RU74
Погода

Сейчас-16°C

Сейчас в Челябинске
Погода-16°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -20

1 м/c,

сев.

732мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Город Дмитрий Замятин, директор ГУП «Санаторий "Еловое"»: «Я принял «Еловое» в качестве санатория и в этом же статусе должен передать его будущим поколениям»

Дмитрий Замятин, директор ГУП «Санаторий "Еловое"»: «Я принял «Еловое» в качестве санатория и в этом же статусе должен передать его будущим поколениям»

Южный Урал всегда славился красивейшими местами, где можно отдохнуть и набраться сил. Одной из курортных жемчужин нашего региона уже 50 лет по праву является санаторий «Еловое». Расположенный на берегу одноименного озера на восточном склоне Уральских гор, окруженный живительным воздухом хвойного леса он круглый год готов принять тех, кому необходимо поправить здоровье. О том, с какими достижениями санаторий подошел к своему золотому юбилею, с какими трудностями пришлось столкнуться на долгом пути и каким видится его будущее, мы беседуем с директором ГУП «Санаторий «Еловое», депутатом Челябинской городской Думы Дмитрием Замятиным.

Дмитрий Николаевич, 50 лет – это очень солидный срок. Проще ли санаторию работать с таким опытом или, наоборот, золотой юбилей накладывает еще больше ответственности?

– Не сказал бы, что возраст санатория накладывает больше ответственности. Конечно, гораздо удобней работать на предприятии, которому столько лет – это говорит об определенной стабильности. Я бы выделил только один ее аспект: мы по-прежнему работаем как санаторий, не превратившись в базу отдыха или развлекательный центр на берегу прекрасного озера. Хотя за последние 15 лет такие возможности и соблазны могли появиться. Следовательно, нынешний юбилей говорит о том, что мы востребованы именно как лечебное учреждение восстановительной медицины.

О том же говорят и награды, которые санаторий «Еловое» получил несколько недель назад на десятом юбилейном всероссийском форуме «Здравница-2010». Нас отметили двумя золотыми и одной серебряной медалями именно как здравницу. Причем одно «золото» мы получили за внедрение научно-технических разработок, а второе – как лучшая здравница семейного отдыха. Серебряная награда досталась нам за организацию детского оздоровительного отдыха.

Несмотря на то, что по сути санаторий «Еловое» является коммерческой организацией, все-таки мы государственное унитарное предприятие, созданное с целью извлечения прибыли. Можно открыто говорить, что мы находимся в одном ряду с нашими конкурентами, однако вряд ли кто-то из них может похвастаться тем, что занимается внедрением научно-технических разработок. А мы идем в ногу со временем и вносим реальный вклад как в инновационное развитие санаторно-курортного лечения, так и в инвестиционную привлекательность Южного Урала. Согласитесь, не каждый регион России может похвастаться такими курортами, как наш Кисегач, в состав которого входит санаторий «Еловое», или курорт Увильды. А в Челябинской области они есть, и это наше достояние.

Вы говорили о соблазнах, которые подстерегают наши санатории. Наверняка были желающие прибрать к рукам успешно развивающиеся предприятия, особенно в период кризиса?

– На мне как раз лежит задача защитить наше народное достояние. Полтора года назад я принял «Еловое» в статусе санатория и в этом же статусе должен передать его будущим поколениям. И ни в коем случае не допустить к уральским жемчужинам дельцов, желающих заполучить их в собственность и развивать в чистом виде коммерческие проекты, эксплуатируя природу. А таких, к сожалению, хватает.

Именно в такой ситуации чуть не оказался ГУП «Пансионат с лечением "Утес"», которое ныне является отделением санатория «Еловое»?

– Конечно, ведь «Утес» банкротили именно для того, чтобы прибрать к рукам. Говорили, мол, это неэффективно развивающаяся здравница, не тем делом занимается. Давайте посмотрим по цифрам. В «Утесе» 165 государственных мест, а на завтраке – 257 человек, потому что там еще есть и другие собственники. Эти данные говорят, что пансионат даже теоретически не мог быть банкротом. Просто это был лакомый кусочек, который кому-то не достался. К счастью, для сохранения здравницы областные власти прошлым летом приняли решение реорганизовать «Утес», присоединив его к санаторию «Еловое».

Конечно, я понимаю всю навалившуюся ответственность, ведь люди, которые банкротили пансионат, накопили долги в 56 миллионов рублей,и делали это очень изощренно. Сегодня в судах мы оспариваем каждый договор, по которому сформировалась кредиторская задолженность, и не всегда удается сделать это на 100%. Нагрузка по оплате долгов ложится на санаторий «Еловое» как на правопреемника. Но нужно отдать должное нашему коллективу, который, несмотря на все трудности, помогает сохранять уже отлаженную годами систему санаторно-курортного лечения.

В этом году изменилась система финансирования санаторно-курортного лечения: теперь этим занимается не Фонд социального страхования, а местные власти. Как эти изменения сказались на вашем санатории? Есть мнение, что реорганизация может негативно отразиться на выстроенной за много лет системе санаторно-курортного лечения.

– Это сложнейшая ситуация, в которой оказалась вся отрасль. И вопрос не только в финансировании. По крайней мере ни прошлое, ни нынешнее руководство области никаких преград в деньгах не ставило. Если сравнить, сколько было выделено из фонда в 2009-м, то на этот год определили ровно такую же сумму – 642 миллиона рублей. Проблема же в том, что не были синхронизированы действия правительства РФ и региональных властей в сфере организации социальных заказов на оздоровление различных категорий граждан. Многие годы финансирование велось через региональные отделения Фонда социального страхования, а передача финансовых полномочий местному бюджету привела к дезорганизации отлаженной системы. Челябинская область не является уникальной в этом плане, вся страна оказалась в такой ситуации. Почему так произошло? С момента принятия решения о выделении средств в регионах должны пройти целые процедуры. Через Законодательное Собрание области необходимо было провести изменения в бюджет, подготовить его, утвердить, определить оператора финансовых ресурсов, который назначил бы конкурс по Федеральному закону №94. В результате прошло четыре месяца. Могу сказать, что вопрос по детскому оздоровлению был решен более-менее оперативно, первые заезды начались 5 апреля этого года. И отдельно был разыгран лот, который закрывал весенний период неканикулярного времени круглогодичного оздоровления детей.

Гораздо хуже обстоят дела с долечиванием работающих граждан, перенесших тяжелые заболевания, которых правительство РФ также исключило из числа страховых случаев. Конкурс был проведен только 2 июня, и на сегодняшний день ни одного человека по линии долечивания санатории не приняли. Вот это очень негативно отразилось на здравницах. Пока эта работа не ведется, и думаю, начнется она в лучшем случае недели через две после того, как будет объявлен победитель конкурса.

Кстати, о победителях. Санаторий «Еловое» как детская здравница выиграл весенний конкурс, но неожиданно проиграл летний. Оказывается, по ФЗ №94 можно совершить демпинг и, независимо от того, какое качество проживания предлагается, победить в конкурсе. Что и сделала пара таких недобросовестных здравниц, которые и санаториями-то назвать сложно: у одной вода привозная, в другой требуется ремонт. Зато демпингнули, предложив путевки за 11-12 тысяч рублей. То есть в сутки они тратят на ребенка по 500 рублей. И что можно сделать на такую сумму, если в «Еловом» только одно питание по прайсу стоит 550 рублей в сутки? О каком качественном лечении может идти речь у наших так называемых конкурентов? Тем не менее именно туда, а не в «Еловое» пришлось поехать многим ребятишкам, которые мечтали о нашем санатории.

Однако сложилась парадоксальная ситуация: многие родители не ждут подачек, а по возможности делают собственный выбор и отправляют своих детей именно в «Еловое». В результате попасть к нам летом практически невозможно, несмотря на то, что мы выставили пускай не очень высокую, но коммерческую цену – 18 600 рублей за 21 день проживания. Для примера, торги по государственным заказам составляли чуть меньше 15 тысяч рублей.

Может ли ситуация с демпингом повториться при проведении конкурса на оздоровление детей в осенне-зимний период?

– Со сменой приоритетов и накопленным в начале года опытом можно будет отсечь недобросовестных конкурентов и поставить во главу угла людей и качество услуг. Не скажу, что мы совсем бескорыстные – мы заинтересованы, чтобы стоимость койко-дня была как можно выше. Но прекрасно понимаем социальную ответственность своей работы. Если я как руководитель здравницы вижу, что ресурсы дают санаторию возможность нормально функционировать, выплачивая зарплату, налоги, коммунальные платежи, то цена никак не будет запредельной. В случае нормальной наполняемости нам не нужны внешние инвесторы, мы вполне самодостаточны и способны сами развиваться. «Еловое» не сверхприбыльное, но стабильно работающее предприятие. К тому же, без приукрашивания, мы являемся градообразующим предприятием города Чебаркуля, ведь «Еловое» – это более 800 рабочих мест. А за год у нас имеют возможность поправить здоровье почти 16 тысяч человек.

Но это все не только наши достижения. Хочу отметить, что существующая в области система санаторно-курортного лечения сложилась благодаря многим людям, в частности, руководителю регионального фонда социального страхования Ядвиге Георгиевне Соколовой. Она и ее коллектив годами создавали систему и сохранили эту отрасль, которую запросто можно было не уберечь. Областной Фонд социального страхования первым поставил вопрос о детском оздоровлении. Напомню, что до 1994 года санаторий «Еловое» работал по программе «Мать и дитя» как здравница семейного отдыха, а уже потом мы стали принимать только детей, создав эту систему и получив поддержку от фонда. Конечно же, нельзя не отметить региональное министерство социальных отношений. Там первыми сориентировались в сложившейся ситуации и с апреля работают по организации детского санаторно-курортного оздоровления. Вот эти люди и ведомства сохранили нашу отрасль. Посмотрим, как другие ведомства поведут себя.

Зачастую люди, особенно работающие, о здоровье думают в последнюю очередь. Когда-то предприятия заботились о своих сотрудниках, направляли на лечение в санатории по путевке. Есть ли вероятность, что такая практика вернется?

– Санаторно-курортная отрасль в Российской Федерации превратилась в подобие некой богодельни, в хорошем смысле. Мы оздоравливаем старшее поколение, детей, инвалидов… У нас в стране вообще складывается странная ситуация, что инвалидом быть выгодно, иначе не получишь никакой социальной поддержки. Это в корне неверно. Мы постоянно говорим об увеличении производительности труда, а кто помогает этого достичь? Работающие люди, которые за год своей работы устают, теряют здоровье, жизненные ресурсы. В стране как раз нужно создать систему оздоровления людей, которые «поизносились» на работе. Неважно, где человек трудится: все платят социальный налог и имеют право получить путевку в санаторий. В Советском Союзе такая система была, этим занимались профсоюзы. Строй поменялся, но работодатели и налогоплательщики никуда не делись.

В Конституции черным по белому написано: человек – это самая большая ценность. И как биологическое существо он должен попадать в такую климатическую среду, где мог бы восстанавливать свои силы. Эта природно-биологическая среда и есть территория наших здравниц и курортов. К примеру, курорт Кисегач, куда входят одноименный санаторий, «Сосновая горка», «Еловое», «Лесная сказка» и ряд других – это более пяти тысяч квадратных километров. Работающий человек должен иметь данное ему законом право попадать в курортные края, когда ему это нужно. Пусть не бесплатно, но по льготным условиям. Я буду поднимать этот вопрос на всех уровнях, пока есть такая возможность. Думаю, единомышленников я обязательно найду, потому что мои коллеги и в Челябинской городской Думе, и в Законодательном Собрании области – очень здравомыслящие люди. Уверен, когда-нибудь мы примем программу оздоровления работающего населения, даже ради этого стоит сохранять санатории в их статусе и продолжать развиваться.

Расскажите немного о санатории «Еловое». Какие виды лечения предлагаете отдыхающим, на чем специализируетесь в первую очередь?

– В санатории «Еловое» есть уникальные вещи. У нас единственный на Южном Урале офтальмологический центр, оснащенный новейшим оборудованием, которое для нас закупило правительство Челябинской области. У нас высококлассный персонал, мы оказываем помощь на самом высоком уровне слабовидящим людям и тем, у кого какие-то проблемы со зрением.

Кроме того, в «Еловом» есть специализированное неврологическое отделение, где также работают специалисты высокого уровня. Отделение принимает людей на долечивание сразу после стационара с открытыми больничными листами. Плюс у нас три детских медицинских отделения. Очень большой лечебный корпус, радоновые ванны, сапропелевые грязи из озера Баляш, большая водолечебница, физиотерапевтические процедуры. И самое главное – это природный лечебный фактор. Воздух, озеро. Рядом у нас санаторий «Сосновая горка», можно сказать, наш младший брат. Его пациенты ходят к нам на грязи, на УЗИ. А наши – в соляную шахту, которую соседям привезли из Пермской области. Она очень хороша для страдающих легочными заболеваниями, гипертоников.

Отмечу, что мы, конечно, привлекаем кадры со стороны – заслуженных врачей с именем. Доктора наук, руководители кафедр ведут у нас консультации для пациентов. То есть, находясь в «Еловом», человек может пообщаться с ведущим специалистом не только Челябинской области, но и других регионов.

Помимо медицинских лицензий, санаторий имеет лицензию на общеобразовательную деятельность. У нас работают высококлассные педагоги, созданы все условия для лечения, обучения и отдыха детей. Ребятишки смогут приехать к нам в любое время и не только не отстанут от школьной программы, но и подтянутся – у нас очень хорошие преподаватели иностранных языков. Это отметила известная международная организация Hilton, которая на базе санатория «Еловое» регулярно проводит летние специализированные лагеря с изучением английского языка.

Красивая природа, озера – все это притягивает любителей «дикого» отдыха, туристов. Как удается поддерживать порядок и безопасность людей на такой огромной территории?

– А порой даже кардинальными методами. Например, в прошлом году нашлись дельцы, решившие прямо на озере Еловое провести так называемый open air на месте заброшенного пионерского лагеря. Завезли аппаратуру, и с десяти часов вечера началась долбежка. Это в санаторной-то зоне!

К счастью, местное сообщество Чебаркуля, в том числе и силовые структуры, – это люди, которые прекрасно понимают, что такое санаторно-курортная зона. Несмотря на то, что в городе как раз праздновали День металлурга, на берег Елового очень оперативно прибыли около 15 нарядов милиции. Оказалось, что у организаторов нет никакого разрешения на проведение мероприятия. Несмотря на то, что на него собралось более 600 человек, дискотеку быстро свернули. Отмечу, что с ситуацией разобрались на крайне высоком профессиональном уровне. Я сам до двух ночи не спал, пока безобразие не прекратилось. Вот самый яркий пример, что никто не даст в обиду эту территорию.

Конечно, летом количество желающих приехать на берег озера просто огромное. Это и любители отдыхать в палатках, разводить костры и так далее. Но я усилил охрану, так что мы это дело пересекаем. Людей не гоним, но отправляем на специально организованные места, где можно делать шашлыки.

Еще столкнулись с одной несправедливостью. Я совсем не против, когда люди приезжают на берег озера с хорошими намерениями. Но нужно понимать: у нас работают дворники, проводится антиклещевая обработка территории, мероприятия по очистке дна озера. Все это стоит денег. В конце концов, мы убираем мусор, и за это неплохо бы установить разумную плату. К сожалению, пока организационно не получается этого сделать – территория здравницы очень большая, закрыть периметр из-за финансовых проблем так и не удалось. Но, думаю, в течение полутора лет мы этот вопрос решим, тем более он был поставлен на прошедшем недавно заседании антитеррористической комиссии Челябинской области.

Отмечу, что безопасность отдыхающих в нашем санатории постоянно под контролем: видеонаблюдение по всей территории, большая служба режима, служба контроля, силовые структуры. Да, случаи разгульного поведения наблюдаются, скрывать не буду. Это вредит не только природе, но и отдыхающим людям. Естественно, все это мы пресекаем.

Даже в сложных условиях приходится идти вперед. Наверняка у вас много задумок по дальнейшему развитию, ведь не так уж и далеко до 55-летнего юбилея?

– О двух задумках я уже сказал: сохранить все, что было, и создать условия для лечения здоровых людей. И мы уже делаем шаги в этом направлении. В прошлом году, когда я приступил к работе, мы открыли новое гинекологическое отделение в лечебном корпусе. Мы обратили внимание не только на здоровье женщин различного возраста, но и на поддержание их внешнего вида. Даже открыли косметический салон и парикмахерскую высокого уровня. В этом году планируем создать центр мужского здоровья, который будет охватывать различные медицинские аспекты.

Кроме того, за последние 15 лет я не увидел ни одного примера какой-то модернизации в санатории, за исключением офтальмологического центра. Поэтому есть планы модернизировать номерной фонд, инфраструктуру территории, чтобы они соответствовали современным требованиям. К примеру, в прошлом году мы открыли летний ресторан на лечебном пляже «Рыбацкий стан». 70 посадочных мест, шикарная кухня, низкие цены. Работает он настолько эффективно, что в выходные дни без предварительного заказа туда не попадешь.

В прошлом году обновили лодочную станцию. Казалось бы, мелочь, но было бы странно, находясь у озера, не покататься на лодке. Закупили новое оборудование, отремонтировали станцию, сделали понтоны, очистили береговую линию от мусора, привели в порядок пляж, акваторию. Еще в планах – открыть в этом году бильярдную с хорошими столами, а на следующий год – современные сауны. Они у нас и так есть, но больше лечебной направленности, так что наряду с ними появятся и сауны для отдыха.

Что касается отделения «Утес», то он находится в хорошем состоянии. Там есть отличный банный комплекс, своя соляная шахта, отделение водных процедур, очень хорошая столовая. Планируем восстановить там теннисный корт, построить небольшой закрытый комплекс для активных игр. «Утес» – уникальное место, там совершенно другой климат, тишина, уединенность, чего многим так не хватает. Ну а в «Еловом» жизнь кипит, как в небольшом городе. Хочу пожелать, чтобы кипела и дальше.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
61
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления