Все новости
Все новости

Таксисты просигналили о проблемах

Челябинские таксисты, поддержавшие всероссийскую акцию протеста и отказавшиеся с пятницы по понедельник выполнять заявки диспетчеров, заявили о необоснованном увольнении из компании «Максим». Около полусотни водителей, с которыми из-за вступления в конфронтацию диспетчерская служба прекратила сотрудничество, 13 февраля отправились в офис местного представительства фирмы. О том, как прошел разговор с руководством компании, чего хотят добиться протестующие и о каких объективных проблемах говорят профессиональные водители – в репортаже Chelyabinsk.ru.

Разговор под «присмотром» чоповоцев

Пока таксисты собирались в условленном месте, они (все на условиях анонимности. – Прим. автора) активно делились проблемами, сложившимися на рынке пассажирских перевозок. В первую очередь профессиональные водители, имеющие выданную минстроем лицензию, отмечают, что диспетчерские службы стали приглашать к сотрудничеству некомпетентных автомобилистов – не знающих город, злоупотребляющих алкоголем и принимающих наркотики. Среди таксистов появилось немало мигрантов, которые не только не ориентируются на улицах Челябинска, но даже плохо говорят по-русски.

Следующей претензией, заставившей челябинцев присоединиться к всероссийской акции, является ценовая политика диспетчерских служб. Водители объясняют, что с учетом оплаты процента за заявку (18%), бензина и расходов на амортизацию машины прибыль получается копеечная, на которую очень сложно прожить. Еще один важный аспект – диспетчерские компании никак не обеспечивают охрану таксистов. В том же «Максиме» даже нет так называемой тревожной кнопки, по сигналу которой все коллеги могут примчаться в место нападения на водителя. Челябинские таксисты сами через программу zello организовали свой канал Т74 для профессионального общения и вызова на помощь в случае какой-либо опасности.

Таксисты убеждены, что диспетчерские компании закрывают доступ к заявкам тем водителям, которые поддержали акцию протеста в соцсетях и входят в профессиональное сообщество, общающееся на канале Т74. Однако благодаря именно этому виду связи 10 февраля удалось, вероятно, спасти жизнь одному из водителей. Тогда два пьяных пассажира не согласились платить за проезд сумму, названную им диспетчером, и затеяли конфликт. Таксист вызвал на помощь коллег. Увидев подмогу, один из пассажиров достал нож и успел нанести удары одному водителю в живот, другому – в руку. Подоспевшие коллеги скрутили преступника. Видео задержания можно посмотреть здесь.

Последней каплей, заставившей не просто выразить свою позицию, поддержав акцию протеста, но организованно собраться, стало увольнение тех людей, которые на канале Т74 открыто выражали намерение поддержать забастовку. Этим таксистам просто поступало сообщение от компании «Максим», что им закрыт доступ к заявкам. А именно эта служба заказа была для многих из них основным источником дохода, несмотря даже на то, что большинство водителей сотрудничают сразу с несколькими диспетчерскими организациями.

В пятницу около 10:30 после общего сбора несколько десятков автомобилей таксистов двинулись к челябинскому офису компании на улице Университетская набережная, 28. К руководителю подразделения службы заказа такси «Максим» Михаилу Зяблову пройти удалось без помех. В глаза бросилось, что на его столе лежала листовка акции с призывом к водителям поддержать протест и не выполнять заявки диспетчеров 13–15 февраля. Однако обсуждать происходящее и объяснять, в связи с чем с людьми расторгли договоры, Зяблов сначала наотрез отказался.

После минут пяти препирательств через толпу таксистов в кабинет руководителя протиснулся крупный мужчина в форме охранной организации «Витязь» – кто-то из сотрудников «Максима», испугавшись эмоциональных водителей, нажал тревожную кнопку.

«Побудьте тут, не уезжайте пока», – попросил Зяблов сотрудников «Витязя». После этого разговор пошел пободрее. Михаил Зяблов заявил, что не обязан никому ничего объяснять, но с каждым водителем готов побеседовать индивидуально и объяснить причины расторжения рабочих отношений.

Таксисты просят не называть происходящее забастовкой, подчеркивая, что это акция протеста. Однако, как ни крути, коллективное прекращение работы целях добиться определенных требований называется забастовкой.

«В нашей организации работа ведется с каждым водителем индивидуально. Эти массовые сборы, забастовки ни к чему не приведут, – сказал Зяблов. – Если кто-то считает, что незаконно был заблокирован, я предлагаю приехать на следующей неделе и в индивидуальном порядке этот вопрос обсудить. У меня всегда деверь открыта, и это все в принципе знают. Водители же решили обратиться в средства массовой информации, поднять шум, потому как акция всероссийская. В то время как у нас в стране кризис, на все поднимаются цены, после новогодних праздников падает число заявок, и водители думают, что можно поднимать цены».

За неделю до всероссийской акции протеста, когда был брошен клич на трехдневную забастовку таксистов, крупнейшая в стране служба заказа такси «Максим» (оказывает услуги в 86 городах) распространила официальный пресс-релиз, в котором была озвучена политика компании.

«Служба заказа такси «Максим» не является таксомоторной организацией и не имеет в штате водителей такси. Компания оказывает информационные услуги – формирует базу данных заявок на перевозки и обеспечивает к ней доступ независимым перевозчикам в соответствии с законодательством РФ. Поэтому каждый водитель самостоятельно, исходя из своего желания и наших требований, принимает решение о возможности или невозможности сотрудничества с нами, – говорится в официальном заявлении. – Таким образом, мы никого не можем уволить, но прекращаем сотрудничество с водителями, которые нарушают правила перевозок, вызывают нарекания у клиентов или иным способом вредят имиджу компании. Те, кто хочет работать с нами, работают и хорошо зарабатывают».

Арифметика за баранкой

Профессиональный таксист Роман, также работающий по лицензии, солидарен с коллегами по всем вышеназванным проблемам, но в акции протеста участвовать не намерен.

«С одной стороны, мне бы, конечно, хотелось отдохнуть в лишний выходной, да еще и 14 февраля, – рассуждает водитель, – а с другой... Это ведь основной мой заработок. В выходные, да еще и в праздник особенно большая активность клиентов. Организаторы забастовки кормить меня не будут, а у меня есть финансовые обязательства».

Роман отметил, что в январе и феврале челябинские таксисты и так «просели» по заявкам, потому простой ввиду акции протеста неактуален. «Да и забастовкой этот вопрос не решить, – уверен он. – Нужно обсуждать проблему на более высоком уровне».

В качестве примера нерентабельной заявки Роман привел поездку от гипермаркета «Теорема» до коттеджного поселка Терема в Кременкуле. Цена – 125 руб. Длина маршрута – 6 км в одну сторону плюс дорога через лесной массив 3,5 км. Затраты водителя: 18% – диспетчерской службе за заявку, 1,5 л топлива х 32 руб. Время с учетом ожидания клиента – 30 мин. По мнению таксиста, чтобы заработать хотя бы на продукты, необходимо в день «накатать» 15–16 таких заявок. О соблюдении ПДД в таких условиях говорить не приходиться. «За семь лет, что я работаю таксистом, цены, в том числе на бензин, выросли в 2,5 раза, а минимальная стоимость заявки – лишь на 20 рублей», – заключил Роман. Другие таксисты добавляют, что минимальная заявка должна стоить не меньше 130 руб. А цена поездки, например, с улицы Чичерина до площади Революции, по их мнению, должна составлять 200–230 руб.

Выплеснув первые эмоции, таксисты, прибывшие в офис службы заказов «Максим», попросили Михаила Зяблова о переговорах без камер и журналистов. Руководитель согласился.

«Мы побеседовали, и он (Зяблов. – Прим. автора) согласился с понедельника восстанавливать заблокированных водителей, проведя с каждым индивидуальную беседу, – рассказал один из таксистов, принявший участие в акции протеста. – Кроме того, он пообещал, что будет скорректирована ценовая политика и ужесточат критерии отбора водителей. Также достигнуты договоренности по созданию единого канала для защиты водителей в случае опасных ситуаций».

В ответ на прозвучавшие обещания таксисты сообщили, что прекращают атаковать «Максим» и срывать его работу – после возникновения конфликта водители стали засыпать службу заказов ложными заявками. Однако пока обещания не превратились в реальные действия, около полусотни таксистов, организовавших в Челябинске публичную акцию протеста, продолжили забастовку – до понедельника выполнять заявки диспетчеров они не планируют.

Вместе с тем клиенты такси и представители других диспетчерских служб Челябинска говорят о том, что в пятницу утром, 13 февраля, никаких перебоев с подачей машин на заявки не заметили. Однако от официальных сообщений крупные игроки этого рынка отказались. В «Лидере» маркетолог передал корреспонденту Chelyabinsk.ru, что их руководитель отказался от комментариев. А в компании «Автомиг», в которую мы также сделали запрос, пообещали перезвонить, однако в течение дня с журналистом так и не связались.

Репортаж с акции протеста таксистов смотрите на телеканале 74.ru.

 

Когда материал уже был готов к публикации, в редакцию Chelyabinsk.ru поступило анонимное сообщение о том, что не только «Максим», но и «Лидер» также уволил таксистов, которые поддерживали акцию протеста в группе в соцсетях.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА, видео Сергея ГУЛЬБИНОВИЧА, монтаж Андрея ВИННИКОВА

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter