В центре Челябинска во время археологических раскопок на площади Ярославского найдены остатки первой крепости. Кроме того, обнаружен частокол тюремного острога, ограда кладбища и плотные захоронения, а также предметы каменного и бронзового веков. Как сообщил 18 октября доцент ЮУрГУ, археолог Гаяз Самигулов, споры челябинских историков о расположении и границах первой челябинской крепости окончены.
Уникальная возможность провести площадные раскопки появилась у челябинских археологов благодаря переносу трамвайных путей и расширению перекрестка Цвиллинга и Труда. Гаяз Самигулов признается, что такого в Челябинске еще не было. До этого археологи довольствовались лишь обрывочными сведениями, почерпнутыми из раскопок в 1996-м и 2004-м годах. Сегодня же во время площадных работ история областного центра открывается в гораздо большем масштабе.
Широкая траншея, поделенная на квадраты, где работают археологи, – достаточно оживленное место. По ней осторожно передвигаются не только ученые, но и просто любопытствующие горожане, некоторые с фотоаппаратами. В стороне, ближе к перекрестку Цвиллинга и Труда, работают дорожники.
Как рассказал 18 октября на аппаратном совещании заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников, археологи сначала наблюдали за дорожными работами, потом произвели первые раскопки, постепенно число специалистов увеличилось. По словам Гаяза Самигулова, в археологических изысканиях заняты студенты ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГПУ, волонтеры из Екатеринбурга и Шадринска.
В ходе раскопок было сделано, пожалуй, самое важное открытие – найден угловой бастион первой челябинской крепости. Уникальная находка этих дней – монеты 1736 года, а также екатерининских времен. Кроме того, обнаружены остатки острожного частокола, ограда кладбища, предметы каменного и бронзового века (остатки керамики, бронзовый серп и нож). «Христорождественский собор, местоположение которого также неясно, остается в стороне, его фундамент дорожники не тронут, – уточняет Гаяз Самигулов. – Но если дойдут до него, будем расчищать».
Специалисты достаточно долго не могли «поймать» границу первой крепости, пришлось даже немного углубить раскопки. «Часть стены попала в траншею, которую сделали еще до Великой Отечественной войны, – говорит археолог. – Тогда слой 18-го века был разрушен. Наконец у нас есть более или менее четкая привязка к крепости. Кстати, споры о том, где она находилась, идут давно. Теперь все становится на свои места: забор кладбища очень хорошо сочетается со стеной первой челябинской крепости».
Раньше об истории Челябинска мы знали только благодаря сохранившимся бумагам, которые не всегда отражают реальность. «Мы можем прорисовывать для себя более точно карту старого Челябинска, связать воедино некоторые события того времени. Мы должны детализировать историю, чтобы она складывалась не из размытых представлений общего плана, а базировалась на фактах», – добавил Гаяз Самигулов.
Несмотря на холод, челябинские археологи работают в ускоренном темпе – время ограничено. «Археологические памятники часто сравнивают с летописями – это та же самая рукопись, только читается методами археологической науки, – поясняет главный специалист государственного центра по охране культурного наследия Николай Меньшенин. – Одна особенность: при прочтении первоисточник уничтожается, поэтому раскопки надо провести качественно и тщательно. Сроки сжатые».
Действительно, времени мало: Владимир Алейников обещает пустить трамваи по новым путям до 10 ноября.
Фото: Видео Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА