Главным событием культурной жизни Южного Урала в минувшие выходные стал XXXVII Ильменский фестиваль авторской песни, который отметил неофициальный 40-летний юбилей. Под Миассом, по оценке организаторов, собралось 40 тысяч любителей гитары, костров и походов. И, как всегда, мнения разделились: одни уезжали домой с приятными романтическими впечатлениями, а другие брюзжали по поводу далеко расположенной парковки, злоупотребивших «товарами народного потребления» граждан и пропавшего духа туристского творчества. Репортаж с Ильменки, специальным гостем которой был Сергей Трофимов, на сайте Chelyabinsk.ru.
Строго говоря, в этом году Ильменский фестиваль, несмотря на 37-й порядковый номер, смело мог бы отметить сорокалетие: именно в 1973 году на берегу озера под Миассом впервые собрались энтузиасты самодеятельной, как ее называли тогда, песни.
«Я очень рад: приезжая сюда, неизменно вижу знакомые лица, – заявил на посвященной открытию фестиваля пресс-конференции бессменный организатор Ильменки, автор и исполнитель Олег Митяев. – Значит, традиция бардовской песни еще жива, приятно видеть хоть что-то постоянное».
Насчет совсем уж постоянного и незыблемого Олег Григорьевич, правда, преувеличил. Основатель Челябинского клуба авторской песни, одна из организаторов самой первой Ильменки Лариса Коробицына с улыбкой отметила видимые невооруженным глазом изменения: расширена главная сцена, убраны огромные валуны перед нею. Таких внешних изменений множество. Неизменно одно: три дня в году на берегу Ильменского озера царит гитара.
За несколько десятилетий Ильменка обросла традициями. Все они скрупулезно соблюдались и на 37-м фестивале – от акций по сбору мусора до мастер-классов с маститыми поэтами и концертов специально приглашенных бардов, в большинстве своем – выходцев отсюда же. В перерывах между прослушиваниями и выступлениями конкурсантов на сцены Главной и Лесной площадок поднимались Анатолий Киреев, Галина Хомчик, Рамиль Бадамшин. Иные из сольных концертов начинались в полночь – и все равно собирали своего зрителя. Приехавшие на фестиваль со всего Южного Урала (а многие – и из более дальних краев) смущенно признавались: за новичков поболеть, конечно, интересно, но еще интереснее послушать мэтров. Или, из крайности в крайность, посидеть вокруг костра своим узким кругом.
Лауреаты XXXVII Ильменского фестиваля авторской песни:
-Екатерина Денисова (Озерск, клуб «Островок») – исполнитель;
-Иван Иванов (Уфа, ШКАП) – исполнитель;
-Алиса Селезнёва (Миасс) – автор.
Дипломанты:
-Таисия Мыльцева (Еманжелинск, клуб «Пятый угол») – исполнитель;
-Иван Залевский (Москва, клуб «Альма-матер») – автор.
Спецприз:
-Юлия Шаяхметова (Челябинск, клуб «Апрель») – исполнитель.
«Авторская песня – это не только лес, костер, палатка и далее по текстам 60-х годов, – считает Артем, один из гостей фестиваля. – Трудно написать про походы лучше, чем тот же Юрий Визбор. Но творчество барда всегда оставалось еще и отдушиной для человека, которому есть что сказать о жизни вообще – о любви, лжи, о реалиях сегодняшнего дня».
Песен на злобу дня жюри и правда пришлось прослушать немало. Чего стоит только творение отставного полковника ВДВ, высмеявшего в своем произведении «тотальную толерантность» власть имущих – в СССР, мол, секса не было, посчитал полковник: «А сейчас вон какой выбор! Это что же, и я со своим голубым беретом – того?» Забавно, что одновременно с сатириком в погонах за другим столом другая комиссия прослушивала двух девушек, которые, словно в пику офицеру, исполняли нечто классическое про горы и леса. И исполняли очень и очень душевно. В это же время на площадке для подростков, переименованной в этом году из «Детской республики» в «Республику будущего», звучали, может и немного наивные, но искренние строчки все о том же, о вечном.
«Мы живем в обществе потребления, – заявил специальный гость фестиваля, автор и исполнитель Сергей Трофимов. – Противостоять ему очень трудно, но подобные этому фестивали способны противопоставить потреблению творчество. А творчество – это дар Божий!»
Трофим, надо сказать, порадовал многих не только на официальной пресс-конференции, но и во время выступления. Собравшаяся толпа, скандировавшая названия любимых песен, вышедших из-под пера автора, его нимало не смутила. Сергей спел и для бдящих под сценой омоновцев («Аты-баты!»), и для женщин, вспомнил шальную юность и песни, с которых началась его музыкальная карьера. Олег Митяев, напротив, отдал предпочтение песням свежим и мало кому известным, но встреченным «на ура». Ну а на последовавшем за этим традиционном «Ильменском звездопаде» (обошедшемся, правда, без не менее традиционного дождя) пели уже просто обо всем – от походной юности и до проблемы взаимоотношений русского и татарского народов.
Лауреаты основного конкурса Ильменки:
Борис Инкижинов, Вадим Пахомов (Краснообск) – ансамбль;
Алексей Аполина́ров (Самара) – автор.
Дипломанты:
Юлия Юртова (Уфа – Москва) – автор;
Светлана Дяхтерева (Челябинск) – автор;
трио Щербининых (Новосибирская область, Куйбышев) – ансамбль.
Идеализировать Ильменку, понятно, не стоит. Организаторам фестиваля, как и во все прошлые годы, пришлось выдержать и массу упреков: по ярмарке шатались не слишком трезвые личности, к сцене во время концерта «Олег Митяев представляет» было не пробиться, автомобили приходилось оставлять на далекой парковке и топать через всю Ильменскую турбазу пешком…
Могу ручаться, что в комментариях к этому материалу много недовольных напишет массу текстов в стиле «не видал, но осуждаю». Однако стоит заметить: до крайностей не доходило. И не только благодаря вездесущим бойцам Златоустовского отряда ОМОН. Просто большинство все-таки приехали отдохнуть душой, а не желудком.
И стоило отойти на каких-то 20 метров от водоворотов фестивальной ярмарки, где торговали всем, от украшений до шашлыков, как становилось понятно: вот она, настоящая Ильменка. Звучание струн и голосов, горьковатый дым березовых поленьев, стайки палаток. И маленькие, добрые чудеса, случающиеся на каждом углу.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА