В областную прокуратуру поступило обращение от некоммерческой организации «Фонд борьбы с коррупцией» (НКО «ФБК»)*, чьи юристы попросили проверить законность проведения аукциона на содержание и ремонт дорог Челябинска. На эти цели из городского бюджета выделено 515 миллионов рублей, которые будут освоены в период с 1 января по 30 апреля нынешнего года. О том, что подозрительного нашли юристы проекта «РосПил» Алексея Навального в муниципальном контракте и как на уборку улиц нынешней зимой смотрят городские власти, — в материале Chelyabinsk.ru.
Бесхозные дороги дороже тротуаров
Аукцион на содержание и ремонт дорог Челябинска был проведен 16 декабря, еще по 94-му федеральному закону. Победителем конкурса, организованного управлением дорожного хозяйства, был признан единственный участник — магнитогорское ЗАО «Южуралавтобан», с которым был заключен контракт по начальной максимальной цене в 515 миллионов рублей. В соответствии со сметой работ этой фирме полагалось не только следить за техническим состоянием магистралей, трамвайных путей и бесхозных дорог, но также убирать снег с проезжей части и тротуаров. Кроме того, 13 миллионов рублей полагалось потратить на ямочный ремонт улиц.
«Южуралавтобан» — не новичок на челябинских дорогах. Эта компания занималась содержанием и ремонтом улиц в 2013 г. по контракту за 2,4 млрд. Годом ранее эти работы вело Карабашское ДРСУ по договору с управлением дорожного хозяйства на 1 млрд 815 млн руб.
Любопытно, что на содержание тротуаров было выделено всего 5,8 миллиона в то время как на уборку бесхозных дорог — 22,8 миллиона рублей. Например, в Центральном районе для пешеходов очищались тротуары на проспекте Ленина от улицы Кирова до улицы Васенко, напротив здания Законодательного собрания региона. При этом в Курчатовском и Тракторозаводском районах в перечне тротуаров указывались только по два отрезка, в Ленинском — три.
По словам автора обращения в прокуратуру Валерия Золотухина, снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта и тротуарах сразу после очистки проезжей части.
«Согласно пунктам 3.1.9, 3.1.12 ГОСТа в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели, при этом указанные недостатки следует устранять в течение не более суток с момента их обнаружения. То есть, фактически ответственные лица игнорируют возложенные на них обязательства», — считает Валерий Золотухин.
В перечне работ к аукциону также не указаны адреса, по которым следует следить за содержанием бесхозных дорог. В пункте 7 части 4 статьи 41.6 94-ФЗ говорится о том, что документация об открытом аукционе в обязательном порядке должна содержать информацию о месте выполнения работ и оказания услуг. При отсутствии наименования бесхозных улиц проверить факт исполнения работ, по сути, невозможно. Подтверждением могут служить акты приемки-сдачи работ или непосредственно сами кучи снега. Но если он растает, то искать доказательства будет поздно.
«У нас есть дороги, которые раньше были на балансе крупных промышленных предприятий, организаций, — прокомментировал 17 февраля заместитель главы администрации Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников. — Идет ежегодная большая работа по обследованию и паспортизации этих дорог. Комитет управления имуществом и земельными отношениями Челябинска ставит дороги на учет и принимает их в муниципальную собственность. Каждый год на это выделяются денежные средства, и постепенно дороги переходят в собственность города».
Пользователи 74.ru могут выразить свое мнение об уборке улиц и тротуаров в Челябинске в разделе «Опросы». Горожанам предлагается оценить, как изменилась работа дорожных служб после отставки Михаила Юревича и назначения на должность врио губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.
Дороги расширяют — бюджет урезают
В компании «Южуралавтобан» не смогли представить свою точку зрения на претензии автора обращения в прокуратуру, сославшись на отсутствие начальства.
По информации челябинского гидрометцентра, вторая половина февраля обещает быть достаточно теплой. Среднее многолетнее значение температуры воздуха за вторую декаду этого месяца в Челябинске составляет -14,0°С, что на 0,5° теплее, чем в предыдущей декаде. За весь период наблюдений в областном центре среднедекадная температура воздуха в этот период менялась от -27,0° (1951 г.) до -2,9° (2002 г.).
Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов на аппаратном совещании в понедельник, 17 февраля, признался, что некоторые замечания по уборке дорог все же есть. Но очистка магистралей происходит на те средства, которые выделяются на эти цели из городской казны.
«В целом, я считаю, дороги в неплохом состоянии, хотя замечания есть, — сказал Сергей Давыдов. — Будем исправляться и стараться найти дополнительные средства на то, чтобы дороги содержались в нормативном состоянии. Отмечу, что в бюджете города предусмотрены деньги в два раза меньшей суммы, чем требуется. У нас запланировано порядка миллиарда рублей на содержание дорожной сети, которая в последние годы расширялась. По существующим нормативам мы должны выделить два миллиарда 200 миллионов рублей. Таких денег у города нет, поэтому где-то нарекания и замечания возникают. Локально мы их решаем. Но принципиально изменить ситуацию можно будет только, когда содержание дорог будет обеспечено нормативным финансированием».
По сведениям Владимира Алейникова, на прошлой неделе с челябинских дорог было вывезено 19 тысяч тонн снега, уборка ведется регулярно. Каждые сутки на расчистку магистралей в Челябинске выезжает 280 единиц спецтехники.
«До этого был большой минус, и морозы сковали снежный покров во многих местах, на магистралях были ледяные образования. Сегодня, когда происходит оттаивание, есть возможность поработать и убрать то, что не было убрано при низких температурах», — подчеркнул Владимир Алейников.
* Признан иноагентом
Фото Антона ТАРАНУХИ