Город Как звучит «Родина»

Как звучит «Родина»

Церемония открытия нового зала органной и камерной музыки «Родина» состоялась в Челябинске накануне Нового года, поэтому событие справедливо названо главным новогодним подарком южноуральцам. О том, каким увидели зал первые зрители, что сказали о звучании челябинского органа в новых стенах немецкие и московские специалисты и почему «Родину» признали храмом музыки, читайте в подробностях на Chelyabinsk.ru

1 из 6

Прощание с Алым Полем

Этого события ждали четыре года – именно столько длилась реконструкция бывшего кинотеатра «Родина». И почти целый год молчал любимый многими слушателями челябинский орган, его демонтаж в прежнем органном зале на Алом Поле начался 10 декабря 2013 года. У директора зала органной и камерной музыки Ирины Андреевой сохранилась видеозапись: народный артист России Владимир Хомяков в последний раз играет на органе в храме Александра Невского.

«Раннее утро и последние звуки органа в старом зале – это был плач, вопль, – вспоминает Ирина Андреева. – Владимир Хомяков закончил играть, и немецкие специалисты во главе с Дирком Ойле начали разбирать инструмент. В зале – полная тишина, такое ощущение, что идет операция».

В те дни особенно ярко проявилась любовь челябинцев к органу – все следили за событиями, переживали, как пройдет транспортировка органа в новый зал, потому что как раз на эти дни пришлись сильные морозы. Учащиеся музыкальных школ города привезли на Алое Поле теплые одеяла, чтобы укутать инструмент, хотя руководством филармонии было предусмотрено все до мелочей: огромные деревянные ящики из сухой сосны, специальная пленка, бумажная шерсть, машина с теплым фургоном.

Но горожане волновались. Не всех убеждало даже полное спокойствие немецких органостроителей, которые уверяли, что орган выдержит мороз, что он надежно защищен и грамотно упакован, что все идет как надо, что орган будет жить и радовать нас в новом, предназначенном ему зале.

Храм музыки

Сегодня это уже история. 24 декабря 2014 года, который прошел под знаком культуры, новый зал органной и камерной музыки принял первых слушателей. Ими стали, конечно же, строители, архитекторы – все, кто вложил свой талант, профессионализм и частицу своего сердца в реконструкцию бывшего кинотеатра «Родина».

А 25 декабря, во время официальной церемонии открытия зала, губернатор Челябинской области Борис Дубровский подчеркнул: «Очень символично, что наш органный зал называется «Родина», сохраняя свои исторические корни».

Стоит добавить, что сохранилось не только название бывшего кинотеатра. Архитекторы, проектировщики, строители очень бережно отнеслись к памятнику архитектуры советского периода, выполненного по проекту В. Я. Гофрата в стиле неоклассицизма. Все, кто когда-либо бывал в кинотеатре «Родина», в торжественный вечер открытия нового зала радовались, что сохранена его историческая планировка и архитектурные детали здания – колонны, лепнина, портик и многое-многое другое.

Новый концертный зал унаследовал всю пышность советского неоклассицизма, которая, по мнению специалистов-акустиков, пошла только на пользу органу.

«Когда этот проект рождался, в нем все изначально было подчинено одной идее – приспособить зал под уже существующий орган, – рассказал нашему корреспонденту один из ведущих российских экспертов по вопросам акустики Павел Кравчун. – Отсюда и требования, которые мы выдвигали. Хочу подчеркнуть, что впервые в моей практике нас услышали и руководители области, и проектировщики, и руководители филармонии – все! И все шли нам навстречу: была поднята крыша зала, хотя технически это было сделать непросто. Но это было очень важно, потому что в органном зале должен быть большой удельный объем на каждого слушателя – не менее 10–11 кубометров. В вашем зале – более 12 кубометров. Это по всем параметрам зал органной и хоровой музыки. Мы специально сделали нишу для органа, потому что в старом зале он стоял в нише. Стены, потолок, все – даже люстры и кресла – выдержаны в определенных параметрах. И хранитель челябинского органа Владимир Хомяков нам очень помогал, и с немецкими специалистами сложились прекрасные деловые отношения, мы понимали друг друга».

Награждение главного архитектора проекта Т. И. Маевской
Награждение директора зала «Родина» И. А. Андреевой
Награждение Йоханеса Адлера
1 из 7

В сентябре 2014 года, когда в зале были проведены акустические замеры, специалисты убедились, что все параметры соблюдены. «В заполненном зрителями зале время реверберации составило 2,5 секунды, – сказал Павел Кравчун. – Именно на такое время мы этот зал и проектировали».

В процессе реконструкции зала «Родина» слово «реверберация» стала ключевым. Мы попросили Владимира Хомякова рассказать читателям 74.ru, что оно значит с точки зрения музыканта.

«Реверберация – это длительность затухания звука, – ответил музыкант. – Она не обязательна, есть органисты, которые любят так называемую сухую акустику. Однако подавляющее число органистов предпочитают акустику церковную. Потому что орган – исторически церковный инструмент. Все-таки храмовая акустика считается идеальной. Органная полифония лучше воспринимается именно в такой акустике. Это звучание, близкое к замыслам композиторов, которые писали для органа и были органистами».

Владимир Хомяков подтвердил, что акустика в зале «Родина» близка к храмовой: «Мне очень нравится звучание органа в новом зале, но пока я слышу это со скамейки, сидя за органом. Вот послушаю концерт Александра Фисейского, тогда буду готов говорить как слушатель. Но я получаю удовольствие от игры на органе. Бесспорно, фирма Hermann Eule подтвердила свой высокий уровень, все сделано было очень качественно, классная работа».

Челябинский орган был не просто перенесен из одного здания в другое, но проведена его техническая и звуковая модернизация, установлены новые регистры, в инструмент встроена современная система комбинирования регистровок. Сегодня в банке памяти инструмента более 10 тысяч регистровых комбинаций.

Интонировкой (последний решающий штрих) челябинского органа занимался представитель фирмы Hermann Eule Йоханес Адлер, который приехал на церемонию открытия зала.

«Когда 27 лет назад я начал свою работу в компании Hermann Eule учеником, мои коллеги как раз были здесь в Челябинске, занимались монтажом органа, –рассказал Йоханес Адлер. – Тогда я себе представить не мог, что этот город будет настолько связан с моей личной биографией. Но биографии есть не только у людей, но и органов. У этого чудесного инструмента складывается очень интересная биография: он должен был переехать, и этот новый шаг сделан. Все вместе мы справились с этой задачей, и как результат – новая прекрасная «квартира» для этого органа».

Но буквально через секунду Йоханес Адлер сделал поправку: «Нет, не квартира, – это замок, дворец, храм музыки».

Многие завсегдатаи старого органного зала после концерта в «Родине» говорили о том, что звучание инструмента, конечно же, изменилось, но они были очарованы этим новым звучанием.

«Каждое произведение будет раскрывать все новые и новые возможности органа, – сказал народный артист России Владимир Хомяков. – Именно поэтому в программах концертов 24 и 25 декабря я играл разные произведения. Приходите на концерты, и мы вместе будем заново открывать челябинский орган».

Летних каникул не будет

Разочарований на лицах не было. Был праздник – живые цветы, сияние 150 красивейших хрустальных люстр и светильников, величие стен, наряды женщин, шампанское... И самое главное – музыка, звук, о чем много в этот вечер говорили профессионалы.

Народные артисты России Р. Абдуллин и В. Хомяков
Владимир Хомяков
1 из 9

«Прекрасно звучал не только орган, но и хор, и оркестр, и вокалисты, – поделилась впечатлениями народная артистка России Галина Зайцева, которая в свое время часто пела в органном зале на Алом Поле. – Акустика в «Родине» просто шикарная. У каждого зала свои особенности. Однажды я пела в знаменитом Домском соборе, перед концертом ночь не спала, потому что там восемь анфилад, звук длится намного дольше, значит, надо произведение петь медленнее, иначе пойдет наслоение звука. Тренироваться пришлось. (Смеется.) А здесь – чудо! Я чувствовала, как легко поют солисты и хор. Мы получили прекрасный зал».

Российский Год культуры в Челябинске завершился знаковым событием – открытием нового концертного зала. И будущий год, хотя он определен как Год литературы, в Челябинске во многом пройдет под знаком зала органной и камерной музыки. Уже сегодня известно, что в январе–феврале в «Родине» состоится большой фестиваль «Орган без границ», на проведение которого челябинская филармония выиграла грант Министерства культуры РФ.

«Это 26 фестивальных концертов, в программу «Органа без границ» вместились и «Новое органное движение», и «Джаз на большом органе», и «Хоровые ассамблеи», – поделилась планами директор зала «Родина» Ирина Андреева. – Такого события в нашем городе давно не было. Но концерты в нашем новом зале спланированы не только до весны, но и на летние месяцы. Мы не закроем зал на лето, очень соскучились по работе».

До 2010 г. зал камерной и органной музыки располагался в храме Святого князя Александра Невского на Алом Поле. В августе 2010 г. храм передан Челябинской епархии РПЦ. Представители региональной власти совместно с руководством органостроительной компании Hermann Eule рассмотрели несколько вариантов размещения органа. Размещение инструмента в здании бывшего кинотеатра «Родина» оказалось оптимальным. Профессиональные инженеры-акустики и глава компании Hermann Eule подтвердили: после полномасштабной реконструкции «Родины» создание зала, удовлетворяющего акустическим требованиям, соразмерного существующему инструменту и позволяющего сохранить его уникальные звуковые характеристики, станет возможным. Здание бывшего кинотеатра буквально возродилось. Сотни рабочих рук вернули к жизни один из красивейших памятников культуры советского периода.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления