Город Егор Кудаков, генеральный директор Центра развития некоммерческих организаций: «Люди делают пожертвования иррационально»

Егор Кудаков, генеральный директор Центра развития некоммерческих организаций: «Люди делают пожертвования иррационально»

На практической конференции «10 добрых дел» в Челябинске побывал директор Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО), один из организаторов «Белых ночей фандрайзинга» Егор Кудаков. В некоммерческом секторе он работает с 2001 года. Побывав в Челябинске, он поделился с местными представителями общественных организаций опытом по организации работы НКО. О том, как живется российским НКО в условиях сокращения финансирования, кому охотнее всего дают деньги и что за профессия фандрайзер, читайте в интервью Егора Кудакова на сайте 74.ру.

Егор, вы провели несколько дней на научно-практической конференции «10добрых дел», общаясь с представителями челябинских НКО. Какие темы для них оказались особенно интересны и важны?

– Да, мы действительно очень плодотворно провели это время и обсудили проблемы, которые волнуют НКО. Как нетрудно догадаться, одна из основных тем – это финансирование. Сейчас ситуация меняется в худшую сторону, так как российские грантодающие организации не могут предоставить существенные ресурсы, а государственные источники незначительны. Соответственно, сокращается и деятельность НКО, поэтому вопрос «где брать деньги» возникает даже у давно действующих организаций. Хотя с точки зрения фандрайзинга (привлечение ресурсов) появляются и новые перспективы, активно развиваются частные пожертвования, люди все больше денег направляют на благотворительность.

1 из 3

На какие проекты охотнее всего дают деньги?

– Люди активно жертвуют деньги на лечение больных детей. Если утрировать, то можно сказать, что лучший образ для фандрайзинга – это девочка семи лет славянской внешности. Потому что если внешность не славянская или девочка старше, или это не девочка, а мальчик, денег дают меньше. Зачастую, делая пожертвование, люди руководствуются какими-то иррациональными мотивами, ориентируясь, как я уже сказал, на внешность и возраст, хотя любой другой ребенок или взрослый нуждается в лечении не меньше.

Помимо финансирования, что еще волнует людей, которые работают в благотворительных организациях?

– Часть вопросов была связана с управлением людьми. В НКО не могут много платить, и зарплаты здесь гораздо ниже, чем в коммерческой фирме. Например, бухгалтер в НКО будет получать намного меньше, чем бухгалтер в коммерческой фирме с той же занятостью. У людей возникает вопрос: а зачем тут работать, если можно с той же занятостью зарабатывать больше. Поэтому мы много говорили о том, как подобрать индивидуальные ключики к человеку. Когда у вас большое предприятие, сложно индивидуально подойти к каждому работнику, в некоммерческой же организации можно так тонко настроить мотивацию, чтобы она удовлетворяла разные типы людей.

Складывается впечатление, что для занятий благотворительностью недостаточно одного лишь зова души. Эта сфера требует все большего профессионализма?

– На самом деле модель функционирования НКО подчас сложнее, чем малый бизнес. Если в бизнесе ты получаешь деньги от клиентов, то у НКО есть третья сторона – это доноры. Твои клиенты, это не те, кто платит тебе деньги, и как бы они ни были тебе благодарны, это нужно будет доказать третьему лицу. Требования к руководителю НКО не меньше, чем к руководителю коммерческой фирмы, ведь он должен зарабатывать деньги в этой непростой сфере. Также и бухгалтер в НКО должен быть не меньшим профессионалом, чем его коллега из частной фирмы, и пиар-менеджер, который раскручивает фонд, делает это не менее профессионально, чем если бы он делал это для бизнеса. Поэтому тенденция к профессионализации НКО действительно есть.

А какие еще можно обозначить тенденции в развитии некоммерческой сферы?

– Сейчас можно говорить, что организации стали более системно работать с пожертвованиями. Те, кто жил от гранта к гранту, не смогли продолжить свою деятельность, когда гранты закончились., поэтому те, кто остался, создают собственную сеть доноров, чтобы не зависеть от одного источника финансирования. Можно отметить и такую тенденцию, как появление профессии фандрайзера, то есть в организациях появляются люди, которые профессионально занимаются привлечением финансирования, а в некоторых вузах уже есть такая специальность.

1 из 2

Все большее распространение начинают приобретать интернет-пожертвования, а ящики для сбора средств, которые раньше для многих были чуть ли не единственным источником дохода, теряют свою популярность. Люди все чаще совершают покупки в Интернете и начинают доверять этой системе. Есть такая технология, как рекуррентные платежи, когда можно автоматически каждый месяц отправлять со своей карты платеж в адрес какой-либо благотворительной организации. Популярностью пользуются краундфандинговые платформы, когда деньги на какой-либо проект собираются с помощью коллективных инвестиций.

Что можно посоветовать людям, которые начинают пробовать свои силы в этой сфере? Какие понадобятся навыки?

– На этот вопрос не получится дать однозначного ответа. Не существует такой профессии, как «энкэошник», эта сфера требует совершенно разных навыков. Если ты занимаешься правозащитной деятельностью, это одни навыки; работаешь с волонтерами – другие, работаешь над продвижением – третьи. Это совершенно разные навыки, но при этом уровень профессионализма должен быть достаточно высоким.

Если попытаться оценить наше общество с точки зрения развития благотворительных организаций, на каком уровне мы находимся в сравнении с благополучными заграничными странами?

– В какой-то период была статистика, что в Канаде 60-70% населения участвует в волонтерской деятельности, у нас в то время показатель составлял 3%. Но нельзя в чем-то упрекать население, когда мы видим, какую позицию занимает государство по отношению к благотворительности. Например, бизнесу, который занимается благотворительностью, не планируют давать налоговых льгот, а это показатель того, как власть развивает тот или иной аспект деятельность. Видимо, у нас как всегда свой особый путь, в том числе и для некоммерческого сектора.

Насколько серьезна проблема «плохих фондов», которые под вывеской благотворительности обманывают людей?

– «Плохие фонды» появляются потому, что есть люди, которые не обременяют себя элементарной проверкой информации, кому они жертвуют деньги. Если донор не удосуживается прочитать то, что написано в Интернете, и узнать, что это за фонд, это проблема доноров, а не НКО.

А что за люди идут в благотворительность?

– Часть людей – это те, кто столкнулся с проблемой в своей жизни и создал организацию, которая способствует решению проблемы. Как правило, это наиболее мотивированные люди, ведь они действительно живут своим делом. Бывает и такое, что человек состоялся в какой-либо сфере, и что-то его побуждает отказаться от деятельности, приносящей доход, и заняться некоммерческими проектами. Могу привести в пример одного моего знакомого, который был директором по маркетингу одной из крупных торговых сетей и в какой-то момент понял, что занимается тем, что ему совершенно неинтересно. Сейчас он проводит бесплатные тренинги для подростков. Можно назвать это своего рода социальным дауншифтингом, хотя это не бегство от действительности, а наоборот, стремление изменить ее к лучшему.

НКО – это хорошая возможность для молодых людей набраться опыта и проявить себя. Когда ты студент, сложно получить какую-то интересную стажировку или практику, а в некоммерческой организации ты на первых шагах можешь реализовать свой собственный проект и получить опыт. Я отношу себя к этой категории, так как пришел в НКО, чтобы раскрыть свой потенциал.

Вообще стоит отметить, что НКО в России имеет женское лицо – в небольших организациях руководят женщины, которые сами выполняют большую часть работы.

Выходит, работать трудно, денег мало, а что же в качестве вознаграждения? Моральное удовлетворение?

– Можно и так сказать. Лично для меня это возможность жить в соответствии со своими внутренними ценностями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления