Заросшие молодым лесом и бурьяном поля сегодня нередкое явление на Южном Урале. В лучшем случае вдоль трассы М-5 вы увидите пластиковые моря китайских теплиц. Однако исполняющий обязанности главы Уйского района Дмитрий Евдокимов несколько изменил наше представление о том, что сегодня происходит в аграрных районах области. Об успешных инвесторах и растущих частных аграрных хозяйствах, о казачьих традициях и породистых лошадях, а также о развитии промышленных предприятий в предгорьях Урала Дмитрий Евдокимов рассказал в интервью сайту Chelyabinsk.ru.
Традиции казачества
– Дмитрий Анатольевич, хотелось бы начать с богатых казачьих традиций в Уйском районе. Известно, что у вас есть даже детский казачий корпус. Правда, в этом году его могут закрыть, это так?
– Когда-то в Уйском было профессиональное училище, и при нем создали два класса кадетского корпуса. Затем училище стало филиалом Верхнеуральского техникума, но 60 учащихся этого учебного заведения по-прежнему финансировались как детский казачий корпус. Это закономерно, потому что в Уйском районе, действительно, сильны казачьи традиции. У нас проводится ежегодный областной фестиваль казачьей культуры, сборы казачат – тоже у нас. Причем, это не «ряженые» казаки, как сегодня говорят, мы серьезно ориентируем ребят, что казаки в России всегда были земледельцами и воинами. И отрадно было, что удалось создать два класса казачьего корпуса в 60 человек, затем мы пошли дальше – начали договариваться с вузами, чтобы ребята после окончания техникума получали дальнейшее профессиональное образование. Захотели наши молодые казаки – стали офицерами Российской армии, нет – стали специалистами сельского хозяйства. Но сегодня директор техникума говорит о том, что финансирования недостаточно и в первую очередь будут закрываться казачьи классы. Нам бы этого не хотелось, будем обращаться к депутатам, в правительство области.
– Сколько стоит содержание этих классов?
– Около двух миллионов рублей в год. Будем решать эту проблему, потому что классы нужно сохранить. Мальчишкам это тоже интересно. Это не просто история традиций, это дисциплинирует ребят, в них воспитывается ответственность, многие из них хотят стать офицерами. Мы их привлекаем к работе на всех крупных мероприятиях: они, к примеру, несут дежурство, когда проводится «Лыжня Тихонова»; принимают участие в параде 9 мая, в военных сборах.
– Это правда, что ваш земляк запечатлен на знаменитой фотографии «Вступление в Белград»?
– Да, у нас много знаменитых людей. Прославил наш район и Дмитрий Иванович Кудашев, отличившийся в боях за освобождение многих стран. Всему миру известна фотография Е. Халдея: Кудашев во главе первой роты 30-го полка вступает в Белград. Среди наших земляков – полные кавалеры орденов Славы Иван Александрович Мелехин и Александр Гаврилович Когутенко. Александру Гавриловичу пошел 92-й год. Мы сняли о нем фильм. Но он живет сейчас в Химках, почетный гражданин города Королева, проработал всю жизнь конструктором космических аппаратов. У нас живет его родная сестра. Всегда наш край славился героями. Звание Героев Советского Союза присвоено: Сергею Матвеевичу Зернину, Николаю Николаевичу Крылову, Василию Алексеевичу Разину, а также генерал-лейтенанту Федору Григорьевичу Захарову (Пичугину) – участнику трех войн. Среди наших земляков 227 Георгиевских кавалеров Первой мировой войны. Всего из района ушли на фронт 4100 человек, 2240 не вернулись, 2443 награждены орденами и медалями.
– Скажите, а молодежь сегодня востребована в селе?
– В последние 20 лет технологии и в сельском хозяйстве тоже развиваются достаточно стремительно, что позволяет меньшим числом рук обрабатывать землю. Технологический скачок сократил число работников в сельском хозяйстве. Это правда. Идет урбанизация населения, число сельских жителей уменьшается. Еще и поэтому сегодня молодежь важно правильно сориентировать – молодые специалисты селу всегда будут нужны.
О земле и дорогах
– У вас много необработанных сельскохозяйственных угодий?
– А вот тут – нет. Практически вся земля в Уйском районе в обработке за исключением неудобий. ООО «Уйский», учредителем которой является фирма «Равис», обрабатывает 26 тысяч га земли, совхоз «Черновской» выращивает корма для своего животноводческого комплекса – они сегодня производят до 12 тысяч тонн молока в год при том, что вся область производит около 100 тысяч тонн. В этом году они обработали только паров около 8 тысяч га. И просят земли еще. В принципе, вся земля сегодня занята. В районе имеются как развитые крестьянско-фермерские хозяйства, так и крупные личные подсобные хозяйства. Например, в Кидыше – казачьем селе – почти в каждом дворе имеется трактор, люди обрабатывают землю, держат до 220-250 голов крупного рогатого скота, это тоже уже настоящие промышленники. Таким образом, у нас вы найдете разные формы производителей сельхозпродукции, сегодня это поощряется.
– То есть вы заинтересованы в развитии частных хозяйств?
– Да, и мы помогаем в этом: нарезаем землю, крестьяне берут кредиты и получают субсидию государства. Есть различные формы поддержки сельхозпроизводителей. Часть хозяйств оформляют землю в аренду и платят арендную плату в бюджет. В настоящее время идет активная скупка крепкими частными хозяйствами земельных паев у населения, которое в силу обстоятельств не может работать на земле. А те, кто хотят работать, покупают эту землю, оформляют «зеленку», закрепляются на ней и платят земельный налог.
И то, и другое приносит прибыль местному бюджету. Десять лет назад у нас было 14-20 миллионов рублей собственных доходов, а за прошлый год мы получили 137 миллионов рублей.
– Скажите, куда в основном ваша молодежь уезжает? В Магнитогорск?
– Нет, наш город – Челябинск. В новых микрорайонах Челябинска, почти в каждом подъезде, живет выходец из Уйского района. (Смеется.) К сожалению, активная урбанизация началась и у нас, не только в Европе и США. Кстати, в 2004 году я был в командировке от «Союзпищепрома» в Штатах, изучал производство мяса бройлеров. На то время в американском агробизнесе работало всего 22 миллиона человек, фермеров осталось 2 миллиона и 20 миллионов – в перерабатывающей промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении и так далее. Все укрупнилось. Сегодня мы видим это и у нас. А вот на уик-энд все американцы едут в деревню! Я останавливался в американской семье, которая на уик-энд отправляется аж за 150 миль (штат Атланта).
– Но там дороги хорошие.
– Это да, и ездят они очень быстро (75 миль в час, или 120 км/ч), а дорогу постоянно олени перебегают. Лично мне было страшно. (Смеется.) Возле гостевого дома утром меня поджидали два медведя, хозяйка объяснила, что они не опасны. (Смеется.) Потом я жил еще в одной принимающей семье – в Саванне. Кстати, дом у этого хозяина постройки времен Гражданской войны. Сохранились даже казармы для рабов. Он рассказывал, что принимал на своей ферме «Большую восьмерку», в беседке возле его дома проходило совещание аграриев. Так вот там, в зарослях, меня поджидал аллигатор. (Смеется.)
– Кстати, о дорогах, у вас они в каком состоянии?
– Дороги практически все областные, наши – внутрипоселковые. В последние годы мы их обслуживаем за счет акцизов на бензин, плюс каждый год из бюджета области давали 15-18 миллионов рублей субсидий. В этом году остались только акцизы – 11-12 миллионов рублей. За прошлые пять лет мы отремонтировали все дороги в райцентре. Раньше, к примеру, в Новое Заречье доехать было невозможно, сейчас такого нет. На сегодняшний день осталась большая проблема – ремонт тротуаров. А по сути строительство, потому что все они были построены 30 лет назад и сегодня уже вросли в землю. Их практически уже нет, а автомобилей, напротив, много – пешеходы постоянно в опасности, потому что вынуждены идти по проезжей части. Поэтому нынче планируем вплотную заниматься тротуарами.
– А состояние дорог областного значения?
– В основном ранее ремонтировались дороги, разрушенные паводком. А если учитывать, что долгие перестроечные годы дороги просто не ремонтировались, то сегодня они в плохом состоянии. К примеру, на дороге Чебаркуль–Магнитогорск в прошлом году были отремонтированы только самые гиблые места, и сегодня асфальтовое покрытие прямо на глазах выкрашивается – раздавили большегрузы. Мы на них воздействовать не можем, потому что не собственники дорог. К тому же необходим пункт весового контроля, которого нет в районе. К этой проблеме не раз возвращался губернатор Борис Александрович Дубровский. Но когда владельцев большегрузов начинают прижимать, они по ночам выводят транспорт на трассу. И есть у нас хребтовая дорога на Мирный, которая до сих пор щебеночная, при этом очень разрушенная. Отсутствие дорог сдерживает развитие территорий.
– Вы уже год управляете районом в качестве исполняющего обязанности главы. Что, на ваш взгляд, было самым сложным в прошедшем году и что удалось сделать?
– Неплохо мы шагнули по благоустройству районного центра – проведена реконструкция главной площади села Уйское, дворца культуры. К 70-летию Победы обновили памятник нашим воинам – сейчас более 4000 фамилий наших земляков увековечено на плитах этого мемориала, раньше было всего 1700. Мы не стали делить – кто погиб, кто вернулся с фронта. Все геройски сражались за Родину. Сейчас фронтовиков уже почти нет никого в живых, осталось всего 13 участников Великой Отечественной войны.
– Первая задача – благоустройство?
– Инфраструктура на первом месте. Почти во всех школах района нужно было заменить окна, колоссальная работа была проделана. В школах было очень холодно, так как отопление осуществлялось устаревшими неэффективными котельными. Провели модернизацию. В шести школах района перешли на индивидуальные современные мини-котельные на газе, угле, либо паллетные. Что, к слову, снизило тарифную нагрузку. Сейчас в школах района тепло. До этого занимались теплыми туалетами, у нас в некоторых школах все еще были туалеты на улице. Только в позапрошлом году последние были закрыты. Водопроводы меняли, газифицировали центральную часть села Уйского – четыре больших участка...
– А сколько всего населенных пунктов газифицировано в районе?
– К сожалению, Уйский район газифицирован всего на 14%. Когда я был председателем колхоза, то почти полностью газифицировал деревню Яринку. Это была первая в районе газифицированная деревня. В самом райцентре газифицирован лишь так называемый кулацкий поселок, где руководство района раньше жило. Все Уйское сидело в прошлые годы либо на дровах, либо на «экологически чистом» топливе – краденом электричестве. Сейчас матрицы повесили на столбы, никто украсть электричества не может, все топят дровами. Нужна газификация, очень нужна. В прошлом году за счет областного бюджета газифицировали 500 домовладений (22 миллиона рублей) в районе.
– В этом году какие планы?
– Необходимо закончить работы по газификации поселка Зерновой и район Нового Заречья с. Уйское. Ведутся проектные работы по газификации 11 населенных пунктов района.
Инвесторы довольны, казна пополняется
– Вы возглавляете совет по развитию малого и среднего бизнеса. Сейчас принято говорить о привлечении инвестиций в район, как это происходит у вас?
– Инвестиции можно привлекать туда, где есть перспектива. Ее нужно видеть. Уйский район, если говорить про аграрную составляющую, – это земля для выращивания кормов. Поэтому перспектива – молочное животноводство. Сейчас «Здоровая ферма» на базе предприятия ООО СП «Успех» проектирует в нашем районе комплекс на 2500 голов, они у нас уже возделывают 10 тысяч га земли, выращивают корма. И вот теперь строят животноводческий комплекс. Хозяйство «Черновской» также выращивает корма на землях Уйского района и наращивает поголовье скота. А по выращиванию продовольственной пшеницы у нас успешно работает ООО «Сокол». Раньше это предприятие было отделением совхоза, сейчас это частное предприятие «Сокол». Там 50 человек работающих, идет техническое перевооружение, увеличиваются посевные площади.
Сегодня у нас есть совместные планы – построить в Соколовке большую газифицированную пекарню, потому что сейчас много хлеба мы завозим из Чебаркульского района. Надо, чтобы свой хлеб был. А у «Сокола» уже есть мельница, то есть мука своя, поэтому надо делать полный цикл – от выращивания пшеницы до хлебопечения. Я уже говорил о том, что на наших землях работает «Равис», они идут с приростом – доят до 4000 тысяч литров молока в год, у них около 1000 голов дойного скота. Работают также компании «Дружба», «Авангард-Агро». У всех предприятий есть рентабельность. За 2014 год получено более 60 млн рублей прибыли.
– То есть Уйский район по-настоящему аграрный?
– Не только. Есть на нашей территории предприятие-инвестор из Челябинска «Гранит-М», которое занимается добычей гранита. Мы же в предгорьях живем и недрами Уральских гор тоже кормимся, хотя богатых запасов у нас нет. До недавнего времени производителям гранитной брусчатки было выгоднее покупать сырье в Китае, но когда доллар вырос, обратились к собственным ресурсам. Сегодня «Гранит-М» строит цех по производству брусчатки в Булатово, а также ведет геологоразведку в районе Петропавловки. Все это дополнительные рабочие места и доходы в местный бюджет. Кроме того, у нас разливают минеральную воду – знаменитый «Власов ключ». Сейчас производители поставили большой модуль, крупный разливочный цех по минеральной воде в Никольском. Спрос хороший, предприятие работает, наращивая производство. В Выдринке «Евроцемент» проектирует цех по производству цемента. Предприятие «Уйские пески» также стабильно развивающееся. Более того, Уйский район, наверное, единственный в области, который имеет свою металлургию. Предприятие «Гидромехсервис», производящее земснаряды в селе Ларино, в этом году запустило литейный цех в бывших мастерских совхоза «Миасский», чтобы делать литейные заготовки, которые раньше закупали в Донбассе.
– На территории вашего района в советское время был построен знаменитый ипподром, сегодня он востребован?
– Да, он был построен в 1987 году, тогда приезжал к нам директор Девятого государственного конного завода из Перми, герой Социалистического Труда А. В. Соколов. Он помог нам подыскать площадку для строительства беговой дорожки. Я тогда был первым заместителем председателя колхоза. Пришли мы в пойму реки, Соколов попрыгал – земля, говорит, как пробка, здесь надо делать. И там был построен самый безопасный в области беговой круг, травматизма там практически нет, потому что земля пружинит. В том же году была построена и племконюшня, сейчас ею занимается профессионал – Юрий Николаевич Крестников. В 2002 году мы провели реконструкцию ипподрома. И сегодня он остается муниципальным. Два раза в год мы проводим там большие соревнования, участвуют спортсмены из Кургана, Перми, Татарстана, Башкортостана, Самары. Зрителей собираются тысячи. 12 июня – день района, 13 июня – бега. Большой праздник. Спонсоры помогают нам в создании призового фонда.
– Хорошие у вас лошади?
– В 2003 году я возил команду Челябинской области на первенство России, она на 70% была представлена лошадьми Уйского района, и мы заняли третье место. На сегодняшний день необходимы средства, чтобы дооснастить ипподром, нужно, чтобы там занимались ребята казачьего корпуса. И есть еще одна задача – построить гостиницу и организовать конный туризм.
– Кстати, об отдыхе. На недавнем заседании комитета по социальной политике ЗСО обсуждался вопрос готовности детских оздоровительных лагерей к нынешнему летнему сезону, и было сказано, что ваш лагерь «Синий бор» откроется только в июле, а в прошлом году лагерь не работал все лето. В чем была проблема?
– Возник спор между арендаторами земли и компанией, выигравшей конкурс по организации детского отдыха. В результате мы были вынуждены вести претензионную работу, по итогам которой землю, на территории которой расположен «Синий бор», вернули в муниципальную собственность. И в этом году лагерь будет подготовлен к отдыху детей, но откроется он в июле – для второй смены. На днях мы запустили скважину, восстановлена отопительная система в лагере. А в прошлом году я обратился за помощью в мэрию Магнитогорска к Евгению Николаевичу Тефтелеву, и нашим детям выделили путевки в несколько пионерских лагерей Магнитогорска, дети прекрасно отдохнули, остались довольны.
Фото: Фото Олега Каргаполова и из архива администрации Уйского района