Челябинские власти решили избавиться от нелегальных «гетто» на окраине города. Инициатором этого стал сити-менеджер областного центра Сергей Давыдов, который увидел один из таких поселков, направляясь на Краснопольскую площадку. Однако выяснилось, что картонный поселок молдавских цыган был построен более десяти лет назад: 40 непрезентабельных домиков стоят прямо у дороги Шагол – Красное поле, в них ютятся четыре десятка семей, а это почти 400 человек без паспортов и прописки. Среди них – 200 детей, не посещающих школу.
Поселок молдавских цыган находится прямо по пути на Краснопольскую площадку, поэтому его трудно не заметить. На прошлой неделе поселение попалось на глаза главе администрации Сергею Давыдову во время рабочей поездки на удаленную стройплощадку Челябинска. «Ехали через Шагол, там стоят сколоченные из картонных коробок и ящиков дома. Разберитесь, что за гетто у нас возникают, – поручил он своим замам на аппаратном совещании 5 июля. – Если необходимо, подключайте Архстройнадзор».
Подъезжая к цыганскому поселку, съемочная группа 74.ru застала там представителей администрации и правоохранительных органов Курчатовского района. Первый заместитель главы района Владимир Максимов рассказал, что вместе с сотрудниками милиции отдела №7 выезжал на место, чтобы выяснить обстановку. «Здесь около 40 домов, если это можно назвать домами, – уточняет он. – Полная антисанитария. Будем искать пути решения проблемы. Дорог в поселении нет, электричество «запитано» самовольно. Цыгане здесь находятся с 1997 года. Земельные участки были выделены еще администрацией Сосновского района. Есть планы, схемы, но поскольку сюда заехали цыгане и построили свои халупы, собственники потихоньку разбежались».
По словам Владимира Максимова, 7 июля сотрудники правоохранительных органов вернутся, чтобы переписать всех цыган табора. «Они хотят жить здесь, – дополняет представитель администрации Курчатовского района. – Говорят, что они такие же граждане России, их невозможно депортировать. Другое дело – документов нет, получается, что застройка самовольная. По сути, и нет поселка».
Главная проблема молдавских цыган, обосновавшихся в Челябинске, – отсутствие паспортов. Списки составлялись еще в 2008 году, но документы, удостоверяющие личность, получили только пять человек. Городские власти волнует другой вопрос – имущественные права. Барон табора Владимир Иваносов вспоминает, что в 1990-х годах цыгане купили пять участков у администрации Сосновского района, оформили документы, оплатили покупку, начали строить капитальные дома. Но через пару месяцев местные власти вернули деньги, разрешив остаться на этой земле.
С тех по на участках выросли 40 с виду неказистых домиков. Сами цыгане называют их временными и хоть завтра готовы строить капитальное жилье – дали бы им хоть гектар земли. В домах есть электричество, причем барон клянется, что они платят за потребленную энергию. Отопление печное: топят дровами, потому что уголь дорогой. Воду цыгане берут из скважины. Несмотря на неопрятные фасады, внутри домов чисто, обстановка такая же, как у среднестатистического челябинца.
Официальное место работы без паспорта найти трудно. Многие цыганские мужчины трудятся грузчиками, занимаются металлом, работают в сфере строительства. Женщины гадают. Дети большую часть времени находятся на улице.
«Все про нас знают, мы не сегодня приехали, – говорит Владимир Иваносов. – Почти всю жизнь на Урале. Сначала жили в Красноармейском районе, потом – около челябинского аэропорта. У нас нет участков в собственности, можем построить нормальные дома, но боимся, что их снесут. Мы хотим, чтобы дети учились (их около 200 человек. – Прим. автора), если нет возможности школу построить, то хотя бы организуйте автобус для них. По цыганской почте мы общаемся с родственниками в Свердловской и Курганской областях – они прописаны, дети у них учатся».
Барон молдавских цыган из Ростова-на-Дону Герман Гранчевич
приехал проведать родственников. Раньше он тоже жил в Челябинске. Рассказывает, что на Южный Урал табор перебрался в 1993 году из Казахстана (из Актюбинска), где цыган притесняли, как немцев и русских. «Проблема в том, что в 2002 году во время пожара сгорели девять домов, в огне пропали и документы, – вспоминает барон. – Сейчас невозможно их восстановить, люди здесь неграмотные, никто не ходит не хлопочет. Мы писали письмо президенту. После этого обратились в паспортный стол, просили сделать одну полевую книгу на всех. Без прописки мы не можем отправить детей в школу, матери не получают детские пособия. Никто к нам не ходит. Только скорая помощь приезжает по вызовам. Спасибо врачам: медики не смотрят цыгане мы или беженцы. XXI век по всему миру, а у нас что творится? Отстаем от жизни».
Местные жители к цыганскому табору привыкли. Даже старушки, мирно отдыхавшие на скамейке у подъезда одного из домов поселка Челябэнерго, спокойно отзываются о своих соседях.
«Я весь табор знаю, – утверждает старшая поселка Челябэнерго от КТОСа №11 Наталья Киричок. – Конфликтов никогда не было, они не обманывают. Мы с ними не ругаемся: никогда слова плохого от цыган не слышала. В ноябре ездили с ними в администрацию Курчатовского района по вопросу переселения, но до сих пор никаких конкретных действий не было».
В настоящее время цыганский табор находится в напряжении: у них побывали представители челябинских СМИ, администрации Курчатовского района, правоохранительные органы. Теперь их волнует вопрос, что будет дальше.
Фото: Видео Евгения МОЛЧАНОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА