На Чебаркульском полигоне прошел этап стратегических командно-штабных учений «Центр-2015». Российские военные продемонстрировали готовность к действиям в боевой обстановке и полном радиомолчании. Какими силами командование спасло разведчиков, в какой науке нужно разбираться снайперу, кто наблюдал за ходом учений – в репортаже Chelyabinsk.ru.
По сценарию учений армейское командование получило информацию о том, что в районе Миасса появился лагерь террористов, которые готовятся к захвату городов и дестабилизации обстановки. Под покровом ночи разведывательная группа обнаружила базовый лагерь боевиков. Снайперы в костюмах «Леший» прошли девять километров, затем ползком выдвинулись в расположение противника, выбрали лучшую позицию и начали готовить огневую точку. Пока один копал землю и выносил ее на плащ-палатке, другой занял оборону и прикрывал товарища, затем они менялись. За полтора часа укрытие 2х2 метра было готово. С четырех часов утра стрелки лежали неподвижно, ждали – все ради одного выстрела.
«Мы лежали 12 часов, – рассказал снайпер Алексей Исаев. – Снайперу требуется нечеловеческое терпение, дисциплина, он должен быть физически развит и иметь математические способности (чтобы проводить расчет дальности, характер движения цели). Пока лежим, думаем только о выполнении поставленной задачи».
К тому моменту, когда задача была выполнена, главарь боевиков убит, разведгруппа попала в засаду. Преодолев пятнадцатикилометровый марш-бросок, разведчики поняли, что обнаружены, и начался бой.
«Когда идем в разведку, обращаем внимание на все – примятая трава, всполошенные птицы, сломанные ветки и так далее, – сообщил старший разведчик разведгруппы Дмитрий Гехт. – Сегодня мы проводили разведку на местности, передвигались парами, в две колонны, прикрывая друг друга, между собой общались знаками. При обнаружении противника вступили с ним в бой».
Учения «Центр-2015» стали финальной частью оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ в 2015 г.
Для Дмитрия Гехта это первые учения такого уровня. Во время срочной службы он также был разведчиком, но признается, что теперь подготовка основательнее. Самое главное для разведчика – быть бдительным и мужественным, не привлекать внимания противника, говорит старший разведчик группы.
Чтобы спасти попавший в засаду отряд, блокировать и уничтожить противника, военное командование стянуло и бросило в бой огромные силы.
«Руководством учений обстановка взвинчена до того, что все происходит в боевой обстановке, решения командирами принимаются на ходу, – сообщил командир танковой бригады полковник Рамиль Гилязов. – Подразделения займут рубежи, танки выйдут на огневые позиции. Нужно нанести огневое поражение, согнать бандитов огневым прочесыванием в нужный нам квадрат, блокировать их там огневым окаймлением и затем нанести огневое поражение».
Движущаяся на подмогу техника заправляется на ходу – из БТР выскакивают бойцы прикрытия, осматривают местность, устраивают дымовую завесу, и лишь после этого появляются топливозаправщики. После заправки колонна идет дальше, но временами сталкивается с новыми трудностями. Чтобы преодолеть овраг, требуется мост. Если в гражданских условиях мост строится неделю, то в боевой обстановке он наводится за 10 минут, говорят военные. И уже через две минуты после отбытия военных инженеров по мосту идут танки и самоходные артиллерийские установки, выстраиваясь после этого на позиции.
Пока танковая рота разворачивается на огневой рубеж для обстрела террористов, разведгруппа продолжает бой, а командование следит за точным исполнением приказов, за всеми ними наблюдает войсковой капеллан. Отец Владимир Первушин как лицо штатское не обязан сдавать нормативы и принимать непосредственное участие в бою, но следует за военными всюду, куда направляется большая группа, для поддержки и духовной помощи.
В учениях на Чебаркульском полигоне приняло участие порядка 2000 военнослужащих – контрактников и срочников на 3-4 месяце службы при поддержке около 450 ед. военной техники.
«Подходят попросить благословения, просят о молитве, – говорит духовник танковой бригады. – Всем нужна поддержка, и верующим, и неверующим. Когда есть время у солдат, беседую с ними о мужестве, твердости, духовных ценностях, победах нашей армии».
Сражение заканчивается ночью. К сумеркам силы террористов вынуждены сосредоточиться в нужном военным месте, после чего боевиков блокируют.
Такое крупномасштабное учение, когда вся бригада выполняет маневренные действия ночью, – редкий вид учений и очень непростой. Военным важно не обнаружить себя, показать умения и максимально эффективно использовать все имеющиеся силы.
«Ночной бой является наиболее сложным видом боя, – утверждает полковник Гилязов, – но он неожиданный и для противника, мы приготовили ему много сюрпризов. Это и действие подразделений в полном радиомолчании, и выход ротно-тактических групп, и скрытное выдвижение без огней и опознавательных знаков на рубежи, и открытие огня по команде разведгрупп. Комплексное сочетание разведки, ударной силы и общевойсковых подразделений – краеугольный камень учений. Главная сила командира – вовремя сосредоточить огонь в неожиданном для противника месте».
Таким неожиданным местом стал поселок, где располагался базовый лагерь террористов. После блокирования и штурма всеми силами, в том числе ПВО и ВВС, главари боевиков были захвачены, деблокирующие силы уничтожены, террористическая угроза для Южного Урала снята.
На учениях присутствовали делегации вооруженных сил Египта и Никарагуа. Иностранные военные ознакомились с районом проведения учений, обменялись мнениями о ходе операции с командованием российских сил, наблюдали завершающий ночной этап.
Вылазки разведчиков и залпы из орудий – смотрите на телеканале 74.ru.
Стратегические командно-штабные учения «Центр-2015» начались 14 сентября, один из этапов проходит на Чебаркульском полигоне. Мероприятие является завершающей частью совместных мероприятий боевой подготовки вооруженных сил государств – членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), сообщили в пресс-службе Минобороны.
Фото: Фото Евгения Емельдинова, видео Андрея Винникова