В последние 20 лет в Челябинске строительство дорожных объектов курирует один человек – заместитель главы горадминистрации по дорожному хозяйству Владимир Алейников. За его плечами десятилетия опыта управления отраслью, проблемы которой так или иначе касаются каждого горожанина. Именно на плечах этого чиновника лежит порой неподъемная ответственность за весенние ямы на дорогах, дорожные пробки, организацию движения, расширение, содержание и строительство автомагистралей, путепроводов и мостов. В беседе с корреспондентом Chelyabinsk.ru Владимир Алейников рассказал о знаковых объектах предстоящего сезона, планах по благоустройству и прокомментировал слухи о своей отставке.
Трудная дорога в Чурилово
– Владимир Георгиевич, на каких направлениях будут сконцентрированы усилия челябинских дорожников в этом сезоне?
– У нас есть концепция развития транспортной инфраструктуры Челябинска до 2020 года. Это серьезный, проработанный документ. Ежегодно принимаемые программы – логичное продолжение этой концепции. 2014-й не является исключением. Запланирован ряд серьезных, на мой взгляд, объектов, играющих важную социальную роль.
Основные работы в этом сезоне будут проводиться и уже ведутся в поселке Чурилово. В последние годы там активно строится новый микрорайон, и количество жителей резко увеличилось. Тем временем транспортная связь с городом осуществлялась по одной улице – Линейной, переходящей в Самохина. До прошлого года дорожная инфраструктура в поселке почти отсутствовала. В прошлом сезоне дорожникам удалось сделать стержневые улицы – Ферганскую или Зальцмана, Эльтонскую 1-ю и 3-ю. Но всем понятно, что нужна дополнительная связь с Чурилово. Линейная не справляется: по утрам пробки, а если возникает ДТП, то движение прерывается. Люди недовольны. Принято решение о строительстве улицы Чоппа, которая выходит на улицу Хохрякова. В прошлом году мы сделали «зимник». Работу дорожников осложняли болотистая местность и близость гидросооружений по забору и сбросу воды ТЭЦ и ЧТЗ. В прошлом сезоне, когда я проводил там оперативные совещания, рядом, в озере, плавали ондатры. Во время строительства дороги туда завезли 170 тысяч кубометров скального грунта. «Зимник» начал пользоваться популярностью.
– Какие работы вы планируете проводить на улице Линейной в этом сезоне и когда будет завершена улица Чоппа?
– Мы понимаем, что даже при наличии улицы Чоппа, улица Линейная не может оставаться в таком состоянии. Вместе с проектным институтом мы определили «бутылочное горлышко», которое необходимо «расшивать». На шестикилометровой Линейной–Самохина есть одно узкое место – 500 метров. В нем находится два железнодорожных переезда, поворот на базы. Там же проходят магистральные тепло- и кабельные трассы. Сегодня на этом участке кипит работа. В этом году в планах в два раза расширить эту часть и демонтировать железнодорожный переезд, теплотрассу. Последнее сооружение ликвидируем уже через неделю.
На расширение узкого участка ул. Линейной потребуется порядка 70 млн руб. На выполнение работ на протяжении шести километров – 900 млн. Такая сумма выходит из-за необходимости строительства серьезного ливневого коллектора, глубина которого в некоторых местах будет больше семи метров.
На улице Чоппа мы сделали проезжую часть около семи метров шириной. Но там настолько болотистая местность, что «зимник» в некоторых местах весной просядет. Улица Чоппа – это будущий проспект Давыдова, ширина которого в перспективе должна быть 20 метров. Сегодня мы говорим о том, что нам надо сделать 10-метровую дорогу с нормальным основанием, укрепленными обочинами, твердым покрытием, но без финишного слоя асфальта. Последний слой будет уложен после того, как объект будет полностью завершен. Мы от Чурилово не отойдем. Мы можем в следующем году сделать все, у нас есть возможности, но необходимо стабильное финансирование.
Улицу Чоппа в этом году закроем, как только сделаем Линейную. Меня сегодня волнует железнодорожный переезд, который принадлежит ЧТЗ. Мы предложили им принять участие в демонтаже в качестве подрядчика, но они почему-то отказались. Придется искать другого подрядчика. ЧТЗ дал свои технические условия, которые мы должны выполнить. Сложно сказать, сколько времени потребуется на демонтаж переезда. Наша задача – в течение апреля работу провести и после 9 Мая заняться вплотную улицей Чоппа. Планируем ее закрыть целиком, так как участками не получится. Будем заниматься улицей Чоппа все лето. Кстати, сегодня там завершаются работу по водосбросу в районе водозабора ТЭЦ.
Когда наведут мосты
– Еще один важный объект этого года, о котором вы часто говорили – пешеходный мост над улицей Худякова. Что предстоит сделать и когда начнутся работы?
– В городком бору с каждым днем становится все больше отдыхающих и велосипедистов. Обеспечить их безопасность мы можем только построив мост. Мостоотряд №16 выразил желание приступить к работе уже 15 апреля. Сегодня мы оформляем документы на прилегающие участки земли. А так у нас есть только створ дороги. Между тем мост гораздо длиннее, так как необходимо обеспечить плавный подъем и спуск. Отмечу, что мы не собираемся трогать зеленые насаждения.
Общая длина моста над ул. Худякова с хвостами составит 140 м, длинна основной части сооружения будет равна длине проезжей части с учетом будущего расширения дороги.
Глава горадминистрации Сергей Викторович настаивает не на типовом железобетонном решении, а на архитектурно оформленном. Мост дополнен декоративными элементами. Если не возникнет форс-мажорных обстоятельств и финансирование будет стабильным, то на строительство уйдет два – два с половиной месяца.
– Планируют ли челябинские дорожники возобновить работы на путепроводе в районе лакокрасочного завода?
– У нас есть желание закончить этот путепровод. Эстакадная часть находится в 80-процентной готовности. Но нам надо не только закончить объект, но и построить подъездные пути, перенести трамвайные линии и организовать движение. На это требуется около 260 миллионов рублей. В программе этого года объект прописан. Сроки – 2014-й год. Но финансовый вопрос пока остается открытым. Если мы не будем уверены, что есть все 260 миллионов, то нет смысла даже начинать какие-то работы. Нужно четко сконцентрироваться и понять, есть эти деньги или нет.
Путепровод в районе лакокрасочного завода начали строить в 2010-м году, продолжали в 2011-м. В 2012 г. из-за отсутствия финансирования его законсервировали.
– Будет ли продолжена реконструкция путепровода Челябинск-Главный, строительство третьей очереди транспортной развязки на Братьев Кашириных – Труда?
– Вторую часть путепровода Челябинск-Главный мы не будем ремонтировать капитально. Сейчас с ним все в порядке. Мы сняли проблему на несколько лет. Как начнутся вопросы, так начнем капремонт второй части.
Развязка Братьев Кашириных – Труда... Кому-то кажется, что надо сделать третий уровень и все. Но одновременно с ним необходимо будет строить еще три путепровода. Например, потребуется возводить путепровод над автодорогой «Меридиан», затем – железнодорожными путями. По этому транспортному коридору автомобилисты должны проехать дальше до Бродокалмакского тракта. Если их не делать, то не будет никакого смысла в этой третьей очереди. По одному элементу строить также нет смысла.
От набережной к скверам
– Владимир Георгиевич, в перспективе Университетская набережная должна быть построена до цирка. В этом году будут проводится какие-либо работы на этом объекте?
– Университетскую набережную в этом году мы продолжать не будем. Работы будут проходить на участке, где необходимо уложить последний слой асфальта. Кроме того, от реки Миасс до улицы имени Академика Королева необходимо выполнить благоустройство – высадить деревья и привести в порядок газоны. Конечно, есть отрезки, рядом с которыми продолжается строительство жилых домов, их пока не имеет смысла благоустраивать. Отмечу, что на Университетской набережной впервые будут высажены пирамидальные тополя. Они хорошо приживаются, и от них нет пуха. Аналогичные работы будут проведены в микрорайоне «Парковый» и на улице Ферганской в Чурилово.
– Какие работы запланированы в сквере на площади Революции?
– После 9 Мая мы займемся реконструкцией сквера. Там планируется установить обновленный фонтан. Под него будут реконструированы инженерные сети. А в центральной части произойдет замена старых бетонных плит на пешеходных дорожках на гранитные. Там появится примерно такое же покрытие, как и на бульваре Славы. Думаю, центр Челябинска достоин красивого фонтана и гранитных плит. Ели мы не планируем трогать. Надо будет заменить деревья, которые высохли – их несколько.
Психологическая яма
– Традиционная весенняя головная боль автомобилистов – ямы на дорогах. Как организована работа в этом направлении?
– Немалую роль играет психологический фактор. Каждую весну людям кажется, что все дороги развалились. В прошлом году был такой общественный прессинг, что мы провели тщательнейшее обследование. Выяснилось, что покрытие было разрушено только на 1,2% автодорог. В настоящее время специалисты также проводят такое обследование. Дороги, которые были сделаны недавно, выдержали. Конечно, за зиму сетевики перекапывали некоторые дороги. Там возникают проблемы. В таких местах теперь не будет однородности, и всегда будут вопросы. И таких раскопок в Челябинске около двух тысяч.
Главный враг дорог – это вода. На перекрестке улиц Рождественского и Малогрузовой, где размыло асфальт, в прошлом году мы перенесли трамвайные пути, и теперь можно сделать нормальное водоотведение. Мы сняли в прошлом году большую проблему на улице Енисейской, где разливалось «море». На строительство коллектора и дорожные работы было потрачено порядка 20 миллионов рублей.
– Какие технологии используют челябинские дорожники в ямочном ремонте?
– 25 марта запущена установка по изготовлению специального литого асфальта. Он используется в условиях повышенной влажности, его можно положить в воду, работать с ним во время снега и дождя. Такой асфальт не для массовой укладки, а для текущего ямочного ремонта. Зернистый асфальтобетон можно применять, когда станет теплее и дороги подсохнут. Ямочный ремонт в таких условиях выполняется поэтапно: яма очищается, из нее выдувается вся грязь, вырезается кусок асфальта и укладывается новый. Сегодня мы можем работать только с литым асфальтом. Вырубать ямы не имеет смысла.
– 26 марта врио губернатора Борис Дубровский, обрисовывая направления дальнейшей работы, заявил о переходе в дорожном строительстве на принцип жизненного цикла. Как вы относитесь к этому нововведению?
– Я только за. Раньше в принципе это практиковалось: ДРСУ делало дороги, ДРСУ же их содержало. Для нас это не ново. Единственное, в последнее время в основном дороги делает не ДРСУ. Если раньше это была основная подрядная организация, то в настоящее время есть еще ряд подрядчиков. Надо этот принцип перенести и на них.
– Какое финансирование ожидают дорожники в этом году?
– Объем средств на дороги не увеличился по сравнению с прошлым годом. Финансирование осталось примерно на том же уровне. Дорожный фонд позволяет гарантированно иметь ресурсы для нашей отрасли. Источники четко обозначены и в других целях эти средства нельзя использовать.
– Владимир Георгиевич, 25 марта появилась информация о том, что вы уходите в отставку. Прокомментируйте.
– Надо спросить у журналистов: как они меня послали в отставку? У меня еще много планов, я никуда не собираюсь. Конечно, есть достойные люди, которые вполне подготовлены и безболезненно для города могут заняться этой работой. Но я не ухожу.
– Вы курируете дорожное строительство в Челябинске на протяжении 20 лет. Работали с Вячеславом Тарасовым, Михаилом Юревичем и продолжаете работать с Сергеем Давыдовым. Как удается находить общий язык с главами?
– Я не нахожу общий язык. Я считаю, что надо просто работать и все. Я совершенно не политизирован. Задачи понятны: есть Челябинск, в Челябинске есть важные отрасли – дорожная, транспортная. Надо быть преданным не кому-то, а именно городу и своему делу.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА