В Челябинске вновь нарастает напряжение вокруг расследования дела оперативников уголовного розыска ГУ МВД по Челябинской области, обвиняемых в применении насилия к теперь уже приговоренному к двум годам колонии за попытку угона BMW Х5 Алексея Малова. Так, защитник владельца внедорожника, выступающего свидетелем по делу полицейских, незаконно удерживали в здании следственного управления по Челябинской области по распоряжению следователя СКР по УрФо Игоря Бедерина. Об этом 7 марта рассказала сама адвокат Полина Тамакулова, написавшая по данному факту заявление в правоохранительные органы. Подробнее о ситуации вокруг нового «скандала с операми», которую адвокатское сообщество называет не иначе как беспределом – в материале Chelyabinsk.ru.
Кража для адвоката
Для начала напомним, что суд Центрального района Челябинска признал троичанина Алексея Малова виновным в попытке кражи BMW Х5 в январе прошлого года. Обвинительный вердикт подтвердила апелляционная инстанция Челябинского областного суда, переквалифицировав статью на попытку угона. В результате Алексей Малов получил два года колонии общего режима. Когда Малова задержали, правоохранители были уверены, что вышли на члена крупной ОПГ, свидетельствовало тому и дорогостоящее оборудование для взлома авто, найденное в машине задержанного. Сам автовор на первом допросе сознался в том, что хотел совершить. Изменил показания после того, как к нему на следующий день подъехал адвокат Олег Зайцев – человек, специализирующийся на работе с людьми, обвиняемыми в преступлениях данной категории.
С тех пор обвиняемый заявляет, что преступление совершать не собирался, а был пойман, просто когда прогуливался ночью в 30-градусный мороз, и был жестоко избит оперативниками уголовного розыска.
В итоге 8 августа прошлого года, именно в тот момент, когда дело по обвинению самого Малова готовилось к направлению в суд, в следственном управлении СКР по УрФО инициировали производство в отношении сотрудников уголовного розыска регионального ГУ МВД Дениса Кольцова, Михаила Бугуева, Алексея Кондрашенкова и Сергея Бородулина.
Расследованием занялся хорошо знакомый адвокату Зайцеву по делу о массовых беспорядках на рок-фестивале «Торнадо» в Миассе в 2010 году следователь Игорь Бедерин.
С тех пор дело самого угонщика Малова и производство в отношении стражей порядка тесно переплелись между собой. В том числе невольно вовлечены в игру оказались владелец внедорожника Алексей Добрыдин и его защитник Полина Тамакулова.
«Началось с того, что Бедерин начал вмешиваться в дело об угоне, хотя на то у него не было никаких законных оснований. В результате мой подзащитный написал на имя руководителя СК России Александра Бастрыкина жалобу на незаконные действия следователя, объяснив, что он действует в интересах автоугонщика Малова, – рассказала Полина Тамакулова. – Теперь, уже после того, как Малову вынесли обвинительный приговор, Бедерин приезжает сюда в Челябинск и по три-четыре раза вызывает моего подзащитного на допрос в качестве свидетеля по делу в отношении полицейских. При этом большую часть времени он выспрашивает, зачем мой подзащитный написал жалобу Бастрыкину, что в ней указал и так далее. При этом следователь выработал свою стратегию по отбиванию у людей желания каким-то образом выражать свое несогласие с его действиями».
Так, по словам Тамакуловой, Бедерин выматывает свидетеля (причем речь идет не только об Алексее Добрыдине, но и о других свидетелях по делу оперативников. – Прим. автора), вынуждая приходить на допрос по несколько раз. Делается это следующим образом: первый допрос ведется под видеозапись. Затем человека отпускают со словами, что протокол допроса, который нужно подписать, будет готов через несколько дней. Свидетель приходит снова, если что-то не так – в третий раз. В итоге протокол допроса человек подписывает уже чуть ли не глядя, не будучи уверенным в том, что следователь переписал все, как есть.
«При этом следователь берет со всех подписку о неразглашении непонятно каких данных предварительного расследования, – отметила адвокат. – В итоге в последний раз на подписание протокола допроса свидетеля я приехала вместе со своим клиентом Алексеем Добрыдиным. Попросила, руководствуясь постановлением Конституционного суда, копию протокола допроса моего подзащитного, на что получила отказ. А после этого Бедерин заявил, что я украла протокол допроса, и вызвал наряд полиции».
Приехали стражи порядка, досмотрели женщину, ничего не нашли, взяли объяснение и уехали. «Однако меня по распоряжению Бедерина отказались выпускать из здания следственного управления, хотя я обладаю адвокатской неприкосновенностью», – сказала юрист.
Сейчас Полина Тамакулова написала по факту незаконного удержания в здании СКР заявление. В ближайшее время по этому факту начнется проверка.
«Создается ощущение, что Бедерин работает с полной уверенностью в том, что ему все позволено. Он всегда говорит: вам не нравится, вы жалуйтесь, – возмущается юрист. – Ситуация кажется еще более абсурдной потому, что он сам спрашивает с людей объяснения по поступающим на него жалобам, хотя на это есть вышестоящие лица».
Все, кроме правды
О том, что следователь СКР по УрФО заигрался, заявляет и адвокат Сергей Колосовский, представляющий интересы оперативника Дениса Кольцова.
«Ситуация с удержанием Тамакуловой просто бредовая. Следователь просто мешает ей работать, – сказал Колосовский. – Я не говорю уже о том, как он «играет» с оперативниками, непосредственно с моим подзащитным. А все потому, что у него ничего нет по нашему делу, кроме показаний осужденного Малова, а он может говорить все, что угодно. Ведь экспертиза подтвердила, что из травм у Малова в сухом остатке два синяка, никаких следов пыток током и прочее. Синяки он получил, когда оказывал сопротивление при задержании. Больше ничего нет. Поэтому Бедерин нервничает. Если парни будут оправданы, не важно, прекратят дело или же по решению суда, то на их место может как раз-таки отправится сам Бедерин за массу нарушений УПК».
Адвокат пояснил, что существует также три момента по которым следователь может настолько активно участвовать в судьбе Малова как угонщика, а не как потерпевшего по делу оперов.
«Следователь посещал Малова уже в СИЗО и обещал ему, что апелляция его отпустит, – объяснил Колосовский. – На апелляцию от Бедерина приезжал человек. Апелляция не отпустила. Второй момент заключается в том, что если следователь Бедерин перестанет защищать Малова, то он может начать рассказывать правду об отношениях с Бедериным и о том, что ему передавались деньги, если, конечно, такой факт имел место».
Третий момент, о котором заявил адвокат, заключается в том, что на следователя сейчас идет большое количество жалоб. «Он пытается сделать так, чтобы жалоб на него не было, так как это чревато отстранением от работы, – сказал юрист. – В настоящее время моим подзащитным готовится жалоба в суд. Дело в том, что нам он не дает материалы уголовного дела. На меня давление оказывать бесполезно, я все равно добьюсь своего».
Отметим, что у Сергея Колосовского имеется порядка десяти оправдательных приговоров, в том числе по сотрудникам полиции. Самый громкий – дело екатеринбуржца Сергея Белоглазова, который уверял, что к нему незаконно применил насилие при задержании полицейский. В итоге суд полностью оправдал стража порядка, интересы которого представлял Колосовский.
Chelyabinsk.ru следит за развитием событий.
Адвокат владельца угнанного внедорожника Полина Тамакулова, связавшись с редакцией c помощью Skype, прокомментировала сложившуюся ситуацию и рассказала, почему считает следователя Игоря Бедерина заинтересованным лицом.