В Челябинской области 83-летняя вдова ветерана Великой Отечественной войны обратилась к региональному уполномоченному по правам человека с просьбой помочь в улучшении жилищных условий. 5 февраля омбудсмен Алексей Севастьянов и представители власти Красноармейского района побывали в ветхом домике женщины, где нет отопления и канализации. Какие варианты решения квартирного вопроса предложены пожилой женщине – в материале корреспондентов Chelyabinsk.ru.
Уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову поступило обращение по поводу 83-летней вдовы ветерана Великой Отечественной войны Хакимы Серукаевой из села Якупово Красноармейского района, которая вынуждена ютиться в доме без отопления и канализации. «Семь лет назад у нее умер муж, и с тех пор она пытается добиться положенного по закону жилья, – написал накануне поездки в Красноармейский район в своем блоге Алексей Севастьянов. – Дело в том, что Хакима Серукаева живет в деревянной постройке 1960-х годов: крыша в некоторых местах протекает, отопление печное, канализация и водопровод отсутствуют. При этом ближайший колодец находится в 300 метрах от дома. Несмотря на ветхие стены и сгнившие оконные рамы, дом не признан аварийным. Хакима Серукаева отправляет просьбы и письма в администрацию сельского поселения и в администрацию Красноармейского района. В ответ ей каждый раз присылают сухие ответы с указанием на то, что износ дома – всего 41%, а это соответствует норме».
Чтобы изменить ситуацию и привлечь муниципальные органы власти к решению жилищной проблемы, уполномоченный провел совещание прямо в доме старушки с участием местных властей.
Представители местных органов социальной защиты, общаясь с омбудсменом, уточнили, что Хакима Серукаева несколько раз отказывалась от помощи социального работника, а также несколько лет назад не согласилась переехать в дом-интернат для престарелых. В 2011 году от пожилой женщины поступило заявление с просьбой помочь в ремонте дома. Но она оказалась 25-й в очереди за материальной помощью, не превышающей 25 тысяч рублей.
Глава Шумовского сельского поселения (поселок Якупово входит в его состав. – Прим. автора) Виктор Быковский уверен, что выход из сложившейся ситуации есть. «Бабушка с дочерью должны определиться: либо мы производим ремонт жилья, либо они оформляют жилищный сертификат, – говорит Виктор Быковский. – Будет проведено повторное обследование, чтобы оценить реальный процент износа дома. Денег, которые есть в бюджете поселения, не хватает на ремонт. Дом частный, и администрация поселения может помочь, только направив собственные средства – а это не более 30 тысяч рублей, в то время как капремонт обойдется примерно в 400 тысяч рублей. На территории поселения живут пять семей, которые реально нуждаются в улучшении жилищных условий. В Якупово проблемным является только этот дом».
Аварийный дом осмотрел южноуральский омбудсмен Алексей Севастьянов. По его словам, дальнейшие шаги правозащитников будут зависеть от действий властей.
«Мы будем требовать проведения более объективной оценки состояния дома, – рассказывает Алексей Севастьянов. – Если дом признают пригодным для проживания, то сюда придется вложить около 400 тысяч рублей. Его необходимо будет оборудовать канализацией, водоснабжением, системой отопления. Но эта сумма равна стоимости нового дома. В это случае мы будем обращаться за помощью к губернатору. Если дом признают аварийным, то мы будем настаивать, чтобы бабушка получила жилищный сертификат».
Алексей Севастьянов уверен, что второй путь решения проблемы позволит улучшить жилищные условия Хакимы Серукаевой быстрее всего, а точнее в течение года. «Кроме того, есть еще третий вариант, – уточняет уполномоченный. – Дом будет признан аварийным, а вдова ветерана ВОВ может прописаться у своей дочери в Челябинске. Тогда мы будем просить власти Челябинска разместить ее в доме ветеранов».
Дочь вдовы ветерана ВОВ Светлана Галимова
, проживающая в Челябинске, рассказывает, что перевезти мать в однокомнатную квартиру на пятом этаже не представляется возможным. «Я понимаю, что в Якупово также нет условий для ее проживания: отсутствует канализация, водоснабжение и отопление, – говорит Светлана Галимова. – Но она не может долгое время жить в квартире в Челябинске – ей тяжело подниматься на пятый этаж, и квартира небольшая. Конечно, хотелось бы ее перевезти поближе – в Челябинск».
Между тем Алексей Севастьянов отмечает, что на практике после вмешательства омбудсмена в десяти случаях жилье было признано аварийными и люди уже получили жилищные сертификаты.
Прокурорские работники Челябинской области сообщили, что проблема ветхости домов пожилых людей является достаточно распространенной. «Часто мы встречаемся с ситуациями, когда ветераны имеют в собственности жилье – например, индивидуальные жилые дома. Однако техническое состояние этих домов зачастую уже не отвечает установленным требованиям, – говорит начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан прокуратуры Челябинской области Оксана Орехова. – Тогда мы добиваемся, в том числе и в судебном порядке, принятия органами местного самоуправления решения о признании таких жилых помещений не пригодными для проживания. В этом случае у ветеранов появляется право быть обеспеченными жильем. За последние два года по требованию прокуроров восстановлены права более 30 ветеранов Великой Отечественной войны. Кто-то из них уже обеспечен жильем».
Вместе с тем Оксана Орехова отмечает, что иногда ветеранами неправильно понимается норма закона, устанавливающая их право на обеспечение жильем. «Такое право предоставляется только тем лицам, которые действительно нуждаются в жилье и состоят в органах местного самоуправления на соответствующем учете. Сам факт наличия статуса ветерана Великой Отечественной войны такого права еще на дает», – объясняет она.
Однако местные чиновники зачастую идут на самые различные хитрости, чтобы уменьшить число нуждающихся. Так случилось с жительницей Карталов, вдовой ветерана Великой Отечественной войны 83-летней Александрой Тикуновой. В 2011 году пожилая женщина, живущая в разваливающемся бараке, обратилась в администрацию Карталинского городского округа с просьбой о предоставлении ей жилья в соответствии с указом президента об улучшении жилищных условий ветеранам ВОВ и их вдовам. Жилищная комиссия, обследовав ее владения в бараке, постановила: пригодны для проживания. Заключение было завизировано главой города Олегом Леонтьевым. При этом чиновника не смутило, что в бараке 1955 года постройки отсутствует отопление и водопровод. В комнате вдовы обваливается потолок и рассыпается печь. У Александры Николаевны элементарно даже нет санузла, вместо которого приходится использовать ведро.
После того, как в ситуацию с жильем для Александры Николаевны вмешалась прокуратура, чиновники отменили свое решение, но пошли на хитрость. Как ранее рассказывал руководитель следственного отдела по Карталам СК РФ Андрей Родинов, в ходе доследственной проверки было установлено, что сотрудники администрации вызвали дочерей вдовы, уговорили снять старушку с регучета в бараке и прописать ее у себя. Мол, это позволит отремонтировать старый дом. Когда родственники зарегистрировали Александру Николаевну у себя, было издано распоряжение, по которому вдову отказались признать нуждающейся, так как в квартире дочери на одного человека приходится более 12 квадратных метров жилой площади, что соответствует нормам.
В действиях чиновников состава преступления тогда обнаружить не удалось, все было сделано в рамках закона, поэтому следователь вынес отказ в возбуждении уголовного дела.
После поднявшейся в 2011 году шумихи местные власти от греха подальше все-таки направили в министерство социальных отношений региона документы вдовы Тикуновой. Однако в 2012 году теперь уже областные чиновники также отказали в предоставлении субсидии на жилье, поскольку норма в районе – 12 метров на человека, а в квартире, где дочь вынужденно прописала у себя Александру Николаевну, на каждого члена семьи приходится 12,85 метра.
«В настоящее время мы подготовили и направили в суд исковое заявление, в котором обжалуем отказ министерства социальных отношений Челябинской области в предоставлении субсидии Тикуновой, – сообщает помощник прокурора Карталов Марина Толшина. Она также добавляет, что прокуратура продолжает проверку по бараку, где была прописана вдова ветерана, поскольку есть основания полагать, что он в силу ветхо-аварийного состояния вообще не пригоден для жилья.
Фото: Видео Виктории ГОРБУНОВОЙ и Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА