Закон о выборах губернатора Челябинской области не учитывает мнение сельских глав при сборе подписей за выдвижение кандидата, считают в Ассоциации сельских и городских муниципалитетов (АСМО и ГП). Директор организации Юрий Гурман предлагает устранить пробел в законодательстве до проведения сентябрьских выборов. Соответствующее заявление в СМИ он распространил 5 февраля.
Анализ регионального и федерального законодательства, проведенные экспертами АСМО и ГП, показал, что ведущая роль в поддержке кандидатур на должность губернатора отведена главам и депутатам поселений. При этом областной закон, не установив верхний предел числа подписей районных глав и депутатов, позволяет обойтись вообще без участия поселений.
По словам Юрия Гурмана, ошибка в принципах так называемого «муниципального фильтра» связана с процентом депутатов, чьи подписи должны набрать претенденты на пост губернатора для их регистрации в избиркоме.
«Чтобы кандидат был зарегистрирован на выборах губернатора, ему необходимо заручиться поддержкой от 5% до 10% муниципальных глав и депутатов всех уровней, – объяснил Юрий Гурман. – При этом в списке поддержавших кандидата в губернаторы депутатов и глав районов и городских округов не может быть больше 10%. Однако в законе «О выборах губернатора Челябинской области» указано, что «число таких подписей должно составлять не менее 7% от общего числа указанных депутатов».
В АСМО и ГП предлагают немедленно исправить выявленные недостатки, в связи с чем заявления уже были поданы в Законодательное собрание Челябинской области, региональный избирком и омбудсмену Алексею Севастьянову.
Муниципальный фильтр в 7% на выборах губернатора был установлен Заксобранием Челябинской области 31 мая 2012 года. В сентябре 2014 года каждый кандидат на пост главы региона должен представить избиркому нотариально заверенные подписи депутатов или глав территорий в свою поддержку.