Челябинский театральный фестиваль «Камерата» возвращается после долгого перерыва. И кого-то уже смущает его афиша: что это за «Дневник онаниста» и «Школа для дураков»?!
Спектакль «Я Медея», 2006 год
Но такова «Камерата». Раз за разом фестиваль доказывает, что разговоры о закате русского театра – не более чем миф, что в эпоху не только телевидения, но и Интернета театр скорее жив, чем мертв. И что вместо предполагаемого заката на горизонте появились абсолютно новые и крайне любопытные театральные проекты, а также достойная внимания и осмысления современная драматургия.
«В афише этой «Камераты» будет много новой драматургии, которую театры до недавнего времени как-то робко и вяло осваивали, – рассказала Chelyabinsk.ru главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова. – Специально мы новую драматургию не выбирали, но афиша сложилась в пользу современных текстов. На мой взгляд, театр выходит за жесткие рамки, в которых мы жили долгое время: русского психологического и реалистического театра. Он сегодня очень многообразен, и зрители это увидят с 3 по 9 октября».
По мнению Виктории Николаевны, одной из причин этого выхода за жесткие рамки стало не только само время, но и зритель.
Спектакль «Кабаре Бухенвальд», 2006 год
«Театр уже может быть конкурентоспособным в потоке современных предложений, – считает она. – Потому что в этом потоке человек начинает уставать от целлулоида, от всего фальшивого. Ему хочется чего-то натурального. А это театр, где на сцену выходит такой же живой человек, как и тот, что сидит в зале, и начинается обмен энергиями. Театр в этом смысле рано хоронить. Пока будет существовать мыслящий и чувствующий человек, ему нужно будет это зеркало».
В четверг, 3 октября, фестиваль откроется на сцене Камерного театра премьерой хозяев площадки – спектаклем «Школа для дураков» по роману Саши Соколова. За семь фестивальных дней зритель увидит 10 спектаклей, некоторые будут показаны по два раза. До 9 октября «Камерата» будет набирать силу сразу на трех театральных площадках города – в Камерном театре, благодаря которому фестиваль появился, в театре драмы и в «Манекене».
В пятницу, 4 октября, челябинские зрители впервые встретятся с авторским театром Льва Эренбурга «НеБольшой драматический театр» из Санкт-Петербурга. И это будет классика – пьеса Чехова «Три сестры». Но в смелом и даже дерзком прочтении Эренбурга.
«Мы очень хотели заполучить этот театр – живой, интересный, всегда неожиданный, – говорит Виктория Мещанинова. – Возможно, режиссер Лев Эренбург челябинцам знаком, если они видели его постановку «Коза» в Магнитогорском театре драмы, которая номинировалась на «Золотую маску». В Москве он не так давно поставил «Вассу Железнову», о спектакле много писали, спорили. У Эренбурга свой путь, он художник. А когда ты выбираешь свой путь, это всегда сложно. Особенно в России».
Лев Эренбург во время «Камераты» проведет также мастер-класс для артистов и студентов.
Виктория Мещанинова
Из Перми на фестиваль приедет молодой театр «Сцена-молот».
«Это наследие эпохи, когда Пермь бурлила и активно занималась культурным пространством в бытность прежнего губернатора, там тогда работали Эдуард Бояков и Марат Гельман, – отметила Виктория Николаевна. – Пермь решили сделать культурной столицей, сегодня об этом уже не говорят, но всходы в виде вот таких коллективов, как «Сцена-молот», есть. Театр очень любопытный и тоже работает с новыми текстами».
Новым в афише будет и театр «Старый дом» из Новосибирска со сложным, по словам Виктории Мещаниновой, большим спектаклем «Трилогия. Электра. Орест. Ифигинея в Тавриде».
А интригой фестиваля Виктория Мещанинова назвала работу ON.театра из Петербурга с табуированным текстом «Дневник онаниста»: «Там много ненормативной лексики, что сегодня является очень обсуждаемой проблемой: надо ли использовать такую лексику в искусстве или наложить табу. Но, как говорил Юз Алешковский, каким же языком персонаж будет разговаривать, если только что освободился из тюрьмы?! Увидим, что скажет зритель».
Театры – «АСБ» из Петербурга, «Глобус» из Новосибирска, «Коляда-театр» из Екатеринбурга, Магнитогорский драматический театр – на «Камерате» бывали, зритель успел их оценить и даже полюбить. «АСБ» – за «Кабаре «Бухенвальд»» с актрисой Татьяной Бондаревой. На этот раз «АСБ» завершит трилогию, которая начиналась спектаклем «Кабаре «Бухенвальд», «Злым спектаклем» с той же прекрасной актрисой.
«Заявок было много, – рассказала Виктория Мещанинова. – Мы выбрали девять названий. Это абсолютно разное пространство смыслов, персонажей, людей. Каждый спектакль – другая натура, что очень интересно».
Остается добавить, что за качество выбранных для «Камераты» спектаклей можно не переживать. Этот фестиваль с самого начала отличался не только практически полной панорамой современной театральной жизни в стране, но и высоким качеством.
Добавим, что с момента десятой «Камераты» до нынешней, одиннадцатой, прошло пять (!) лет, а зритель и потенциальные участники успели привыкнуть к фестивалю раз в два года. Однако, как показала афиша этого года, режиссеры о челябинской «Камерате» не забыли. Билеты на фестивальные спектакли раскупаются активно, стало быть, помнит о ней и зритель.
Фестиваль «Камерата» родился в 1992 г. На первом были показаны лучшие спектакли Камерного театра, но уже на второй приехали именитые гости. В 1990-е годы гастрольная жизнь в стране практически замерла, а про «Камерату» не забыли: Сергей Юрский и Александр Петренко, Альберт Филозов и Александр Калягин, Валентина Талызина и Ирина Алферова, Александр Филиппенко и Лев Дуров... Благодаря «Камерате» челябинцы познакомились с новыми для России театрами: Николая Коляды (Екатеринбург), театром «У моста» (Пермь), с «Особняком» (Петербург), «Zooпарком» (Нижний Новгород), «АСБ» (Петербург), а также с проектами Ивана Вырыпаева, Алексея Девотченко.
Фото: Фото из архива Камерного театра