Если вы ищете легкой славы – вот вам простой рецепт: станьте поборником экологии. В городе вроде Челябинска вы без труда найдете какую-нибудь злачную яму, сделаете пару фото и радостно сообщите миру сенсацию о том, что наша Родина – это клоака мира.
Личный рейтинг на экологической теме – это одна крайность. Есть и другая: полное игнорирование экологических проблем теми, кому это удобно. И это притом что многие проблемы видны невооруженным глазом, как едкий осадок на кузовах машин в «неудачных» районах города.
Мы планировали серию материалов об экологии Челябинска, основываясь на общедоступных данных. Но что мы имеем? Мрачные сводки экологических активистов, в которых «все плохо». И тут же: официальные отчеты, где все неплохо. Первые переполнены эмоциями и сквозят желанием нагнать ужас, вторые холодят ровным спокойствием удобных цифр.
И у нас не остается иного выхода, кроме как взяться за измерительное оборудование, привлечь лучших специалистов и составить свою картину Челябинска в рамках долгосрочного проекта «Экология с пристрастием». Мы хотим получить результаты, за которые можем ручаться, избегая любой из описанных крайностей.
А для начала обсудим пять самых популярных «экоужасов» города, реальность которых мы исследуем в течение ближайшего года. Может быть, вы добавите к нашей подборке что-то свое?
Вода из крана опасна
Некоторые зациклены на качестве бытовой воды, и знаете что – они не так уж неправы. К примеру, даже во время банных процедур вода впитывается через поры кожи и вдыхается в виде пара. Вместе с ней попадают в организм и разнообразные примеси.
Вода для непосредственного употребления чаще всего кипятится, но с этим связана другая тонкость: иные бактерии прекрасно переносят температуру в 100 градусов Цельсия. К примеру, вирус опасного гепатита В полностью умирает при кипячении в течение 30 минут. Кто-нибудь кипятит воду 30 минут?
Нет-нет, причин для паники нет. Качество воды регулярно контролируется Роспотребнадзором, а домашние фильтры и кипячение сводят риск серьезных поражений к вероятности «раз в сто лет». Оцените сложность задачи экологов: согласно СанПиНу, периодическому контролю подвергается содержание 700 с лишним потенциально опасных веществ – только их перечень занимает с десяток страниц.
Тем не менее жители Челябинской области воды побаиваются, в первую очередь благодаря сводкам о состоянии «питейных» водоемов. Так, в октябре прошлого года мы получили видео, иллюстрирующее цветение воды в районе городского пляжа. Тогда же жительница города обнаружила нефтяное пятно на поверхности реки Миасс около Ленинградского моста. В 2011 году, по данным Роспотребнадзора, в водопроводах Челябинска, Сатки и Еманжелинска был обнаружен вирус гепатита А, а в Кыштыме, Троицке, Сатке и Еманжелинске – ротавирус.
По данным МУП «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения», с 2009 года качество воды в Шершнях периодически не соответствует требованиям СанПиНа по бактериологическим показателям. «Так, исследование сосновских очистных сооружений с 16 по 23 января 2012 года показало, что заражение по бактериологическим показателям (термотолерантные бактерии и колифаги) не соответствует СанПиНу. И это учитывая, что температура окружающей среды отрицательная и микроорганизмы находятся в неблагоприятных для размножения условиях», – сообщает начальник санитарно-лабораторной службы МУП ПОВВ Валентина Аксенова.
Конечно, «недомогание» водохранилища еще не означает, что из крана льется опасная вода.
Но проблема в том, что, улучшая один показатель, мы обычно ухудшаем другой. К примеру, при подозрениях на бактериальное заражение воды увеличивается ее хлорирование, а оно провоцирует коррозию труб и загрязнение жидкости ионами меди, свинца и цинка.
Фильтрация, говорите? К примеру, обратный осмос приближает состояние воды к дистиллированному, но это тоже палка о двух концах. Примеси в воде бывают не только вредными, но и полезными, например, минеральные соединения кальция и магния. При фильтрации и кипячении их содержание снижается, делая воду безопасной, но «пустой» (помните пресловутый осадок в чайнике?). Пусть дистиллированная вода не отравит вас быстро, но день за днем она будет вымывать из вашего организма полезные микроэлементы.
На проблему качества воды мы решили взглянуть с позиции конечного потребителя и в течение года объективно ответим на ряд вопросов, которые не дают покоя многим. Насколько вода из-под крана безопасна в своем естественном виде? Есть ли проблемные районы? Насколько эффективны традиционные методы ее обеззараживания, включая бытовую фильтрацию и кипячение? И если последнее необходимо, как снизить вред организму от деминерализованной воды?
Челябинский воздух отравлен предприятиями и машинами
Что вреднее – промпредприятие, коптящее в нескольких километрах от вашего дома, или тысячи автомобилей, ежечасно снующие в 50 метрах под окнами?
Оба явления суть следствия прогресса. «Когда строились предприятия, Челябинск был намного меньше, но через 60 лет его территория увеличилась в 10 раз, и предприятия оказались в черте города, – отмечает председатель движения «За ядерную безопасность», эколог Наталья Миронова. – С одной стороны, либо не надо было тянуть город в сторону предприятий (тут вопрос к архитекторам и планировщикам), либо сегодня надо выводить предприятия за черту города».
В 10 раз вырос город – примерно в 10 раз за последние 60 лет выросла и автомобилизация. «Современные магистрали дают больше загрязнения, и автомобильные выбросы вреднее, – считает заведующий кафедрой биоэкологии ЧелГУ Владислав Ячменев. – Предприятия избавляются от отходов производства через трубу, которая расположена высоко и далеко, а выхлопная труба автомобиля находится в приземном слое, там же, где и наши дыхательные органы».
Проблема еще более острая, чем с водой. Воду на худой конец можно пить бутилированную, а чистый воздух на разлив не продается. И повернуть вспять оба процесса – индустриализацию и автомобилизацию – мы не можем.
Но кое-что мы можем. В первую очередь – найти «болевые точки» проблемы и влиять на них осознанно. Может быть, достаточно посадить во дворах деревья, чтобы улучшить качество воздуха? Или нужны более радикальные меры?
Мы проанализируем десятки проб воздуха в разных районах города, вблизи промышленных предприятий, во дворах и в автомобильных пробках, чтобы объективно ответить на вопрос: чего стоит каждый вдох в городе Челябинске?
Вода близ челябинских пляжей отравлена
Если питьевая вода проходит многократную очистку и все равно иной раз грешит отклонениями, что говорить о водоемах для купания? Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. «В период цветения сине-зеленых водорослей и сразу после него лучше не купаться, потому что во время разложения водорослей яд из клеток выходит в воду», – уточняет заведующий кафедрой биоэкологии Владислав Ячменев. Этот яд может привести к появлению сыпи и других аллергических реакций.
Гораздо проблематичнее обнаружить в воде бактерии и примеси, последствия от которых могут быть куда хуже кожной сыпи. Вода вблизи пляжей может иметь локальные загрязнения, которые не заметны в масштабах всего водоема, но достаточны, чтобы подточить здоровье купальщиков. Кто-то помыл машину недалеко от места купания, на дне лежит кусок металлолома, в воду попали бактерии из больного организма – причин локальных заражений может быть много.
Опять же сгущать краски не будем. Специалисты областного управления Роспотребнадзора в 2011 году контролировали городской пляж на Шершневском водохранилище у плотины, пляжи «Западный» и в поселке АМЗ. На озере Смолино – пляжи «Солнечный», по улице Новороссийской (в народе «Путинский»), в поселке Смолино, а на Первом озере наблюдали за пляжем по переулку Мамина. По словам начальника отдела надзора по коммунальной гигиене регионального Роспотребнадзора Галины Романовой, вода там исследуется многократно: перед началом сезона и затем не менее двух раз в месяц. В 2011 году пробы отвечали гигиеническим нормам. Правда, в прошлом сезоне было некоторое ухудшение качества по микробиологическим показателям, особенно после дождей, когда с береговой полосы все загрязнения смываются в водоем.
Мы планируем провести независимое исследование качества воды в указанных точках, а также в других местах, например, в застойных карьерах и в удаленных от города водоемах. В конце концов, выбирая место для купания, большинство людей исходит, скорее, из удобства подъезда и «населенности» пляжа, чем гипотетической угрозы подцепить инфекцию. Насколько такой подход оправдан – мы выясним с помощью лабораторных исследований.
Челябинск радиоактивен
Средний уровень радиоактивного излучения в Великобритании составляет 0,251 мкЗв/час. Сложное сочетание мкЗв – это микрозиверт, единица измерения, которая характеризует опасность различных видов излучения на организмы живых существ.
Так вот, 0,251 мкЗв/час – много это или мало? К примеру, среднее по всему земному шару фоновое излучение составляет 0,274 мкЗв/час, то есть англичане не дотягивают до этого уровня.
А что в Челябинске? Уровень естественного гамма-фона в Челябинске колеблется от 0,14 мкЗв/ч до 0,18 мкЗв/ч, то есть даже меньше британского. В восточной части Челябинска регистрируются минимальные значения на уровне 0,004 мкЗв/ч, максимальное – 0,45-0,70 мкЗв/ час – в парке имени Гагарина, где фонят карьеры.
Но все ли так гладко? К Челябинску и близлежащим городам приклеился ярлык «Опасно! Радиация!» не в последнюю очередь из-за катастрофы на ПО «Маяк» в 1957 году, когда взорвался один из резервуаров для отработанного ядерного топлива. Сама близость «Маяка» к Челябинску заставляет горожан напрягаться, а окрестности Кыштыма (например, озеро Увильды) многие до сих пор считают непригодными для жизни.
Правда, официальные исследования какое-либо влияние «Маяка» на областной центр не подтверждают: естественный фон обусловлен в больше степени солнечной радиацией, излучением горных пород (например, гранитных карьеров) и не превышает значений, характерных для других городов страны и мира.
Но мы попытаемся копнуть глубже: нет ли в области локальных зон с повышенной радиацией, обусловленной каким-нибудь технологическим процессом или свалкой «фонящих» отходов? К примеру, хорошо «пропитывается» радиацией металл, и при входном радиационном контроле на металлургических заводах партии такого лома отбраковываются и отправляются обратно поставщику. Но всегда ли «звенящий» металл обезвреживается и не попадает ли на открытые свалки? А есть ли в Челябинске радиоактивные товары (например, автомобили) из Японии?
Городская свалка – черная дыра города
Городская свалка Челябинска начала работу в послевоенном 1949 году, и за последние 60 с лишним лет ее территория достигла 85 гектаров – на этой площади можно было построить небольшой микрорайон. Ежедневно на свалку прибывает 2300 тонн мусора, что эквивалентно вместительности 35 железнодорожных вагонов.
Проблема в том, что мусор этот отнюдь не «мертвый»: в его толще под воздействием микрофлоры происходит биотермический процесс распада органической составляющей. В результате вырабатывается метан, диоксид углерода, и хуже того – угарный газ, токсичный оксид азота, аммиак, целый список опасных углеводородов, сероводород, фенол.
Все эти вещества дурно пахнут и при длительном «употреблении» ведут к целому букету заболеваний, включая рак.
Разумеется, все эти нюансы известны властям, поэтому экологическому состоянию свалки уделяется повышенное внимание. Обслуживающая организация – Горэкоцентр – предпринимает целый комплекс мер, чтобы свалка как можно меньше беспокоила челябинцев. «Размещение отходов происходит в соответствии с технологическим регламентом – слой ТБО перекрывается изоляционным материалом (грунт, гравий), каждый слой уплотняется, принимаются противопожарные меры. На свалке проводится ежедневный мониторинг. Содержание вредных веществ в атмосфере в пределах фоновых показателей», – рассказывает пресс-секретарь министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Марина Александрова.
Эксперты считают, что запах, источаемый громадной мусоркой, не слишком опасен для людей: мониторинг атмосферного воздуха, который регулярно проводит Горэкоцентр, подтверждает – все показатели в норме.
Попутно планируется открытие нового полигона для твердых бытовых отходов в Красноармейском районе. В настоящий момент ведутся проектные работы.
Тем не менее жители ощущают на себе дыхание свалки, и, к сожалению, она вносит вклад в имидж города, особенно для гостей со стороны Екатеринбурга, где их нередко встречает смог и специфический запах. Поэтому экологии городской свалки мы планируем уделить особое внимание, исследовав и сам объект, и воздух вблизи.
Как видите, пристрастный ум поставит десятки экологических вопросов, и наша задача – ответить на них спокойно и объективно. Этому мы посвятим целый год, а пока, на ранней стадии проекта, приглашаем вас к его обсуждению. Какие еще экологические проблемы вас беспокоят? А как, по-вашему, лучше проводить исследования в рамках обозначенных проблем?
Пишите нам – любой конструктив приветствуется.
Кстати, сайт 74.ru провел опрос пользователей о самой острой экологической проблеме. В результате бесспорным «лидером» стали промышленные выбросы, а в целом результаты получились следующие:
Фото: Видео Андрея ВИННИКОВА ,монтаж Сергея КАБАКОВА