Одна из лучших книг по продажам в 2014 году называется «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Такое странное название связано с метафорой автора о том, что название каждой главы – это татуировка, оставленная на долгую память теми уроками, которые преподносила судьба и прочие крутые повороты жизни. Они никогда не исчезнут из памяти, как настоящие татуировки с тела, и всегда сопровождают автора книги – Максима Батырева.
Сделать татуировку о важном уроке, чтобы никогда об этом не забывать в схожих жизненных ситуациях, а наоборот помнить и действовать более эффективно и результативно.
Думаю, что у каждого жителя России есть множество таких татуировок – уроков жизни. Какие-то очень индивидуальные, но много общих – например, связанных с деньгами, инфляцией, деноминацией, денежными реформами и руководством страной. В этом году добавилась ещё одна татуировка – мы все стали беднее, курс рубля катастрофически упал, и к концу года мы попали в гнетущую ситуацию неопределённости.
Однако всё, что происходит, – это следствие, а в чём же причина? Можем ли мы повлиять на что-либо в данный момент? Какой именно урок, какая главная мысль будет выражена в такой татуировке? Где и в чём мы сделали ошибки и что предпринять, чтобы избежать их повторения в будущем?
Например, названия глав / тексты татуировок у Максима Батырева весьма «говорящие» и красноречивые: «Менеджер должен быть крайним», «На фиг аналитику во время кризиса», «Сначала боремся со следствиями, потом – с причинами», «Любая неоднозначность трактуется в худшую для вас сторону» и так далее.
Для тех, кто в бизнесе, в определенный момент становится ясным, что управление любым делом: отделом продаж, другим отделом, компанией, городом, страной – имеет схожие свойства. Не важно, чем ты управляешь – должны быть определенные навыки, которые тебе помогают в этом, нужна команда, отношения в ней, понимание необходимости создания системы, работа над стратегией и тактикой.
Для меня в своё время очень неожиданным был опыт управления коллективом из 600 человек, причём в сфере, с которой я совсем не был до этого знаком, – сельское хозяйство. В этом был «вызов», хотя были и естественные сомнения «смогу ли я», ведь не только отрасль, но и масштаб на тот момент был очень «на вырост». После этого я осознал, что общих черт у бизнесов гораздо больше, чем отличий.
А самая последняя глава в книге, под номером 45, для многих покажется очень циничной: «Всегда помните: однажды вас уволят».
И в бизнесе, и в жизни нас оценивают по тому, что мы делаем, какие поступки совершаем, какую пользу приносим.
В бизнесе для этого есть конкретные измеримые показатели – финансовые плюс различные KPI (ключевые показатели эффективности). Одна из ключевых ошибок, с которыми приходится сталкиваться, когда приходишь в компанию, проводишь диагностику бизнеса, – это то, что либо почти не используются показатели эффективности и не делаются их замеры, либо их слишком много, в том числе и те, на которые сотрудники не могут влиять. Если вам платят на основании цифр, на которые вы не можете влиять – это демотивирует.
Важно понимать, кто твой клиент и что для него важно, и главное – почему это важно. При этом есть клиенты внешние и есть внутренние. Внутренние – это те, с кем ты соприкасаешься, и это не только твой непосредственный руководитель, но и коллеги из других отделов. Тебя когда-нибудь уволят (или ты сам уйдешь), и ваши пути разойдутся – и будут помнить тебя по тому, кем ты был, что успел сделать, какие были твои результаты с учетом имеющейся информации.
В эпоху экономической стабильности, перекредитования, процветания мало кто хочет думать о таких тонких материях, как эффективность управления. Конечно, как и положено людям грамотным и просвещенным, некоторые изучают и «когда-нибудь» планируют что-то изменить у себя, «в перспективе». Ждут, когда появится «свободное время» для таких вот «некритических», казалось бы, вопросов – систематизация единых правил работы с клиентами, лучших «практик» общения, сценариев разговоров, презентаций, встреч, внедрения CRM-системы.
Если раньше, в сытые времена, руководителю недосуг было заниматься базовыми вопросами, то в тяжелые времена будет вдвойне сложней. Мы ждем «новых» клиентов, забывая «про старых», ждем подарков и чуда, забывая купить лотерейный билет. Сколько ни лей бензин, если бак с дырками, система неэффективна, она будет ехать медленно. Мы обычно слишком «засиживаемся» в зоне комфорта, и нужен толчок, чтобы выйти из неё. Похоже, что такой толчок – вот он, прямо сейчас.
И вот ещё что. Если вернуться к текущим событиям декабря в стране, это ещё не финал, дорогие россияне.
Как моя, так и ваша оценка событий может кардинально измениться, главное, чтобы у нас осталось свободное место на теле к тому времени, когда всё стабилизируется – все татуировки могут не влезть. Согласен, это не очень оптимистично, зато правдиво.
Олег Семеновых – руководитель маркетингового агентства «Эверт консалтинг», проекта CRM74.RU, эксперт по увеличению продаж и CRM. Ведущий мастер-классов и семинаров по развитию бизнеса. Автор многочисленных публикаций в федеральной и региональной деловой прессе. Организатор конференций в Челябинске по темам: маркетинг, продажи, управление бизнесом.
Олег СЕМЕНОВЫХ