Этой весной на Южный Урал вновь приедут музыканты из Австрии. Серия концертов в Челябинске, Миассе и Магнитогорске станет продолжением культурного обмена между родиной гениального Моцарта и Челябинской областью. На этот раз южноуральцам предстоит знакомство с музыкальными особенностями земли Штирия.
Необычный для России квинтет
По инициативе издателя газеты Bezirksrevue Вольфганга Казича (Австрия) на Южный Урал приедут музыканты квинтета «Брадлштрайх» и скрипачка Бернадетт Шмуц из австрийского города Граца – столицы земли Штирия. С камерным оркестром «Классика» под управлением заслуженного артиста России Адика Абдурахманова с 20 по 24 мая они исполнят в Челябинске и городах области не только знаменитый третий концерт Моцарта, любимые многими россиянами вальсы Штрауса, но и познакомят южноуральцев с особенностями штирийской национальной музыки.
«Со скрипачкой Бернадетт Шмуц мы познакомились в Австрии прошлой осенью, играли с ней третий концерт Моцарта там, и здесь его повторим, – рассказал Chelyabinsk.ru Адик Абдурахманов. – Бернадетт училась в Граце, сегодня выступает в качестве солистки с различными оркестрами и преподает. С квинтетом «Брадлштрайх» работать нам предстоит впервые, но это будет очень интересный опыт. Публика услышит очень необычный для России квинтет – две скрипки, гармоника, туба и гитара. И музыку они исполнят тоже необычную для нас – народные мотивы земли Штирия, тирольские народные песни. В Австрии такая музыка исполняется не только во время народных праздников, но и на концертных площадках».
Музыкальный коллектив «Брадлштрайх» основан в начале 2013 г. и состоит из пяти молодых музыкантов. Коллектив исполняет не только классическую музыку, но и традиционную штирийскую.
«Приезжая на гастроли в Австрию, мы всегда останавливаемся в Граце, – говорит Адик Абдурахманов. – Прекрасный город, много поклонников русской музыки. Как правило, в свои программы мы включаем музыку Моцарта, Штрауса, Гайдна, современных австрийских композиторов, и обязательно – редко исполняемые в Европе произведения русских композиторов. Одним из условий нашего совместного проекта является также обязательное выступление с солистами Австрии».
Совместному проекту музыкантов челябинской филармонии и австрийского продюсера Вольфганга Казича уже три года. В его основе обменные гастроли. Трижды камерный оркестр «Классика» выступал в Граце, Зальцбурге, Вене и других городах Австрии, нынче в третий раз Челябинская область принимает австрийских музыкантов.
Генетика в музыке, или Почему повезло южноуральцам
«В Австрии у нас уже есть свои слушатели, которые ждут гастролей оркестра, в этом году мы там будем играть с 1 по 11 октября, – делится планами Адик Абдурахманов. – И это не только концерты, Вольфганг Казич всегда организует для нас интересные туристические программы. К примеру, в прошлом году мы побывали в одном из самых старинных монастырей Австрии, где хранится уникальная коллекция первых в Европе печатных книг. Сегодня эти книги реставрируются вручную. И когда меценаты выделяют на реставрацию деньги, то монахи вносят в книгу имя благотворителя. На одной из таких книг благодаря Вольфгангу Казичу, который также вложил средства в реставрацию, появится имя оркестра «Классика»».
Челябинская филармония и камерный оркестр «Классика» стремятся ответить австрийской стороне таким же гостеприимством. «Мы стараемся познакомить австрийских музыкантов с достопримечательностями Южного Урала, – говорит Адик Абдурахманов. – В прошлом году они побывали в Сатке и Миассе, в этом году впервые повезем наших гостей в Магнитогорск – второй по величине город Челябинской области».
Билеты на концерты австрийских музыкантов и камерного оркестра «Классика» уже продаются в кассах Челябинска, Миасса и Магнитогорска.
По словам Адика Абдурахманова, южноуральским слушателям неимоверно повезло – у них есть шанс услышать Моцарта и Штрауса в исполнении солистов Австрии: «Я все время рассказываю историю, как мой ученик сдавал экзамены в Базеле, где он решил продолжить образование. Когда он сыграл Баха и Моцарта, приемная комиссия сказала: «Очень хорошо». Но когда он сыграл Чайковского, все были просто в восторге: «Гениально! Неподражаемо»! И второй пример: в разное время я слушал в Петербурге музыку Дворжака – сначала в исполнении Чикагского оркестра. И тоже был в восторге. Но затем приехал Пражский оркестр, который в плане профессионализма и мастерства был на голову ниже Чикагского, но в плане того, как надо играть Дворжака – чеха по крови, этот коллектив затмил Чикагский оркестр! И я тоже восклицал: гениально! Неподражаемо!».
На вопрос, почему это происходит, Адик Аскарович отвечает уверенно: «Да потому, что никто лучше русских музыкантов не исполнит музыку Чайковского, Глинки, Рахманинова в смысле интонирования, глубокой передачи чувств композитора. Это происходит на генетическом уровне! Любой композитор в своих сочинениях идет от национального фольклора, от корней народной музыкальной культуры. И никто лучше не знает этих истоков, как музыканты той страны, которой принадлежит композитор. Вот почему так важно, что слушатели Челябинской области знакомятся благодаря этому проекту с австрийской исполнительской школой, с их манерой исполнения произведений великого Моцарта. Они выросли на музыке той земли, где сочинялись великие произведения Моцарта, Гайдна, Штрауса, они впитали эту музыку, как говорится, с молоком матери. Поэтому всех приглашаю на предстоящие концерты. Уверен, это будут замечательные открытия».
Фото: Фото из архива камерного оркестра «Классика»