Скандал вокруг оперативников управления угрозыска ГУ МВД по Челябинской области набирает обороты. По словам следователя по особо важным делам следственного управления СКР по УрФО Игоря Бедерина, в деле о применении насилия к подозреваемому в угоне Алексею Малову могут появиться новые эпизоды. Между тем все не так однозначно. По словам источника нашего сайта в правоохранительных органах, Малов вместе с адвокатом Зайцевым устроили хорошо спланированный наезд на оперов, которые начали искать связь угонщика с деятельностью троицкой ОПГ, членов которой задержали месяц назад. Все тот же источник утверждает, что одной из веток преступной деятельности троичан был как раз угон дорогостоящих иномарок для отправки их в соседний Казахстан. Подробности запутанной истории – в материале Chelyabinsk.ru.
По данным источника Chelyabinsk.ru, на объяснения к следователю по данному делу уже был вызван и.о. руководителя УУР ГУ МВД по Челябинской области. Не исключено, что он следующий в «расстрельном» списке. Работать после этого будет некому.
Для начала напомним, 8 августа следственное управление СКР по УрФО возбудило уголовное дело по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия) по факту применения насилия 11–12 января этого года по отношению к подозреваемому в угоне Алексею Малову. 14 августа по обвинению в преступлении бойцы екатеринбургского СОБРа задержали в Челябинске старшего оперуполномоченного УУР капитана Дениса Кольцова и оперуполномоченного капитана Михаил Бугуева. Еще двое – 35-летний заместитель начальника отдела по раскрытию имущественных преступлений подполковник Алексей Кондрашенков и 38-летний начальник отделения по раскрытию краж автотранспорта подполковник Сергей Бородулин – скрылись и сейчас объявлены в розыск (обвинения им предъявили заочно).
По ходатайству следователя суд на два месяца избрал в отношении Кольцова и Бугуева меру пресечения в виде содержания под стражей. По официальной информации СКР, задержанного били руками и ногами, затягивали наручники, вывозили в безлюдное место и там неустановленным устройством пропускали через тело электрический ток.
История угона
А вот как началась история. Согласно материалам уголовного дела в отношении Алексея Малова, которое расследуют в 5-м отделе полиции (по Центральному району) УМВД по Челябинску, в три часа ночи 11 января мужчину при попытке угона BMW X5 задержали сотрудники отдела вневедомственной охраны. По версии следствия, Малов, увидев приближающихся полицейских, выскочил из иномарки и стал убегать. Его поймали, применив приемы самбо и защелкнув наручники. Рядом с местом задержания был обнаружен незапертый внедорожник с поврежденной панелью приборов. Подозреваемого доставили в дежурную часть. Затем в 09:00 для оказания практической помощи районной полиции в отдел были вызваны Кольцов, Бородулин и Бугуев под руководством Кондрашенкова.
В ходе беседы с операми Малов пояснил, что действительно собирался угнать иномарку. Затем показал свой ВАЗ-2114, где было специальное оборудование для вскрытия и последующего угона транспорта. «Мы такого оборудования до этого в Челябинске не видели», – рассказал один из оперов в беседе с корреспондентом Chelyabinsk.ru.
Оборудование для квалифицированного угона, найденное у Малова, стоит порядка $40-60 тысяч.
Затем при допросе в качестве подозреваемого Малов признался в содеянном, никаких жалоб на самочувствие или применение насилия или оказание психологического давления со стороны сотрудников УУР не высказывал.
Позже по собственной инициативе Малов с участием понятых на месте показал, каким образом собирался похитить машину.
Уголовное дело по попытке кражи машины (часть 3 статьи 30, часть 4 статьи 158 УК РФ) расследовано, сейчас по нему утверждается обвинительное заключение.
Органы разберутся?
Игорь Бедерин уверен, что эпизод с применением насилия к Малову – не единственный. «Сейчас в распоряжении следствия имеется информация о возможной причастности обвиняемых еще к двум аналогичным эпизодам. Она проверяется, – рассказал Игорь Бедерин. – Уже можно говорить о неоднократности применения физического насилия в полиции».
31-летний индивидуальный предприниматель Алексей Малов ранее не судим, живет в Троицке, занимается небольшим гостиничным бизнесом.
Следователь подтверждает, что Малов признался в угоне, за которым его поймали сотрудники вневедомственной охраны.
Следствие только начинается, и не исключено, что первая четверка отнюдь не последняя. По некоторым данным, эти оперативники были костяком, но «жалобщики» называют и другие фамилии.
При этом Игорь Бедерин не отрицает, что, возможно, с помощью такой жалобы Малов действительно хочет избежать уголовной ответственности.
ОПГ подставила полицейских?
У истории с пытками есть еще одна версия, заслуживающая внимания: криминал использовал случай с Маловым и жалобой его адвоката как повод, чтобы подставить оперов и отомстить наконец полиции за все раскрытые угоны. В Челябинской области в последнее время действительно выросла раскрываемость хищений машин, в том числе дорогостоящих.
Итак, по версии источника в правоохранительных органах, Малов может быть причастен к деятельности ОПГ, занимающейся угонами дорогих иномарок. Эта группировка, в свою очередь, является звеном троицкой ОПГ, члены которой были задержаны чуть более месяца назад.
В результате получилось то, что получилось: костяк оперативников, которые как раз и занимались самыми сложными делами по угонам, оказался разбит.
Задержанные оперативники действительно находились на очень хорошем счету как у руководства регионального полицейского главка, так и простых граждан, чьи украденные машины они вернули в короткое время. Так, челябинец Антон в марте лишился своей тюнингованной ВАЗ-2108. Машину угнали из двора. В мае Сергей Бородулин вернул ему «восьмерку». Оказалось, машину украли и частично разобрали умелые спецы.
Олег Зайцев вместе с коллегой Ильдаром Фазлеевым является практически штатным адвокатом у челябинских автоугонщиков. По некоторым данным, он водит дружбу и с определенными силовиками в Екатеринбурге.
«Я во-первых, не думал, что мне вообще вернется машина, а во-вторых, не предполагал, что ее вернут сотрудники правоохранительных органов, – рассказал челябинец. – Безмерная благодарность ребятам! Работаю в автосервисе и знаю, насколько умелые сейчас в городе орудуют автоворы».
«Ребята – настоящие работяги. На их счету масса возращенных владельцам машин. А теперь никто из оперативников, да и из полицейских вообще, инициативу проявлять не будет. Жуликам раздолье. Воруй – не хочу», – поделились коллеги оперов.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.