больше двух лет провести под стражей. За злоупотребление служебными полномочиями, получение взятки и растрату вверенного имущества Опланчук получил восемь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Еще один обвиняемый по этому делу Александр Низовцев приговорен к четырем годам в колонии общего режима. Он был взят под стражу прямо в зале суда. Три подельника экс-мэра Степанов, Галочкин и Миняев получили условные наказания. Однако ставить точку в этом деле еще рано. Все обвиняемые не ожидали столь строгого наказания и намерены обжаловать решения суда.
Черная полоса в жизни экс-мэра Снежинска Анатолия Опланчука началась в марте 2005 года. Тогда прокуратура возбудила уголовное дело по трем статьям ч. 3 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ч.3 ст. 290 УК РФ «Получение взятки» и по ч.4 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата вверенного имущества, совершенное организованной группой или в особо крупном размере». Вместе с Опланчуком на скамье подсудимых оказались бывший заместитель главы администрации Снежинска по экономике Борис Степанов, директор фонда «Снежинский» Сергей Миняев, председатель совета директоров ООО «Надежда» Валерий Галочкин и его генеральный директор Александр Низовцев. Правда они, в отличие от Опланчука, ожидали решения суда на свободе и приговор заслушивали не в стеклянной «клетке».
Суд согласился с основными доводами прокуратуры. Удалось доказать, что Анатолий Опланчук незаконно изъял из бюджета Снежинска и предоставил ООО «ВС-Профит» субвенцию в сумме свыше 5,2 миллиардов рублей. Как следует из обвинительного заключения, будучи главой Снежинска, в 2000 году Опланчук организовал преступную группу, в которую вошли Степанов, Миняев, Низовцев и Галочкин. Под руководством Опланчука был создан внебюджетный фонд «Снежинский» под видом муниципального фонда для реализации специально принятой программы «Развитие города». Через него и осуществлялось хищение бюджетных денег. Крупным налогоплательщикам, которые соглашались сделать взнос в фонд, деньги возвращались в виде субвенций. Кроме того, из средств фонда было выделено 9,5 миллионов рублей на работу ООО «УЦК» и ООО «Керамин-Снежинск», где в числе учредителей выступали сестра и дочь Опланчука.
Для реализации векселей, поступивших в фонд, в 2001 году в Снежинске было создано ООО «Надежда», руководителями которого стали Низовцев и Галочкин. По версии следствия, в результате обналичивания векселей соучастники получили 200 тысяч долларов США, из которых 100 тысяч долларов присвоил Опланчук и по 50 тысяч – Миняев и Степанов. В качестве взятки от Галочкина в августе 2002 года Анатолий Опланчук получил автомобиль Volkswagen Passat стоимостью 25 тысяч долларов.
Кроме того, из обвинения следует, что Опланчук раздавал бюджетные кредиты некоторым организациям, которым впоследствии позволял уклоняться от выплаты полученных денег. Всего было выдано кредитов на общую сумму около 40 миллионов рублей. Среди заемщиков – ЗАО «Стройкомплект завода ЖБИ №1, ООО «Вест Гео», ННОУ «Институт менеджмента и права», ЗАО «Технополис» и ЗАО «Камелла Рассвет молочные продукты». Последнее из указанных предприятий погасило годовой кредит лишь в 2006 году, остальные на сегодняшний день прекратили свое существование.
Свою вину частично признал только Галочкин. Другие настаивали на своей невиновности. Тем не менее, суд приговорил Анатолия Опланчука к восьми годам «строгача» с лишением права занимать руководящие должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на три года. Напомним, что сторона обвинения «просила» для Опланчука девять лет строгого режима.
Свой приговор Анатолий Опланчук выслушал стойко. За два с половиной года, проведенных в СИЗО, он, видимо, уже смирился со своей участью и был готов к подобному исходу. Сдержанность проявила и жена экс-мэра Снежинска Галина Опланчук, которая привлечена к процессу в качестве общественного защитника главного обвиняемого. Весь процесс она старалась облегчить судьбу своему мужу: приводила доводы в защиту, закрывала супруга от телекамер и вспышек фотоаппарата.
Наиболее неожиданным оказался приговор Низовцеву. Адвокаты рассчитывали, что он получит условный срок. Однако суд приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Александр Низовцев был взят под стражу прямо в зале суда. Приговор оставшимся обвиняемым он уже выслушал демонстративно отвернувшись от телекамер и журналистов. Его жена не смогла сдержать эмоций. Выходя из зала суда, она в слезах повторяла: «Сволочи, сволочи. Как все несправедливо!». В сердцах Низовцева даже упомянула фамилию депутата Госдумы Михаила Гришанкова, который известен тем, что возглавляет комиссию по противодействию коррупции.
Несправедливым посчитали приговор все фигуранты дела. По словам адвоката Степанова Вячеслава Башмакова, не все доводы защиты нашли отражение в решении суда. «Очень огорчает, что некоторые сомнительные доказательства обвинения были все-таки приняты судом, хотя, на мой взгляд, защита достаточно убедительно их опровергла. Как можно, например, доверять человеку, который дал признательные показания сразу после СИЗО, – отметил Башмаков, имея ввиду поступок Галочкина. – Он месяц провел в следственном изоляторе и в первый день свободы дал показания, что несколько лет назад предоставил 200 тысяч долларов должностным лицам. Если сейчас дать в изоляторе объявление: кто даст признательные показания многолетней давности, тот выйдет на свободу, – выстроится очередь из желающих».
Кассационную жалобу намерен подать и адвокат Анатолия Опланчука Алексей Ерин. «Выводы суда не соответствуют тем доказательствам и доводам, которые звучали в ходе судебных заседаний. Мы считаем, что нет достаточных доказательств того, что Опланчук совершил преступление», – подчеркнул адвокат экс-мэра.
Защитник Сергея Миняева даже подготовил шесть пунктов нарушений, сделанных во время следствия и судебного разбирательства. Они и лягут в основу кассационной жалобы.
Бывший заместитель экс-мэра Снежинска Борис Степанов прямо заявил: дело во многом сфабриковано. «Решение именно этого суда для меня было ожидаемым, – отметил г-н Степанов. – Очевидно, что приговор написан в сотрудничестве с прокуратурой, формулировки повторяются из слова в слово». Степанов признался, что, скорее всего, не будет навещать своего бывшего начальника в колонии. «Последнее время мы практически не поддерживали отношения. О его состоянии здоровья я узнавал от Галины Опланчук, этого было достаточно. На самом процессе мы только жестами могли поддерживать друг друга. Обиды у меня на него никакой нет, обижаться можно только на тех, кто сфабриковал это дело», – поделился он.
В течение 10 дней с момента оглашения приговора, а некоторые фигуранты с момента получения его копии, должны обжаловать решение Челябинского областного суда в Верховном суде России.
Громкие приговоры коррупционерам:
Глава Миасса Владимир Григориади – восемь лет лишения свободы за вымогательство взяток в крупном размере.
Глава Сосновского района Виктор Ротатов – четыре года лишения свободы. Признан виновным в мошенничестве, лже-предпринимательстве и должностных злоупотреблениях.
Председатель Златоустовского городского собрания Виктор Шаров – шесть лет лишения свободы. Признан виновным в присвоении и растрате средств вверенного ему МУП «Златоустовский трамвай» в особо крупном размере и уклонении от уплаты налогов в городской бюджет.
Экс-мэр ЗАТО Трехгорный Николай Лубенец – четыре года лишения свободы условно по обвинению в превышении служебных полномочий в рамках так называемого дела ЮКОСа.
Вице-губернатор области Виктор Тимашов – 10 лет в колонии строгого режима за получение крупной взятки в размере шести миллионов рублей.