Претендовать на получение алиментов должны не только несовершеннолетние или нетрудоспособные дети, но и студенты-очники в возрасте до 24 лет. Такой довольно спорный законопроект, расширяющий права ребенка на материальную поддержку со стороны родителей, оказался недавно на рассмотрении депутатов Госдумы. «Одному из родителей сложно сохранить прежний уровень жизни ребенка в случаях продолжения им очной формы обучения. Совершеннолетний ребенок нуждается в поддержке родителей, если он еще не получил образование необходимого ему уровня», – цитирует агентство «Интерфакс» текст пояснительной записки.
Авторы законопроекта предложили дополнить Семейный кодекс РФ новой статьей и «установить право нуждающихся в помощи детей в возрасте от 18 до 24 лет, обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях, на алименты от родителей, обладающих необходимыми средствами, подлежащие уплате в судебном порядке».
На мой взгляд, это предложение, несмотря на свою, казалось бы, логичность, не лишено недостатков. Во-первых, все отрасли гражданского права, в том числе и семейного, взаимосвязаны, и внесение каких-либо изменений в одну норму автоматически влечет изменения в других нормах. Во-вторых, в законопроекте отсутствует какое-либо обоснование возраста, до которого предлагается взыскивать алименты. Не указано, связан ли этот возраст с окончанием высшего учебного заведения, и как быть в случае, если ребенок начал обучение в вузе позднее своих сверстников, а оканчивает его уже после 24 лет. В-третьих, сама по себе идея взыскания алиментов предполагает материальную поддержку недееспособного лица вплоть до его дееспособности, т.е. совершеннолетия. Это значит, что лица, достигшие восемнадцатилетия, уже в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, в том числе и заработать на дальнейшее обучение.
Что касается перспектив данного законопроекта, то инициаторы приписывают ему необычайные свойства и последствия – мол, сразу как его примут, произойдет реформа всего семейного законодательства, а нерадивые родители будут обеспечивать своих детей вплоть до 24 лет. Реальных оснований для таких оценок в тексте самого законопроекта я, увы, не обнаружил.
Конечно, предложение не лишено некоторого смысла, однако тот вид, в котором оно представлено, и те поправки, которые предлагается внести, недостаточно отработаны и идут вразрез с рядом законодательных актов Российской Федерации. Также следует учесть, что в случае принятия данных поправок оценить их эффективность будет сложно, поскольку родители, уклонявшиеся от выплаты алиментов несовершеннолетним детям, также будут уклоняться и от дополнительной помощи ребенку-студенту. Тем более что многие родители не в состоянии погасить накопившиеся долги не только в силу своей нерадивости, но и в связи с изменившимся финансовым (падение доходов) и семейным положением (появление новой семьи, которую он также обязан содержать).
Поэтому реального смысла в увеличении максимального возраста для выплаты алиментов нет, ведь в СК РФ уже есть норма, позволяющая родителям на добровольной основе содержать своих детей и по истечении восемнадцатилетнего возраста. Уверен, такое загромождение законодательных актов дополнительными положениями просто бесполезно. Актуальнее, на мой взгляд, направить силы на решение проблемы злостных неплательщиков, которая, к сожалению, стала пугающе распространенной в нашей жизни.
Сергей Гаврюшкин, председатель общественной организации «Статский советник»
Фото: Фото из архива редакции