В Челябинске вышло на финишную прямую судебное следствие по уголовному делу жителя Троицка Алексея Малова, обвиняемого в попытке кражи BMW X5, – вердикт может быть провозглашен уже в среду, 27 ноября. Между тем в расследовании дела четырех оперативников угрозыска ГУ МВД по Челябинской области, которых по жалобе Малова обвиняют в превышении должностных полномочий, спустя три с половиной месяца с начала производства принципиально ничего не изменилось. Об этом сообщил официальный представитель управления СКР по УрФО Эрнест Кочетков. Новые детали скандальной истории, связывающей эти дела, с комментариями и версиями сторон – в материале Chelyabinsk.ru.
Денис Кольцов
Странная прогулка
Дела обвиняемого в угоне Алексея Малова и обвиняемых в его избиении при подписании явки с повинной четырех оперативников уголовного розыска ГУ МВД по Челябинской области очень тесно переплелись между собой. Сейчас можно однозначно утверждать, что с одной стороны в игру выступил криминалитет с силовой поддержкой «сверху», а с другой – представители закона и самые обычные автовладельцы.
«27 ноября состоятся прения сторон, затем подсудимому будет предоставлено последнее слово и, возможно, в этот же день судья провозгласит приговор, – рассказала консультант Центрального райсуда Татьяна Капкова. – Обвиняемый вину в инкриминируемой ему попытке кражи автомобиля BMW X5 ночью 11 января этого года не признает, утверждает, что явку с повинной подписал под давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов».
Напомним, что изначально Малов, пойманный фактически с поличным на месте преступления, вину признал. Изменил показания после того, как к нему на следующий день подъехал адвокат Олег Зайцев – человек, специализирующийся на работе с людьми, обвиняемыми в таких преступлениях.
С тех пор обвиняемый заявляет, что преступление совершать не собирался, а был пойман просто когда прогуливался ночью и был жестоко избит оперативниками уголовного розыска – с жалобами на данные действия неоднократно обращался в региональные следственные органы, но получал отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
«Отказы выносились потому, что на момент проведения проверки показания Малова не совпадали с заключением экспертизы о характере телесных повреждений, причиненных Малову», – объяснил заместитель руководителя следственного отдела по Центральному району Челябинска СКР Андрей Корольков.
«Это чистой воды абсурд: человек заявляет, что в 30-градусный мороз в три часа ночи прогуливался в одиночестве и, проходя мимо моей машины, вдруг увидел полицейских испугался и побежал, – отметил Алексей Добрыдин, владелец BMW X5, фигурирующего в деле. – При этом при нем обнаружили инструменты, при помощи которых можно было открыть, а впоследствии завести именно BMW Х5, что подтвердили в сервисе. Когда мне позвонили из дежурной части и сообщили о попытке угона, на месте происшествия я увидел полицейских самых разных подразделений. Стали бы они собираться посреди ночи, если бы поймали вот такого просто случайного прохожего».
В итоге спустя более полугода, 8 августа 2013-го, именно в тот момент, когда дело по обвинению самого Малова готовилось к направлению в суд, в следственном управлении СКР по УрФО инициировали производство в отношении четырех сотрудников уголовного розыска регионального ГУ МВД – Дениса Кольцова, Михаила Бугуева, Алексея Кондрашенкова и Сергея Бородулина.
Алексей Малов
ОПГ с госбезопасностью?
В настоящее время с момента возбуждения уголовного дела и задержания двоих из четырех оперов в расследовании ничего принципиально не изменилось. Наблюдатели и вовсе отмечают, что обвинение явно разваливается. Об этом говорит и тот факт, что на последнем судебном заседании по обжалованию решения суда об аресте Кольцова и Бугуева представитель гособвинения из окружного управления Генпрокуратуры изменил свою позицию, заявляя, что меру пресечения для полицейских стоит изменить на более мягкую. Причем об этом корреспонденту Chelyabinsk.ru, возмущаясь, сообщил адвокат Малова Олег Зайцев.
Юрист, заявляя о неопровержимых фактах насилия над Маловым, продолжил уверять, что его подзащитный никогда не угонял и не собирался угонять машину и стал жертвой «полицейской фантазии», которая решила связать его с деятельностью какой-то мифической ОПГ.
«Какая ОПГ? Не состоим ни я, ни он ни в какой ОПГ! – воскликнул Олег Зайцев. – Оборудование для угона, найденное в машине моего подзащитного, стоит не 40 тысяч долларов, а гораздо меньше. К тому же это «лего» вообще ему подкинули, поскольку его автомобиль простоял несколько часов, не будучи опечатанным».
Между тем, по данным Chelyabinsk.ru, обвиняемый Алексей Малов все-таки имеет связи с «серьезными ребятами». Причем выяснили это совершенно независимые от полиции или криминала люди.
«Достоверно известно, что гражданин Малов состоит в преступной группировке, работающей на территории Челябинской области и занимающейся угонами дорогих автомобилей и их сбытом, в том числе за границу, – рассказала Полина Тамакулова, юрист из Екатеринбурга, представляющая в суде интересы владельца BMW X5. – Группировке до последнего времени оказывал покровительство человек в органах госбезопасности. Сейчас он там не работает. Он помогал легализовывать угнанные машины, обеспечивал рынок сбыта. Именно этим обусловлены уголовные дела против сотрудников полиции. Просто этим людям – я вас уверяю, люди очень серьезные – нужно было избавиться от тех, кто откровенно мешал заниматься преступным бизнесом».
По данным Chelyabinsk.ru, речь идет о деятельности группировки из Троицка, откуда родом Малов. Эта группировка, в свою очередь, является звеном троицкой ОПГ, члены которой были задержаны в июле этого года.
«Малов, житель Троицка, угонял иномарки в Челябинске, перегонял их в свой город, откуда их, уже с перебитыми номерами и поддельными документами, отправляли в Казахстан, – рассказал источник Chelyabinsk.ru. – Когда стали отрабатывать причастность Малова к банде угонщиков, он, желая уйти от ответственности и не дать разрушить многомиллионный преступный бизнес, при помощи адвоката и начал писать жалобы о применении в отношении него насилия. Здесь подставить полицию не получилось, выход нашли через УрФО».
Покровителем в госорганах, о котором заявила Полина Тамакулова, может являться бывший сотрудник УФСБ по Челябинской области Олег Натальченко. Во всяком случае именно его заподозрили в причастности к крышевавнию угонов. Причем в оперативную разработку Натальченко попал именно после задержания Кольцова и Бугуева.
«Уголовное дело по части 4 статьи 158 УК РФ (кража в особо крупном размере) по факту угона автомобиля Lexus в Челябинске было возбуждено в полиции 1 октября прошлого года, – рассказал корреспонденту сайта следователь по особо важным делам военно-следственного управления по ЦВО СКР Михаил Шураев. – 16 сентября 2013 года следствие возобновили в связи с установлением лица, возможно причастного к совершению данного преступления. Затем 21 сентября это лицо задержали в порядке статьи 91 УПК. Поскольку преступление могло быть совершено подозреваемым в период службы в органах госбезопасности, в настоящее время дело по подследственности направлено в военный следственный отдел по Челябинскому гарнизону».
Сейчас дело находится в 308-м военном следственном отделе. «Там будет проверяться причастность задержанного к данному преступлению, в результате ему будет либо предъявлено обвинение, либо в отношении него производство прекратят, и дело вновь направят по подследственности в полицию», – заключил Михаил Шураев.
Замначальника пресс-группы УФСБ по Челябинской области Марина Горлевская отметила, что данный человек уволился со службы по собственному желанию в мае этого года.
Адвокат Малова Олег Зайцев
Сейчас он находится под подпиской о невыезде.
В некоторых СМИ муссируется версия о возможном влиянии на всю ситуацию бывшего начальника уголовного розыска регионального Главка Владимира Гусака. Однако эксперты сходятся во мнении, что если Гусак, возможно, до сих пор и имеет какой-то куш с деятельности местных ОПГ, то в скандал с операми вмешиваться стал бы вряд ли. «У этого человека дела итак идут вполне неплохо», – отметил источник сайта.
Старший следователь отдела полиции №6 Наталья Маркина признается, что после истории с оперативниками работать стало гораздо сложнее. Подозреваемые в кражах автомобилей лица почувствовали вседозволенность и безнаказанность.
«В последнее время «мои» подследственные ведут себя отвратительно, нагло, сыплют угрозами, – рассказала Наталья Маркина. – Они пользуются ситуацией. Открыто смеются в зале суда, относятся к представителям органов внутренних дел пренебрежительно, и все считают себя абсолютно невиновными».
При этом Наталья Маркина отметила, что и работа оперативников, и работа следователей никогда не была белой и пушистой. При этом сотрудники полиции всегда идут навстречу тем людям, которые действительно совершили преступление по случайному стечению обстоятельств.
Следователь также пояснила, что силовые методы выбивания показаний давно остались в прошлом.
«Мы признаем, бывает так, что не все доказательства удается собрать, – сказала Наталья Маркина. – Но сейчас не те времена, никто не будет пытать человека током, чтобы выбить какие-то факты. Это все осталось в 90-х. Обвиняемые ребята работали по сложной группе преступлений, там, где случайных угонщиков не бывает, где люди считают кражи своей основной работой. Я училась пять лет вместе с Кондрашенковым и знаю, как он работал. Он мог заставить говорить правду психологическими приемами, физические методы воздействия были ему, как и остальным ребятам этого отдела, ни к чему. Они все высококлассные юристы».
Фото: Фото из архива Chelyabinsk.ru