За неполных два месяца в разгар сезона мы имеем пять крупных банкротств туроператоров и десятки тысяч пострадавших граждан. Так называемые «эксперты отрасли», топ-менеджеры обанкротившихся турфирм и чиновники туриндустрии объясняют это либо санкциями США и Евросоюза (действуя по принципу война все спишет), либо ростом курса евро.
Второе из этих объяснений звучит особенно смешно, если учитывать, что большинство страновых направлений, обслуживаемых обанкротившимися компаниями, относится к долларовой зоне. А доллар не рос до конца июля вообще.
Однако истинные причины этой ситуации кроются совершенно в другом. Большая часть туристических фирм не имеет реального капитала, работает «с колес», сильно закредитована банками и партнерами и демпингует. Часто акционеры и менеджеры этих фирм выводят из них деньги на свои нужды.
Правда, очень напоминает страховую отрасль? Просто устойчивость туристических фирм к негативным событиям и факторам гораздо ниже, чем у страховщиков (у последних, все же, и требования к капиталу высокие, и отчитываются перед страхнадзором они регулярно, да и «рисовать» отчетность им не так легко). А реальное финансовое состояние туристических компаний вообще никем не проверяется и никому неизвестно.
В действительности причин банкротств туроператоров две. Это – плохое управление финансами и необузданный демпинг в погоне за сохранением объемов кэша.
Первая проявляется в ничем необоснованных и никак не просчитанных заказах объемов у партнеров и авиакомпаний. Эти заказы приводят к значительным авансам и потерям при невыборке запланированного количества туристов. Кроме того, туроператоры не способны заключить договоры на перевозку пассажиров на выгодных условиях, не умеют просчитать маржу по направлению и сформировать правильную цену для клиента. Значительные средства отвлекаются на оплату кредитов банкам. Причем эти расходы не заложены в цену тура. Эти турфирмы несут неоптимальные, а часто – сильно завышенные управленческие расходы (в первую очередь – на зарплату менеджеров). Последнее очень важное обстоятельство – накопленная отрицательная маржа (или проще – убыток) прошлых лет. Это и называется работа «с колес».
Вторая причина – демпинг, который проявляется в снижении цен на туры и тяге к объемам кэша, получаемых любой ценой с одной надеждой – проскочить.
Хочу подчеркнуть, что подобная многолетняя деятельность туристических компаний – это ничто иное, как финансовая пирамида: новые поступления покрывают исполнение старых обязательств. И менеджеры турфирм прекрасно осознают, что они делают.
Устойчивость большинства компаний настолько низка, что любой негативный фактор – снижение планового числа туристов, дебиторка партнеров, изменение курса валюты, отказ банка от кредитования или изменение его условий – приводят к невозможности платить по заключенным и часто невыгодным контрактам. А как следствие – к остановке деятельности.
Нам же руководители этих фирм публично вешают лапшу на уши, рассказывая, что «социально ответственные менеджеры» будут нести ответственность на сотни миллионов рублей, не имея ни копейки на счетах, но имея огромные обязательства. А никому не известные страховые компании с резервами в миллион рублей смогут возместить ущерб в 400 млн руб. тысячам граждан.
Именно поэтому надежные и профессиональные страховщики так негативно относятся к страхованию ответственности туроператоров. Именно поэтому большинство туроператоров застраховано в никому неизвестных компаниях, и именно поэтому эта ситуация после событий текущего года еще более ухудшится.
Где выход? Для страховых компаний он очень простой. Если закон не будет изменен – то просто не участвовать в этом виде страхования, что по факту уже и произошло. У первой двадцатки страховых компаний вряд ли найдется хотя бы сотня полисов, проданных туроператорам. А вот для небольших компаний, типа «Восхождения», которые пишут сейчас этот бизнес в надежде «проскочить», выход только один – с рынка!
Необходимые изменения закона для того, чтобы страховщики стали воспринимать этот вид страхования нормально, известны и понятны. Более того, мы много боролись за нормальное страхование, когда этот закон принимался. Хочу напомнить, что именно акционеры туристических компаний, объединения турфирм и чиновники туриндустрии не дали принять его в более приемлемом виде. И это нужно понять самой туриндустрии.
Необходимые изменения должны быть следующими:
Лицензирование и создание СРО туристических компаний с гарантийными взносами. Но они должны быть не смехотворными, как сейчас, а реальными – около 0,5–1% от обязательств. Обращаю внимание: не от выручки или дохода компании, а от обязательств, рассчитанных на текущий год. И если компания стала обслуживать больше туристов, чем заявляла, то взнос должен быть увеличен. При этом СРО не должна разрешать туроператором вести деятельность в объемах, не подкрепленных обеспечительным взносом. А если туристическая компания говорит, что взнос для нее обременителен, значит, она должна будет вести бизнес в меньшем объеме и обслуживать меньше туристов.
СРО должна нести финансовую ответственность перед страховщиком за достоверность информации о плановом количестве туристов и факте оплаты взноса. А в случае недостоверности представленной информации возмещает страховщику понесенный ущерб.
СРО должна разрабатывать стандарты финансовой устойчивости участников туриндустрии и требования к допуску на рынки, осуществлять регулярный анализ устойчивости компаний, принимать меры по недопущению на рынок неустойчивых турфирм.
Страховаться должен каждый тур, и стоимость страховки должна зависеть от количества туристов в каждом туре. При этом страховщики должны иметь право устанавливать тариф на рыночной актуарной основе. Национальный союз страховщиков ответственности должен разработать типовые правила, утвердить рассчитанные актуариями верхний и нижний пределы тарифов и согласовать их с СРО туркомпаний.
Банк России должен изменить правила допуска страховщиков на рынок страхования ответственности туроператоров и не позволять брать большую ответственность компаниям без капитала и резервов.
Напомню, что проведенные во время принятия закона расчеты показали, что тариф не будет превышать $10 с тура. Нам отрасль ответила: «дорого, туристы не согласятся, а страховщики опять будут пировать».
Между тем средний тур стоит от $500 до $1 000 за неделю на человека. Дополнительные $10 – это такая большая разница для туриста? А сейчас они согласны повторно оплачивать чуть ли не всю стоимость тура? Может хватит вешать лапшу и рассказывать про социальную ответственность отрасли, которой нет ни у ее участников, ни у ее чиновников.
Могу только повторить то, что пишу про любой вид страхования. Либо вы устанавливаете обоснованный актуарно рассчитанный тариф, и страховщики должны и будут выполнять свои обязательства нормально, а люди – получать реальное возмещение своих потерь, либо вы будете иметь кризис отрасли. Это сейчас происходит в ОСАГО, это теперь вышло на поверхность и в страховании ответственности туроператоров.
И хочу обратить внимание на лиц, отвечающих за эту «социальную» отрасль, на то, что изменения нужны не страховщикам, и они не лоббируют их в свою пользу. Эти изменения нужны самой туристической отрасли!
Александр ГРИГОРЬЕВ, член совета директоров ОСАО «Ингосстрах»