12 апреля в Челябинском областном суде началось рассмотрение громкого уголовного дела о массовом избиении зрителей на рок-фестивале «Торнадо-2010», проходившем под Миассом. Сайт Chelyabinsk.ru рассказывает о личностях подсудимых, наделавших шуму на всю страну, и публикует новые подробности этой хорошо спланированной акции мести, организаторы которой являются лидерами криминальных кругов Челябинска и Миасса.
Криминальное наступление
На сегодняшний день едва ли не каждому следящему за новостями уже известно, что массовое побоище было организовано с целью отомстить всем неформалам, рокерам, несколько представителей которых накануне в кафе схлестнулись с его хозяином Робертом Назаряном. Но до сих пор было неясно, из-за чего разгорелся скандал, повлекший такие серьезные последствия, и как «простой шашлычник» смог за сутки организовать настоящую военную операцию.
28 августа 2010 года началось все с того, что Назарян, являвшийся владельцем временного летнего кафе, развернутого на территории рок-фестиваля «Торнадо-2010», потребовал от группы неформальных посетителей покупать еду или убираться прочь. Пьяные клиенты с такой постановкой вопроса не согласились и весьма грубо ответили тоже нетрезвому Назаряну. За армянина вступились его приятели. Слово за слово, и одна из неформалок выплеснула в лицо горному мужчине пиво. Началась драка в лучших традициях придорожных кафешек – с мордобоем и хватанием стульев в качестве подручного оружия.
Вся эта заварушка вполне могла бы в тот вечер и окончиться, если бы Роберт Назарян не являлся одним из самых влиятельных криминальных лидеров в Миассе, а с ним в одной компании не отдыхал его ближайший товарищ и начальник в преступном мире Александр Гирь. Последний официально в Челябинске является владельцем развлекательного комплекса «Галактика развлечений», а неофициально занимает весьма значительный пост в крупной криминальной группировке.
Естественно, простить обиду, нанесенную несколькими посетителями рок-фестиваля, для них было «не по понятиям». Начались звонки молодым приятелям и знакомым, которых призывали отомстить «рокерам». В процессе организации наступления Назаряну и Гирю помогали еще трое – Максим Попов, Константин Катаев, Андрей Изместьев (всем пятерым инкриминирована организация массовых беспорядков и действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, с применением насилия организованной группой).
На следующий день на территории бывшего автотранспортного предприятия в Миассе собрались десятки хорошо физически подготовленных местных жителей и челябинцев, вооруженных травматическим оружием, бейсбольными битами, деревянными палками, металлическими трубами и другими подручными средствами. Оттуда они организованной колонной автомобилей двинулись к детскому лагерю имени Зои Космодемьянской, на территории которого проходил рок-фестиваль «Торнадо». Путь кортежа зафиксировали видеокамеры четырех разных точек уличного видеонаблюдения.
Агрессивно настроенные мужчины с голыми торсами организованно ворвались на территорию фестиваля и стали избивать всех попавшихся им на пути зрителей, внешний вид которых – одежда, прическа и атрибутика – указывал на принадлежность к числу поклонников рок-музыки. В результате оказались жестоко избиты и получили вред здоровью различной степени тяжести десятки людей. Потерпевшими по уголовному делу признаны 39 человек.
Экзекуция продолжалась около получаса, после чего нападавшие так же организованно скрылись с места побоища. Однако Роберт Назарян был задержан в тот же день. Чуть позже в изоляторе к нему присоединились Катаев и Изместьев. А вот организаторам Гирю и Попову удалось скрыться. Следствие располагает информацией, что они уже находятся за границей. Оба объявлены в международный розыск.
При расследовании этого непростого уголовного дела сотрудники следственного управления СК России по УрФО столкнулись с необходимостью устанавливать не только злоумышленников, но и потерпевших, поскольку многие пострадавшие в массовом побоище отказались от помощи медиков и разъехались по домам – в разные районы Челябинской области и в другие регионы.
«Залогом успеха при расследовании указанного уголовного дела явились три составляющие: совершение преступления на ограниченной территории детского оздоровительного лагеря; наличие видеофиксации преступных действий (камеры видеонаблюдения, записи, сделанные гражданскими лицами на любительские записывающие устройства), – рассказывает следователь по особо важным делам следственного управления СКР по УрФО Игорь Бедерин. – А также установление контакта с гражданским лицами посредством обращения к последним через социальные сети открытого доступа Интернет».
Как сообщил государственный обвинитель Алексей Лихачев, в нападении на фестиваль участвовали около ста человек, однако достоверно установить личности и собрать доказательства вины удалось в отношении 17 человек.
Шесть миллионов за «Торнадо»
В итоге 12 апреля судебный процесс начался для 13 обвиняемых (четверо в бегах. – Прим. авт.). Семеро из них, в том числе Роберт Назарян, находятся за стеклом, в зоне для арестованных, остальные общаются с судом из зала. Заседание традиционно началось с установления личности каждого из них.
Выяснилось, что практически все они не имеют высшего образования. Только двое смогли осилить студенческую скамью: один окончил Челябинский государственный педагогический университет, другой – Академию физической культуры по специальности «тренер по борьбе». Роберт Назарян и вовсе сообщил, что у него за плечами только семь классов школы. Соответственно, и трудятся подсудимые в основном рабочими – слесарями, водителями, механиками, максимум менеджерами по продажам или управляющими автомоек.
Напомним, семеро подсудимых на стадии следствия полностью признали свою вину. Причем двое покаявшихся – организаторы Роберт Назарян и Константин Катаев.
Из 39 потерпевших на первое заседание явился только один – Дмитрий Алютин. Молодой человек связывает столь малочисленную явку с тем, что большинство посетителей рок-фестиваля были иногородние, а сам он живет в Челябинске и имеет возможность вырваться на процесс, чтобы взглянуть в глаза своим обидчикам, многих из которых, по его словам, он помнит с того дня.
«Так получилось, что мы еще и играли на том фестивале. Днем выступили и отдыхали, а ближе к вечеру случилось организованное нашествие этих «бандерлогов», – рассказывает Дмитрий. – Мне нанесли травму головы монтировкой или чем-то другим. Я просто шел к сцене, когда сзади приложили. Когда более-менее начал в себя приходить, видимо, еще раз мне прилетело, и опять сознание потерял. Потом очнулся, меня друг в медпункт несет. Месяц в себя приходил. Потом еще долго толком на работу выйти не мог, пока отлеживался, очень хороший заказ ушел. В итоге с фирмой договор был нарушен и пришлось искать новую работу».
Как сообщил Игорь Бедерин, на стадии предварительного следствия 20 потерпевших заявили гражданские иски к обвиняемым на общую сумму шесть миллионов 150 тысяч рублей. В зависимости от тяжести полученных травм пострадавшие просят от 100 до 500 тысяч рублей. Решение по этим исковым требованиям суд примет после того, как определится с виновностью обвиняемых. Если их участие в преступлениях будет доказано в суде, то организаторам массовых беспорядков, разжигавшим ненависть к рокерам, грозит до 10 лет лишения свободы, а непосредственным участникам побоища – до восьми лет колонии.
Фото: Фото Юлии НЕСТЕРОВОЙ, видео Юлии ЦЫПЦЫНОЙ, Александра ПАВЛОВА, монтаж Игоря ГОРДИЕНКО