В Карабаше наступила преждевременная осень. Листья берез и тополей приобрели характерный желтоватый оттенок, завяли кустарники и трава, пропали только посаженные картофель, капуста, морковь и свекла. Местные жители не удивляются: такое «природное явление» здесь не редкость. На протяжении последних 12 лет рассада, выращиваемая с февраля, традиционно пропадает на грядках в июне. Причина экологической катастрофы известна даже детям – выбросы Карабашмеди. Даже расписание прогулок ребят зависит от графика работы градообразующего предприятия: выбросы производятся ежедневно, и при неблагоприятных метеоусловиях в детских садах, школах и пришкольных лагерях отменяют прогулки на свежем воздухе. Местные жители устали от такой жизни и готовят письменное обращение в Генпрокуратуру РФ.
Каждый в Карабаше знает принцип простой химической реакции: сернистый газ при взаимодействии с водой превращается в сернистую кислоту. Здесь без таких сведений просто не выжить. Выбросы Карабашмедь производит круглосуточно: производство не останавливается, как и не прекращается процесс нанесения ущерба всему живому.
Последние выбросы совпали с непогодой 15, 16 и 17 июня. По словам начальника отдела по охране окружающей среды администрации Карабаша Валентины Дементьевой, в эти дни сообщения о наличии в воздухе сернистого газа поступали от жителей Северного поселка, улиц Октябрьской, Суворова. «Мы фиксируем звонки в журнале регистрации жалоб, – говорит она. – Затем направляем на Карабашмедь телеграмму – запрашиваем, какие меры они приняли. Отвечают, например, что сбавлена нагрузка на производстве. Больше ничего сделать не можем. Администрация города пока только планирует приобретение специального прибора для наблюдения за состоянием атмосферы. До сих пор сотрудники нашего отдела определяют наличие газа только органолептически. Кроме того, мы ведем переговоры со специалистами Роспотребнадзора об оказании первой медицинской помощи жителям нашего города при отравлении».
Несмотря на то, что в городе не было зафиксировано ни одного случая отравления, карабашцы все-таки жалуются, описывая его классические симптомы: насморк, кашель, охриплость, першение в горле. А при высокой концентрации вредных веществ в воздухе добавляются удушье и рвота.
«16 июня четырехлетний внук ревел весь вечер, не могли успокоить. Жаловался на тошноту, боли в животе и голове. Мы не знали, куда обратиться, – говорит жительница Карабаша Анна Беспалова. – Я еще такого газа не видела, стеной шел, из наших окон было видно только ближайшие березы, даже в закрытом помещении было невозможно дышать. Гора вся порыжела, за домом березы сгорели... А что же может быть с человеком? На урожае можно поставить крест. Пропали капуста, свекла, морковь, цветы, картофель, крыжовник уже опадает».
В зону распространения выбросов в Карабаше попадают детский сад №10 и ясли №1. Валентина Дементьева уточняет, что комитет по образованию предупреждают о возможных неблагоприятных погодных условиях в первую очередь. Тогда в школах и детских садах не планируют прогулки детей на воздухе.
«В этот раз газ стелился по земле, прошел дождь, и все это превратилось в серную кислоту, вся растительность на огороде сгорела, – сетует житель Карабаша Юрий Кузанов. – Что толку сажать? В итоге картофель покупаем на базаре. И так последние четыре года. Как-то вообще все вокруг сгорело, листья начали до срока осыпаться. Осень наступает у нас рано». Правда, жители до сих пор удивляются, что сернистый газ воздействует не на все растения – некоторые после нарушения экологического равновесия восстанавливаются, на других вообще не остается ожогов. Так, одна часть огорода может быть сильно поражена, а другая выглядит абсолютно нетронутой.
Потерянный урожай не вернуть, и отчаявшиеся жители обращаются в суд для возмещения морального и материального ущерба. В 2008 году 95% пожаловавшихся получили в качестве компенсации по три тысячи рублей.
Между тем десять дней назад на Карабашмедь был наложен штраф в размере 90 тысяч рублей за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий (статья 8.1 КоАП РФ). Как сообщил прокурор Карабаша Евгений Шумихин, в конце мая к ним обратилось областное управление Росприроднадзора с просьбой согласовать внеплановую выездную проверку предприятия. Прокуратура дала добро, и специалисты в ходе работы выявили превышение нормативов загрязняющих веществ в атмосфере, за что предприятие и получило штраф. «Поймите, выбросы газа происходят круглосуточно, но обычно ветром их уносит в сторону от города, либо мы их чувствуем только носом, – объясняет прокурор Евгений Шумихин. – Для реакции, которую я сейчас наблюдаю в окно, нужна определенная среда – дождливая погода. В конце прошлой недели у нас как раз были осадки, и зеленые насаждения начали желтеть. Недавним штрафом предприятие в рамках административного законодательства уже наказано». Как объясняет Евгений Шумихин, сейчас на повестке дня – аннулирование разрешения о превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, которое имеется у Карабашмеди. Однако этот вопрос пока не решен.
Привлечь руководителей предприятия к какой-либо серьезной ответственности непросто. Челябинский природоохранный прокурор Анатолий Екимов только сегодня вернулся из Карабаша, где с 2004 года длятся судебные разбирательства о мощнейшем выбросе сернистого газа в атмосферу. Если сейчас выброс прошел небольшой полосой, то тогда буквально во всем городе посреди лета наступила «осень». Виктору Ермилову, занимавшему в то время пост технического директора Карабашмеди, было предъявлено обвинение по двум статьям Уголовного кодекса: 251-й («Загрязнение атмосферы») и 261-й («Уничтожение или повреждение лесных насаждений»). Суд признал его виновным, однако сторона защиты обжаловала приговор. Вердикт был отменен вышестоящей судебной инстанцией по формальным обстоятельствам. С тех пор длится многолетняя тяжба.
Справедливости ради Анатолий Екимов отмечает, что на заводе все-таки делают шаги по очистке газов и внедрению современных систем мониторинга атмосферного воздуха. Но этот процесс идет слишком медленно, часто из-под палки, а люди и природа продолжают страдать.
Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА