В первый рабочий день недели, 22 декабря, автобусы МУП «Челябавтотранс» не вышли в рейс на 15 маршрутах. Сотни горожан, преимущественно жители Ленинского района, не смогли воспользоваться услугами общественного транспорта. Исполняющая обязанности главы администрации Наталья Котова на аппаратном совещании пообещала уволить директора муниципального предприятия Эдуарда Маховского, если к вечеру автобусы не возобновят работу. Причины транспортного коллапса и комментарии ответственных лиц – в материале Chelyabinsk.ru.
По словам Натальи Котовой, еще в пятницу, 19 декабря, было проведено совещание с руководством Челябавтотранса. Власти города предупредили о скором наступлении кризиса на предприятии из-за отсутствия финансовой возможности рассчитаться с поставщиками горюче-смазочных материалов. В ответ на это было дано обещание о выделении МУПу 25 миллионов рублей. Деньги должны были поступить в начале следующей недели. Несмотря на эти договоренности, уже в воскресенье предприятие предупредило челябинцев о приостановке работы на 18 маршрутах: у автобусов попросту закончилось топливо.
В МУП «Челябавтотранс» заявили о приостановке работы автобусов на следующих маршрутах: №2 (Мехколонна–ЮУрГУ), №5 (Мамина–Мехколонна), №7 (Мамина–Мехколонна), №14 (Ж/д вокзал – пос. Новосинеглазово), №17 (пос. Фатеевка – КБС), №19 (Автобусный парк – Автобусный парк), №20 (Мамина – пос. АМЗ), №23 (Автоцентр – Обл. больница), №28 (Обл. больница – Харлова), №41 (ДК Строитель – Аэропорт), №42 (Автопарк ЧМЗ – пос. Каштак), №43 (ЧМК – пос. Старое Першино), №44 (ЧМК – пос. Каштак), №45 (Автоцентр–Аэропорт), №52 (Обл. больница – пос. Исаково), №53 (ДК Строитель – пос. Стройкомбинат), №59 (Автоцентр–Мамина), №62 (Чистопольская – пос. Сухомесово), №80 (Чичерина–Доватора), №103 (ЧМК – Ж/д вокзал – пос. АМЗ).
«Если руководитель предприятия не примет меры для восстановления движения на всех маршрутах, сегодня будет принято определенное кадровое решение, – заявила Наталья Котова, дав срок к вечеру исправить положение. – Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как саботаж».
Начальник управления транспорта Олег Козлов заверил, что к вечернему часу пик автобусы выйдут на рейсы. Он также уточнил, что обслуживание населения было приостановлено на 15 маршрутах, а не на 18, как заявлялось ранее. В нынешней экономической ситуации поставщики топлива и запчастей работают исключительно по предоплате, а не по факту. Именно эти обстоятельства послужили поводом для остановки рейсов.
«В выходные было потрачено больше лимита, поэтому в понедельник горючего не хватило, чтобы закрыть все маршруты на 100%, – пояснил Олег Козлов. – Наиболее пострадал Ленинский район, остальную часть города проблема не коснулась. Сегодня было подтверждено, что на счет предприятия поступят 25 миллионов рублей. После обеда, к вечернему часу пик, подвижной состав выйдет на линию. Это не запланированная акция и не саботаж, это стечение обстоятельств, которое мы исправим в кратчайшие сроки».
Тем не менее в администрации города не скрывают, что 25 миллионов вряд ли спасут предприятие от кризиса. Эта мера позволит избежать неприятностей в краткосрочной перспективе, но кардинально финансовое положение Челябавтотранса придется исправлять другими методами.
В обычном режиме работают автобусы: №1 (Ж/Д вокзал – Аэропорт), №4 (Мамина–ЮУрГУ), №12 (Ж/д вокзал – пос. Локомотивный), №15-16 (ЧМК – Бр. Кашириных – ЮУрГУ), №18 (Автоцентр – Ж/д вокзал), №24 (Обл. больница – Ж/д вокзал), №26 (2-я Павелецкая – ЗУКМ), №31 (2-я Павелецкая – Ак. Королева), №34 (Автоцентр–ЧТЗ), №51 (пос. Сосновка – Автобусный парк), №62 (ул. Чистопольская – пос. Сухомесово), №64 (Автобусный парк – Ж/д вокзал), №81 (Чистопольская–ЮУрГУ), №95 (Чичерина–Преображенское). К утру понедельника предприятию удалось решить вопрос с выпуском в рейс еще четырех маршрутов – №2, 5, 7 и 42.
«Необходимо повышать платежеспособность предприятий общественного транспорта, – полагает Наталья Котова. – С учетом этой задачи была проведена реорганизация транспортных предприятий. Часть недвижимого имущества была высвобождена, поскольку в рабочих целях не использовалась. Были даны разрешения на сделки по реализации имущественного комплекса. Если электротранспорт принимает активные меры для реализации объектов, то со стороны автотранспортных предприятий эти действия ведутся не с той активностью, с какой хотелось бы. Имущество было передано на 400 миллионов, реализовано только шесть объектов».
Власти Челябинска предупредили, что ответственность за выплату заработной платы водителям и кондукторам в период простоя лежит на руководстве Челябавтотранса. Работников должны были поставить в известность об отмене рейсов, а если этого сделано не было, то они имеют право решить спор в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В самом предприятии принесли извинения горожанам за доставленные неудобства, однако подчеркнули, что другого выхода в сложившейся обстановке найти было нельзя.
«Наше предприятие два года существовало практически только за счет внутренних резервов, компенсация расходов, связанных с перевозкой граждан на основании разных льгот, проводилась не в полном объеме, – отметил Эдуард Маховский. – Сейчас ситуация складывается таким образом, что мы не имеем возможности приобретать горюче-смазочные материалы. Несмотря на критическое состояние, мы нашли возможность для обслуживания части пассажирообразующих маршрутов, к сожалению, не всех. Как только у нас будут появляться средства, мы будем запускать маршруты, которые сейчас приостановлены в обслуживании».
Новость о проблемах с общественным транспортом вызвала мощный негативный отклик жителей города. Выступая на аппаратном совещании с главами, не смог удержаться от критики и губернатор Челябинской области Борис Дубровский.
«Вчера руководство Челябавтотранса заявило о приостановке обслуживания более чем половины маршрутов муниципальных автобусов. При этом руководитель автобусного МУПа, дав комментарии в прессе, сослался на отсутствие внимания и, как следствие, отсутствие ресурсов. Считаем, что это формальный ответ. Это безобразие, – заявил губернатор. – Эта ситуация вызвала серьезное возмущение среди горожан, возмущение обоснованное».
В произошедшем необходимо детально разобраться, считает Дубровский. Он поручил провести служебное расследование и принять соответствующее решение по руководителю МУПа. «Не думаю, что нам удастся продолжить с ним дальнейшую работу», – добавил он.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА