В Челябинске начал работать лабораторный комплекс по выявлению загрязнений воздуха, благодаря которому специалисты минэкологии оперативно могут определить 11 загрязнителей. Презентация новой аппаратуры прошла во вторник, 20 октября. С какими трудностями сталкивается минэкологии при промышленных выбросах, как работает передвижная лаборатория и какие варианты решения экологических проблем предлагает городским властям министр экологии – в материале Chelyabinsk.ru.
«Губернатор поставил задачу – воздух в Челябинске и области должен стать чище. Лабораторный комплекс из передвижной и стационарной лабораторий – это один из инструментов, который у нас недавно появился, – рассказала Ирина Гладкова. – Благодаря лаборатории мы можем оперативно определить наличие загрязнений. Она мобильная, так что можем выезжать по жалобам челябинцев. Лаборатория начала выезжать в этом году, пока что идет аккредитация – нужно сделать определенное число замеров, методику выработать. Это первый шаг, дальше с предприятиями будем работать вместе с другими надзорными ведомствами – Росприроднадзором и прокуратурой».
В министерство регулярно поступают жалобы от челябинцев с требованием разобраться с конкретными предприятиями, жители уверены – в минэкологии точно знают, кто сделал тот или иной выброс.
«Да, теоретически понятно, кто делал выбросы, но на практике все сложнее, ведь загрязнители у нас специфические, и таких крупных предприятий в Челябинске немало, – отметила министр экологии. – К примеру, по сероводороду недавно обращались жители северо-запада, но проверять приходится порядка 40 предприятий. Если в Карабаше, Верхнем Уфалее загрязнитель очевиден, то в Сатке уже сложнее, а в Челябинске – и вовсе. По объему знаем – крупные металлургические комбинаты, автотранспорт. Для определения главного загрязнителя окружающей среды нужно иметь систему мониторинга, чтобы я могла измерить не только около завода, но, в идеале, и на самой трубе. Здесь уже ответственность предприятий, и мы с ними работаем».
Большие надежды Ирина Гладкова возлагает на новый лабораторный комплекс, который был приобретен в 2013 г. за 12 млн рублей. В городе работают две лаборатории – одна у достаточно давно имеется у горэкоцентра, вторая теперь есть у минэкологии. Маршрутное наблюдение следует проводить тремя лабораториями, утверждает министр, но признает, что покупка третьей пока не по карману.
В данный момент стационарная лаборатория на улице Механической только готовится к аккредитации, специалистами проводится отбор проб, исследования, выполняется задание минэкологии по освоению десяти ингредиентов в год. Начальник управления экологического контроля и анализа Олег Шумихин уверен, что в этом году план по освоению ингредиентов будет перевыполнен. Сейчас стационарная лаборатория определяет концентрацию фенола, цинка, меди и взвешенных веществ.
«Методики используются очень разные, некоторые позволяют получать концентрацию вредных веществ онлайн – с использованием тех газоанализаторов, которые установлены в передвижной лаборатории, – сообщил Олег Шумихин. – Каждый день выезжаем на проверки, выработали методику выбора контрольного поста. На сегодняшний день оборудование у нас совершенно современное, уникальное, такого нет ни в Уральском, ни в Сибирском регионе, да и в Европейской части страны не везде. Оно дает достоверные результаты с высокой точностью».
В лабораторном комплексе работают химики и экологи, все не остепененные – руководитель считает, что при большой загрузке на работе трудно еще заниматься теоретическими изысканиями, но подчеркивает, что все его сотрудники регулярно повышают квалификацию.
В планах министерства экологии создание еще двух лабораторий – по исследованию воды и почвы, но вопрос пока упирается в деньги. Сейчас специалисты сосредоточены на аккредитации и запуске стационарной лаборатории, собирают информацию с выездов и формируют методики анализа полученных сведений.
Для получения максимально быстрого и точного результата стационарная лаборатория нуждается в передвижной, которая может работать онлайн. Переданная с выезда информация может пригодиться для контрольных и оценочных функций.
Передвижная лаборатория умещается в обычной «газели», за день выезжает на три-четыре точки, разворачивается за десять минут и около получаса работает на каждой точке – собирает информацию и определяет уровень примесей и металлов в воздухе. Работающий непосредственно в мобильной лаборатории ведущий инженер управления экологического контроля и анализа Дмитрий Гамаев привык по команде отправляться в разные части города и начинать работу.
«Задание зависит от погодных условий, – подчеркнул инженер-эколог. – Например, сегодня они благоприятные – все развеивается, а в штиль все выбросы заметны не только по приборам, а они очень точные, определяют до четвертого знака после запятой. Все работает автоматически – собирается и измеряется атмосферный воздух, фиксируется газоанализаторами, снятые показания выводятся на компьютер».
Выездная лаборатория определяет концентрацию шести загрязнителей, улавливая оксид и диоксид азота, оксид углерода, сероводород, аммиак и сернистый ангидрид. Взвешенные вещества, которые более других выделяют металлургические производства, точнее определяет стационарная лаборатория на улице Механической.
Дмитрий Гамаев отметил, что в двух посещенных за утро точках разный уровень оксида азота: на площади Революции он ниже, чем на пересечении Меридиана и улицы Российской. По мнению специалиста, на это влияют близость промзоны и многочисленный автотранспорт.
Министр экологии области Ирина Гладкова считает выбросы предприятий лишь одной из причин неблагоприятных метеоусловий в южноуральской столице и выдвигает разные предложения для исправления ситуации.
«Помимо заводов воздух загрязняют также автомобили, но автотранспорт – это все мы, ведь так или иначе передвигаемся по городу на транспорте, а значит загрязняем окружающую среду, – заявила министр. – У городских властей есть право регулирования автотранспорта. Есть такие понятия, как градостроительная политика, определение транспортных потоков. Конечно, ограниченный и платный въезд в центр города – мера непопулярная, но это практика крупных европейских городов, и она применена в Москве. Конечно, это дело городской власти – ее право заняться проработкой этого вопроса. И, разумеется, многое меняет и на многое влияет наличие зеленых насаждений».
Фото: Фото Евгения Емельдинова