Детские дома в Челябинской области будут перепрофилировать в центры устройства детей в семьи, а малокомплектные – сокращать. Соответствующее поручение 25 июля губернатор Михаил Юревич дал вице-премьеру регионального правительства по социальным вопросам Ирине Гехт и уполномоченному по правам ребенка Маргарите Павловой. Каким образом на Южном Урале решат проблему сиротства – в материале Chelyabinsk.ru.
По итогам масштабной проверки всех 55 детдомов на Южном Урале было выявлено только 33 случая направления воспитанников на лечение в психоневрологические медучреждения, совпавшие с возвращением ребенка после самовольного ухода. По словам заместителя председателя правительства Челябинской области Ирины Гехт, часть детей получили эти направления до того, как без спроса покинули учреждение, например они были направлены военкоматом.
Многие из сирот все это время находились в социально опасной среде и употребляли психоактивные вещества. «Результаты проверки показывают, что права подростков не были нарушены, – отметила Ирина Гехт. – Кроме того, не возникало случаев использования лекарственных препаратов без назначения врача. Мы направили обращения в детдома с просьбой приравнивать каждое направление ребенка на лечение в стационар психоневрологического учреждения к чрезвычайной ситуации и каждый случай рассматривать на специальной комиссии».
По итогам проверки 1 797 воспитанников детдомов, или 55%, состояли на учете у психиатра, 151 наблюдается у нарколога с диагнозом «употребление психоактивных веществ», 280 детей самовольно сбегали из учреждений.
Уполномоченный по правам ребенка Маргарита Павлова сообщила, что аппарат уполномоченных провел собственное расследование и также не выявил нарушений. По мнению правозащитницы, сейчас в большей степени защищены права сотрудников детдомов, врачей, но никак не воспитанников. Выявлен конфликт интересов. «Проявление в подростковом возрасте негативных наклонностей – результат заброшенности, – уверена Маргарита Павлова. – Я считаю, что в таких случаях необходимо работать с психологами, но их не хватает».
Михаил Юревич согласился с этими доводами. Он предложил не только увеличить число психологов, работающих с детьми, но и принять более кардинальные меры: малокомплектные детдома закрыть, другие перепрофилировать в центры по устройству детей в семьи, а также активно развивать учреждения семейного типа.
И. Гехт отметила, что число детей-сирот, принятых в приемные семьи, с каждым годом возрастает примерно на 20%. Но устроить абсолютно всех не получится. «Сегодня в области около 70% детей – это мальчики старше 10 лет, – сказала она. – Эту категорию детей с трудом усыновляют, берут под опеку или в замещающие семьи. С девочками таких проблем нет».
«К каждому детдому необходимо подходить индивидуально и поэтапно переименовывать их в центры устройства детей в семью, – сказал глава региона. – Госучреждения необходимо превращать в семейные или создавать такие группы, а также переселять малокомплектные учреждения. Нужно стремиться к увеличению числа психологов. Причем специалисты, я считаю, должны быть приходящими, чтобы не воспринимать атмосферу детдомов».
Губернатор привел в пример детский дом в Бакале, где на пяти тысячах квадратных метрах находится 100 воспитанников. Причем детей за пределы госучреждения не выпускают из соображений безопасности местных жителей.
По словам Михаила Юревича, детдом, по сути, превратился в своего рода тюрьму, в то время, как главное – социализация воспитанников, чтобы они могли безболезненно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе.
«Надо стремиться увеличить число сирот, которых усыновляют, берут под опеку или в приемные семьи, – подчеркнул Михаил Юревич. – Чем меньше времени ребенок проведет в детдоме, тем лучше. Понятно, что сокращение этих учреждений – болезненный процесс для коллективов, но социализация детей для нас важнее. Необходимо создавать такие условия воспитания, чтобы сироты могли учиться в одной школе с обычными детьми».
Стоит отметить, что в этом году планировалось закрыть два детских дома. Теперь в связи с поручением губернатора будет проведен более глубокий анализ ситуации.