У главного федерального инспектора в Челябинской области Артема Пушкина появился еще один объект пристального внимания. Сейчас федеральная власть активно помогает становлению в регионах новой формы гражданских институтов – общественных советов при различных министерствах и ведомствах. Насколько независимыми и влиятельными могут быть эти структуры? Как они выстраивают обратную связь с населением? Почему власти так заинтересованы в развитии общественных советов? Об этом Артем Пушкин рассказал в интервью корреспонденту сайта Chelyabinsk.ru.
– Артем Петрович, общественные советы при министерствах и ведомствах – всерьез и надолго? Зачем они нужны власти?
Пушкин Артём Петрович. Родился 31 января 1964 года в городе Красноуральске Свердловской области. Окончил Уральский политехнический институт. С 1988 по 2005 год служил в органах безопасности СССР и РФ, в налоговой полиции и Госнаркоконтроле Российской Федерации. С 2005 года – в аппарате полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. В ноябре 2011 года назначен главным федеральным инспектором в Челябинской области. Женат, двое детей. Увлекается волейболом, футболом, сноубордом. Любит автомобильные путешествия. Любимые места – Тургояк, Зюраткуль, Иссык-Куль, Байкал, Алтай.
– Прежде всего для проведения общественной экспертизы наиболее важных государственных решений. Тренд по созданию общественных советов задал президент страны Владимир Путин, подписавший в 2005 году указ о формировании Общественной палаты. После чего идея возникновения особых институтов, показывающих реакцию общества на действия власти, распространилась и по другим направлениям. Появились общественные советы при контрольно-надзорных органах и исполнительной власти. Кто-то считает, что такие советы просто позволяют выпустить из общества пар, фактически ничего не решая. Я с этим категорически не согласен. Да, у этих органов есть только совещательный голос, но он очень ценен при принятии важных стратегических решений. Очень многое зависит от кадрового состава советов. Здесь нужны крепкие профессионалы, эксперты в своих областях, которые могут и покритиковать власть, если она того заслуживает, изменить слабое решение или законопроект. Мы, кстати, сейчас проводим проверку этих кадров. Недопустима ситуация, когда общественный совет при каком-нибудь ведомстве возглавляет заместитель его начальника. О какой независимой оценке или экспертизе в таком случае можно вести речь? Мы получаем карманную, мертвую структуру.
– Насколько эффективны общественные советы в Челябинской области? Кстати, а сколько их сейчас?
– Общественные советы созданы в 19 федеральных структурах, действующих в Челябинской области. Это та сфера, которую я курирую. Кто-то работает лучше, кто-то хуже. Могу выделить советы при Роснарконтроле, Роспотребнадзоре, ГУ МВД, Росприроднадзоре. Например, Роснаркоконтролю общественники активно помогают заниматься профилактикой наркомании, на протяжении многих лет участвуют в проведении конкурса «Золотой орел». Совет при полицейском главке – один из инициаторов операций «Ваш участковый» и «Дежурим вместе». Также не первый год проводит конкурс детских талантов «Будущее России». Деятельность общественных советов многогранна и не ограничивается лишь служебной сферой.
Подчеркну роль советов в борьбе с коррупцией. Об этом 1 июля на видеоконференции с губернаторами УрФО говорил полпред президента Игорь Холманских. Экспертов из общественных советов надо активнее привлекать к обсуждению различных законопроектов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов. Кстати, на этом делается акцент и в готовящемся сейчас законе «Об общественном контроле».
Я особенно приветствую работу в общественных советах представителей бизнеса, которые могут дать компетентную оценку действиям власти, влияющим на их отрасль. В этом смысле у нас неплохо действуют советы при Росприроднадзоре и антимонопольной службе. Руководитель последнего – челябинский блогер Станислав Вахрушев, которого не упрекнешь в том, что он каким-то образом аффилирован с антимонопольщиками, – старается вести самостоятельную политику. На недавнем совещании он даже упрекнул меня в том, что я, мол, пытаюсь влиять на их совет. Ни в коем случае. Я стараюсь не влиять, а помогать.
– Общественный от слова «общество». Но, насколько мне известно, само общество об этих советах знает немного.
– Вы правы. Мы сейчас как раз работаем над информационной открытостью советов, их более эффективной обратной связью с населением. До конца этого года, я очень на это надеюсь, у каждого совета появится свой сайт, где будет выложен список его членов, план их работы, контакты. При внешней совещательности таких органов у них достаточно полномочий. Например, член общественного совета при полицейском главке имеет право без предварительного согласования прийти в любое помещение МВД либо в места содержания задержанных. Любопытно, что не все члены советов знают о всех своих правах.
– Артем Петрович, давайте немного отвлечемся от общественных советов и поговорим о самых острых проблемах, на которых сейчас сосредоточено ваше внимание.
– Как главный федеральный инспектор в Челябинской области я отвечаю за выполнение поручений и указов главы государства, поручений полпреда в Уральском федеральном округе. По-прежнему во главе угла реализация так называемых майских указов президента (от 7 мая 2012 года. – Прим. ред.), направленных на повышение качества услуг ЖКХ, социальную поддержку населения и многое другое, в частности, рост заработной платы медиков, учителей, социальных работников. В этом году уделяем особое внимание поддержке ветеранов. Совместно с администрацией области к 70-летию Победы составили реестр мероприятий по оказанию поддержки участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Это не разовая акция, а длительный процесс. Десятки миллионов рублей выделено на решение их жилищных вопросов, оказание социальной помощи на дому. Приводятся в порядок места захоронения ветеранов, памятники героям войны.
Из серьезных и пока нерешенных проблем – выделение жилья детям-сиротам. В очереди у нас 1200 ребят, а ежегодно квартиры получают порядка 300 человек. Сами понимаете, очередь с каждым годом увеличивается. Это не только финансовый вопрос. Некоторые территории просто не используют выделенные деньги по назначению – встречал даже такое объяснение: у нас нет нового жилья для сирот, не построили. Вместе с прокуратурой приводим в чувство таких руководителей, решаем вопросы через суд.
Чем занимается Общественный совет
Общественный совет участвует:
– в мониторинге качества оказания государственных услуг федеральным органом исполнительной власти;
– в антикоррупционной работе;
– в оценке эффективности государственных закупок;
– в кадровой работе федерального органа исполнительной власти;
– в работе аттестационных комиссий и конкурсных комиссий по замещению должностей.
Общественный совет вправе:
– участвовать в подготовке докладов о результатах контрольно-надзорной деятельности;
– принимать участие в работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
– осуществлять мониторинг публичной декларации руководителя федерального органа исполнительной власти;
– участвовать в подготовке экспертного содоклада по основным направлениям деятельности федерального органа исполнительной власти за отчетный год;
– осуществлять выборочный анализ качества ответов федерального органа исполнительной власти на обращения граждан;
– взаимодействовать со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях Общественного совета.
Фото: Фото Олега Каргаполова