Проблема жестокого обращения детей со сверстниками все чаще встречается не только на страницах газет и в телерепортажах, но и в кухонных разговорах родителей нынешних школьников. Этим уже «славятся» не только школы на окраинах, но и учебные заведения, которые принято относить к элитарным. Одна из таких историй на этой неделе произошла в Челябинске.
4 февраля в 35 лицее был обычным учебным днем. Четвертый класс писал изложение. Учительница на пару минут покинула класс, и этого времени оказалось достаточно, чтобы двое детей повздорили. Все как бывает в переходном возрасте: она стукнула его карандашом, он толкнул ее так, что девочка упала со стула. Вернувшись, учительница строго отчитала ученика, но одноклассники решили разобраться с ситуацией самостоятельно. После школы полкласса не пошли домой, а ждали виновника во дворе. Чуть позже в том же дворе случилась драка – десяток подростков по-своему разобрались с обидчиком. Двое одноклассников снимали событие на видео. Позже они назовут файл в телефоне «Мочилка», обозначив начало записи как «Начало мочилки» и, соответственно, ее конец, и попытаются скачать видео на другие мобильники.
6 февраля в лицее прошло внеплановое родительское собрание по поводу произошедшего, на котором присутствовали кроме родителей какое-то время дети и представители школьной администрации – классный руководитель и заместители директора и инспектор по делам несовершеннолетних. Самого директора и школьного психолога не было. Родители пытались понять причины драки и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Ролик из мобильника был продемонстрирован всем присутствующим.
Родители избитого подростка в ближайшее время обратятся в травмпункт, а пока они побывали в милиции. Инспектор по делам несовершеннолетних УВД по Курчатовскому району Айман Куничихина убеждена, что подобные инциденты лучше разрешать на школьном уровне. В случае, если родители мальчика напишут заявление в органы внутренних дел, будет проводиться разбирательство, и дети, принявшие участие в инциденте, будут поставлены на индивидуально-профилактический учет. Это значит, что на каждого участника школьной разборки заводится специальная карточка, где отражаются условия содержания ребенка, который, в свою очередь, приходит дважды в месяц отмечаться в управление, и с ним проводятся профилактические беседы. Инспектор объяснила родителям ситуацию и выразила надежду, что проблема разрешится без вмешательства органов. В любом случае, по словам Айман Хакимжановны, дети, принявшие участие в конфликте, должны быть поставлены на педагогический учет образовательного учреждения №35.
Заместитель директора по учебной работе начальной школы Лидия Скилкова охарактеризовала ситуацию следующим образом: «Это проступок, с которым мы будем разбираться, контролировать случай, который не должен иметь места ни в одной школе города. Случившееся показывает, что нами не все было сделано с точки зрения воспитательной работы, с точки зрения того, как относятся к этому родители. Без внимания произошедшее мы, конечно, не оставим, потому что у нас в лицее это произошло впервые. Мы очень огорчены и взволнованы. Да, дети сегодня свободны, они умеют общаться и отстаивать свою точку зрения. У них сейчас очень много прав, они много лишнего берут от телевидения – свободно можно все приобрести и просмотреть. В семье родители, как правило, уделяют им мало внимания, и школа пытается воспитать детей сама через воспитательную работу, через общение, через те же уроки литературного чтения, изобразительного искусства, музыки. Видимо, где-то мы не досмотрели. Больше всего в этой ситуации меня настораживает то, что каждый родитель не видит собственной вины в том, что дети поступили именно так. Трактовать событие можно по-разному. Произошла ситуация, где детьми никто не управлял, и они решили ее по-своему, с точки зрения своих возрастных особенностей. Итог – то, что мы имеем сегодня».
Чуть раньше, 5 февраля, с детьми в классе была проведена беседа, и педагоги пытались донести до них следующую мысль: в любой ситуации нельзя применять физическую силу. Лучше это обсуждать вместе со взрослыми или просто выносить на обсуждение своей семьи или тех взрослых людей, которым они доверяют. «Потому что дети в этой ситуации, по-другому, может быть, и не смогли бы поступить, – считает Лидия Валентиновна, – Как только родители остынут и смогут посмотреть на ситуацию со стороны – мы вновь к ней вернемся. Проведем классные часы, затем подключится школьный психолог».
Директор лицея отказалась от комментария, сославшись на то, что произошедшее – внутренние моменты деятельности образовательного учреждения и не заслуживает внимания СМИ.