RU74
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Челябинске
Погода-6°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -11

4 м/c,

ю-з.

730мм 73%
Подробнее
0 Пробки
USD 102,41
EUR 104,86
Город Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области: «Дальнейшее развитие региона возможно только при участии гражданского общества»

Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области: «Дальнейшее развитие региона возможно только при участии гражданского общества»

На пленарном заседании Общественной палаты Челябинской области на днях был обсужден проект стратегии развития гражданского общества в регионе. Какой сценарий развития институтов гражданского общества в современных условиях члены Общественной палаты считают наиболее результативным, высока ли сегодня общественная активность на Южном Урале, как будет складываться взаимодействие структур государственной власти и общественных организаций – об этом и многом другом мы говорили с председателем Общественной палаты Челябинской области Вячеславом Скворцовым.

Гражданская активность

– Вячеслав Николаевич, что послужило причиной для разработки стратегии развития гражданского общества?

– Прежде всего – активность самих граждан. Мы получили множество интересных предложений по стратегии развития гражданского общества в нашем регионе, многие из которых легли в основу проекта. И наше пленарное заседание было посвящено не только итогам 2014 года, но перспективам – что нужно сделать для того, чтобы развивать активность гражданского общества. Хотелось бы большей активности молодежи, хотя она постепенно приближается к показателям активности населения старшего возраста. Активность же населения средних лет в Челябинской области практически близка к идеальному показателю.

– Значит, можно полагаться на инициативу снизу?

– Несомненно, сегодня мы наблюдаем рост активности гражданского общества. Но для этого мы пять лет бились за то, чтобы появился закон об основах общественного контроля, который позволял бы эту активность усилить, который бы создал для этого комфортные условия. В июле 2014 года такой закон появился. И главным субъектом общественного контроля сегодня является Общественная палата. Неслучайно в этом году организовалось 48 общественных советов при органах власти, создано 15 общественных палат в территориях области и в 16 формирование таких палат завершается – налицо структурирование взаимодействия общественных организаций и органов власти. Причем в Челябинской области это происходит по инициативе самих общественных организаций и институтов гражданского общества. Думаю, это верное направление.

– Что, на ваш взгляд, дает стратегия развития, разработанная Общественной палатой области?

– Стратегия развития гражданского общества нужна для того, чтобы общественных движений и некоммерческих организаций становилось еще больше. Чтобы эти организации имели возможность функционировать в юридически комфортной среде. Мы впервые сформировали план мероприятий и программу взаимодействия власти и гражданского общества. Проект создавался так, чтобы легко было проследить исполнение задуманного. Кроме того, там есть оценочные показатели состояния гражданского общества, чего не было раньше. Только сами мероприятия по реализации стратегии занимают 64 страницы. Ежегодно все структуры власти и Общественная палата региона будут давать отчет об исполнении этой стратегии, это станет составной частью доклада о состоянии гражданского общества в Челябинской области.

От конфликтного к партнерскому

– Почему вопрос измерения активности гражданского общества сегодня волнует Общественную палату?

– Раньше мы действительно не занимались этим вопросом. Сделать результат измеримым нам предложили сами граждане. Сейчас таких показателей, которые позволяли бы измерять активность гражданского общества, достаточно много. Был проведен анализ того, в какой фазе активности сегодня находится гражданское общество. Обозначено четыре состояния: конфликтное, партнерское, государственническое и демократическое. Мы опросили экспертов и пришли к выводу, что сейчас наблюдается переход от конфликтного состояния к государственническому. То есть влияние государства на формирование институтов гражданского общества сегодня значительно выросло. Фактически инициатива по созданию институтов гражданского общества принадлежит власти, об этом говорят и указы президента, и постановления правительства, и гранты различные. Если в 2014 году российские НКО получили президентские гранты на три миллиарда рублей, то в 2015 году обещано пять миллиардов. Власть заинтересована в том, чтобы гражданское общество развивалось, потому что без участия гражданского общества трудно ждать какого-либо развития в регионах и в стране в целом.

– Сделана ставка на партнерские отношения?

– Сегодня такие отношения уже развиваются. Это позволяет из конфликтного состояния перейти в формат государственнический. И уже по многим направлениям мы перешли в формат партнерских отношений. В Челябинской области уже не первый год складываются партнерские отношения общественных организаций со многими министерствами областного правительства. Причем мы не дублируем действия друг друга, а дополняем. Сделала что-то Общественная палата – это становится базой данных для работы министерства социальных отношений. Сделало что-то министерство социальных отношений – мы получаем информацию и распространяем ее среди общественных организаций. Сегодня мы добились того, что разрабатываем совместные планы и вместе их реализуем.

– Можно назвать конкретные примеры такой работы?

– К настоящему времени мы, например, вовлекли в обсуждение областного бюджета на 2015 год большое количество людей. Мы сделали рассылку на 300 адресов – на кафедры и экономические факультеты вузов – и получили предложения и подробный анализ областного бюджета. Это было впервые. По такому же принципу мы отрабатываем вопросы, касающиеся качества воды, уплотнительной застройки, генеральные планы развития территории области, вопросы комфортного проживания. Я бы сказал, что мы неплохо работаем с властью по решению этих проблем. Сегодня мы создали большой профессиональный актив Общественной палаты, в составе которого 114 экспертов. В их числе много ученых с докторской и кандидатской степенью. В общей сложности вместе с членами Общественной палаты это порядка 700 человек. Расширение актива палаты приводит к тому, что мы все больше получаем различных оценочных предложений и взвешенных решений.

– Какие вопросы сегодня волнуют гражданское общество Челябинской области в первую очередь?

– В каждом регионе есть своя специфика, в Челябинской области это экология. Мы уже генетически понимаем, что должны заниматься защитой той экологической среды, которая нам досталась. Она сложная. И здесь активность граждан очень высока.

Вот вам пример: сегодня в Миассе повторяется то, что не так давно было в Озерске. В Озерске люди выступили против вырубки леса на озере Иртяш. В конечном итоге глава муниципалитета был осужден. Народ в Озерске объединился, а он там очень грамотный, и решил проблему. Затем такой случай был в Златоусте, в Троицке. А сейчас в Миассе люди выступили в защиту озера Тургояк. Ко мне обратилась группа активистов, которая поставила вопрос о неупорядоченной застройке берегов озера Тургояк, реки Миасс и впадающих в них речушек. Граждане дают отпор неправомочным решениям действующей власти об отводе земли, ни в одной «зеленке» не прописаны ограничения. Мы уже со столькими случаями подобной застройки встретились, что это вызывает протест населения. На этих практических примерах мы отработали схему действий – предлагаем гражданам создавать общественные организации, которые смогут формировать свои предложения официальным органам власти. Призываем также привлекать к решению проблем общественный актив Челябинской области. Все это позволит, уверен на 100%, решить любой вопрос. И люди поняли, что можно и нужно сообща решать возникающие проблемы.

– В том числе злободневный вопрос по тарифам ЖКХ?

– В этой сфере много проблем сегодня. К примеру, с наступлением зимы жильцы многоквартирных домов захотели залить во дворах катки и столкнулись с тем, что раньше можно было брать воду из любого подъезда, а теперь существует общедомовая система, и не все жильцы хотят платить за воду, потраченную на заливку льда. Поэтому граждане выходят с предложениями исключить из общедомовых платежей траты на подобные нужды, ведь это же катки для детей. Это проблема, которая касается всех. Завтра могут сказать, что за спортивные площадки надо платить как за общедомовые нужды, и так далее.

То же самое касается тарифов ЖКХ. В Челябинской области созданы общественные организации, которые сейчас нарабатывают опыт контроля за действиями управляющих компаний и за порядком формирования тарифов, чтобы они не превышали обозначенных ценовых порогов. Но нужно действовать грамотно: если зафиксировали какое-то нарушение, нужно в соответствии с нормами права обратиться в контрольные органы. Как максимум управляющую компанию будут проверять. Есть также г-н Вершинин – омбудсмен по ЖКХ, есть институциональные структуры гражданского общества, куда можно обращаться за содействием. Но нужна инициатива граждан, готовность последовательно решать проблему. Сегодня люди уже создают общественные организации и выносят очень грамотные предложения в связи с проблемами накопительной системы для капитального ремонта жилья. Работа идет.

Помоги другому

– Много писем получают сегодня члены Общественной палаты области от граждан?

– Ежедневно только мне приходит по 30-50 писем. Причем это очень грамотные письма, аргументированные. Нас постоянно приглашают на рассмотрение проблемных вопросов, на публичные слушания в муниципальных образованиях. Они выдвигают проблемы, знакомят с ними органы местной власти, и мы публично эти проблемы рассматриваем, привлекаем экспертов. Губернатор области часто встречается с нами, с интересом относится к этим проблемам, вникает в каждую.

– Становятся ли подобные письма поводом для законодательных инициатив?

– Сейчас все стало намного проще. Люди самостоятельно собирают и структурируют разного рода информацию. Активисты-добровольцы тратят на это свое время, они изучают законы и составляют грамотные письма и документы. А мы передаем все это в Законодательное собрание, и каждую неделю в ЗСО идет обсуждение общественной инициативы. Изменился стиль сотрудничества власти и общественных организаций. Все законы по соцзащите населения, которые обсуждаются, наполовину основаны на инициативе снизу. Сейчас в министерстве социальных отношений создано несколько общественных советов, которые работают с предложениями граждан, и мы продвигаем эту инициативу в ЗСО, в правительство области.

– Начавшийся в стране кризис наверняка увеличит количество обращений граждан, в том числе и в Общественную палату?

– Это уже не первый кризис в России, пока это еще не пиковая составляющая, мы входим в кризис. Думаю, до конца 2015 года ситуация будет сложнейшей. Но в Челябинской области металлургия пока дает рост 9%, у нас собственное производство мяса птицы и молока, работает оборонный комплекс. И нужно каждому честно выполнять свою работу. В том числе и в Общественной палате, хотя зарплаты мы там не получаем. Все, кто работает в Общественной палате, показывают пример служения обществу. Сейчас мы усиливаем проекты помощи малоимущим южноуральцам, этому будут служить гранты. Нам нужно заниматься вопросами благотворительной помощи, на что в проходящем году и были потрачены три миллиарда рублей. Кризис, как правило, становится причиной роста преступности, детские дома пополняются, так как родители отказываются от детей, и так далее. Поэтому нужно помогать семьям. И бизнес призываем к благотворительности.

– В современных экономических условиях ситуация в таких семьях явно ухудшится, но, вероятно, и число грантов на социальную поддержку уменьшится?

– Нет, грантов будет больше, несмотря на кризис в России. В 2015 году президент России обещал выделить пять миллиардов рублей на подобные гранты, увеличится сумма и по линии министерства социальных отношений. В этом году по линии министерства социальных отношений сумма помощи составила 20 миллионов 600 тысяч рублей, думаю, цифра в 2015 году тоже вырастет.

– Много ли на Южном Урале общественных организаций, занимающихся проблемами семьи?

– Сейчас такие общественные организации создают, например, родители детей с ограниченными физическими возможностями. Они объединяются и стремятся совместными усилиями решать проблемы своих детей и своих семей. И они так грамотно выстраивают модель этой помощи, что их нужно поддерживать, нужно им помогать. Есть движение «Искорка», которое помогает онкобольным детям, «Звёздный дождь», фонд «Надежда», многие другие организации и движения. Они стали настолько масштабными, что их деятельность нельзя не заметить и не поддержать. Есть фонд «Андрюша», который занимается поддержкой талантливых детей. То есть люди почувствовали вкус объединения для получения общего результата, когда ты не только свою проблему решаешь, но делишься опытом, помогаешь другим. И происходят настоящие чудеса. Например, блестящих результатов достигают организации родителей, дети которых больны ДЦП. Они сегодня работают по формуле «функция рождает органы». И это дает потрясающие результаты.

– Уже несколько лет в Челябинской области проводится ежегодная выставка социальных проектов. Это помогает общественным организациям получать гранты на их реализацию?

– Сегодня у нас около 80 модельных проектов, которые организованы общественными организациями самостоятельно. Помните проект «Стена памяти»? Он был рожден в Челябинской области и сегодня получил распространение в России. Это самый масштабный проект, который получил продолжение. Сейчас он перерос в проект «Живи и помни». Скаутское движение развивается на Южном Урале в разных формах, некоторым организациям уже десятки лет, и появляются новые молодежные организации. Например, уличное движение Workout стало очень масштабным. Ребята устанавливают во дворах спортивные снаряды, занимаются сами, привлекают подростков, попавших в трудную ситуацию. Инициаторы этого проекта умеют слушать друг друга и помогать.

Спектр общественных организаций такого направления растет. И подобные проекты, конечно же, поддержаны государством. В прошлом году такие инициативы получили 15 грантов по миллиону рублей. По большей части поддерживаются проекты, касающиеся социальной помощи населению. Ежегодно получает такие гранты магнитогорский фонд «Металлург», у него масштабная деятельность на территории южных районов области. Активисты этого фонда оказывают помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, людям пожилого возраста. Да все категории населения охвачены заботой фонда. И одиноким матерям помощь оказывают, и многодетным семьям. Помогают системно, видя, что людям живется трудно.

По зову души

– Вячеслав Николаевич, принимает ли Общественная палата области участие в урегулировании конфликтов между государством и НКО?

– Как только возникают конфликты, особенно когда речь идет о закрытии или судебном иске, мы приглашаем руководителей НКО к диалогу. Если НКО действительно не имеют отношения к экстремизму, их нужно вовлекать в общегражданское движение. И есть такие примеры, когда организации соглашались работать в рамках общенациональных интересов. Хочу подчеркнуть, что всегда легко работать с теми, кто самоорганизовался. Но у нас в последнее время было закрыто около десяти НКО, деятельность которых признана экстремистской. Причем сигнал пришел от граждан, которые столкнулись с активностью этих НКО. Были организации, которые вовлекали даже детей в экстремистскую деятельность. Сначала они действуют как религиозные организации, а затем дают читать исламистскую литературу и начинают настраивать против власти и общества. Здесь должно быть действие через суд и привлечение к ответственности.

– Каково ваше отношение и ваша помощь волонтерским организациям?

– У нас есть общественная организация «Центр волонтерских объединений» при главном управлении молодежной политики. Она занимается субсидированием некоторых движений. Это перспективная организация. Но люди занимаются волонтерством по зову собственной души, очень многие глубоко верующие люди и сиделками в больницах работают, и семьям, живущим по соседству, помогают. Таких людей много, кто хочет творить добро и помогать слабым. Мне уже под 70 лет, но я встаю в пять часов утра и занимаюсь общественной работой. Я всегда говорю: если тебе в жизни повезло – у тебя все здоровы и счастливы, – то ты должен видеть беды других и помогать тем, кто несчастлив. Но помогать ненавязчиво, помогать так, чтобы помощь была принята. Кстати, культура именно такой помощи прекрасно развивается волонтерами. Ведь они приходят к тем, кто остро нуждается в помощи, и выполняют самую тяжелую работу.

– Готовы ли сегодня общественные организации помогать людям, которые в условиях кризиса потеряют работу?

– Надеюсь, такой ситуации не возникнет. Сегодня, если посмотреть вакансии, рынок рабочей силы очень большой. Думаю, произойдет перераспределение. Из собственного опыта знаю, что сегодня трудно, например, найти няню для ребенка. Искал я няню для своего внука и понял, что это целая проблема. Сложно найти сегодня рабочих для сада-огорода. Люди просто не хотят заниматься физической работой. Сокращения, конечно, будут, но думаю, что порога безработицы в 2% мы не перейдем. Сейчас у нас безработица 1,2%.

– Считаете, что кризис заставит людей пересмотреть свое отношение к физическому труду?

– Приведу такой пример. Сегодня моя жена заготавливает 300 трехлитровых банок помидоров, 100 банок огурцов, мы заложили на хранение около 100 ведер картошки, 30 килограммов моркови, лук, свеклу, капусту… Все это выращено собственными руками на своем огороде. То есть мы полностью обеспечиваем свою семью овощами. И даже делимся с теми, кто сам не может себя содержать. К этому меня отец приучил. Он всегда говорил: «Пойди унеси банку молока соседке». Она одна воспитывала ребенка и частенько болела. Наша семья помогала. У родителей было так заведено – делиться с соседями всем, что есть. Но и лодырей, которые просто не хотели работать, они ставили на место. На нашей улице не было такого, чтобы чей-то огород зарос лопухами, чтобы земля была не пахана. А сегодня это сплошь и рядом, хотя люди вполне могут себя прокормить собственным огородом. А я и сегодня по-прежнему много работаю физически. Поэтому пусть приходят ко мне, я найду работу. (Смеется.)

Фото: Фото предоставлены Общественной палатой Челябинской области

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Идеальный водитель — исключение из нормы»: урбанист — о том, как бороться со смертельными ДТП в Челябинске
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Мнение
Туфельку верните! Почему «Анора» — не «Золушка» и этот фильм вряд ли вам понравится
Дарья Милославская
Рекомендуем
Объявления